--
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- 19 февраля 2016 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Знатновой Н.В.,
при секретаре Сун Е.А.,
представителя ответчика администрации -- --3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению --1, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ребёнка --2 к администрации --, Министерству транспорта и строительства -- о возложении обязанности на Министерство транспорта и строительства -- восстановить --1, --2 в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения; возложении обязанности на администрацию -- произвести --1, --2 социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего им на праве общей долевой собственности и расположенного по адресу: -- за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
--1 обратилась в суд с иском, в котором указала следующее.
Решением Мазановского районного суда от -- --, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от -- -- администрацию -- была возложена обязанность включить истицу и еёнесовершеннолетнюю дочь --2 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: --.
Решение Мазановского районного суда администрацией было исполнено посредством включения в список пострадавших, который был направлен в Министерство транспорта и строительства -- для предоставления меры социальной поддержки.
Однако,-- Министерство транспорта и строительства -- информировало истца о том, что они не подлежат включению в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории -- для предоставления мер социальной поддержки, финансируемых за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Вместе с тем, считает, что действия Министерства транспорта и строительства -- являются неправомерными в части исключения их из списка граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории -- для предоставления мер социальной поддержки по следующим основаниям.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера -обильного выпадения осадков на территории Новокиевского сельсовета --, её дом, расположенный по адресу: -- пострадал.
Данное помещение принадлежит истице и --2 на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность. Проживают в данном жилом помещении с 2008 года, в том числе проживали и на момент чрезвычайной ситуации в августе 2013 года.
В результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было повреждено. Комиссией дом был признан нуждающимся в капитальном ремонте.
Поскольку подтопление жилого дома в ходе чрезвычайной ситуации привело к повреждению его конструктивных элементов, полагает, что имеют право на меры социальной поддержки на цели капитального ремонта.
Просит суд возложить обязанность на Министерство транспорта и строительства -- восстановить её, а также её несовершеннолетнюю дочь --2 в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения; возложить на администрацию -- обязанность произвести ей, а также несовершеннолетней --2 социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности и расположенного по адресу: -- за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе- сентябре 2013 года.
Истец --1 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель ответчика – администрации -- --3 в судебном заседании не оспаривая право --1, --2 на получение мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В письменном отзыве администрация -- иск не признала, указала следующее.
Согласно статьи -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» (далее Закон АО -- от --) органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до --.
Согласно части 3 статьи -- -- от -- органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия:
1) прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт;
2) формирование и утверждение списков граждан, жилые помещения которых повреждены;
3) выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение
капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Исходя из перечисленных выше полномочий, администрация -- приняла заявление на обследование жилого дома, принадлежащего гражданам --1 и --4 Дом был обследован, по результатам осмотра был составлен акт обследования и заключение от -- --, которыми было установлено, что дом требует проведения капитального ремонта с целью восстановления утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого дома, но во включении в списки было отказано, так как не установлена причинно-следственная связь между произошедшим разрушениями и наводнением 2013 года. Но решением суда от -- по делу -- и апелляционным определением от -- -- граждане --1 и --2 были включены администрацией района в списки пострадавших и имеющих право на выплаты на проведение капитального ремонта в связи с чрезвычайной ситуацией в августе 2013 года и сопроводительным письмом от -- -- данный список был направлен в Министерство строительство и архитектуры -- (ныне Министерство транспорта и строительства --). Письмом Министерства строительства и архитектуры -- от -- -- --1 и --2 исключены из списков пострадавших и имеющих право на выплаты на проведение капитального ремонта в связи с чрезвычайной ситуацией в августе 2013 года в связи с тем, что в решении суда имеется формулировка - «признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков.
Повторно все списки направлялись в Министерство строительства и архитектуры -- письмом администрации района от -- -- с приложением 92 дел и письмом от -- -- на сумму – 23552 000-00 рублей.
Согласно части 3 статьи -- -- от -- в целях обеспечения надлежащего исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий уполномоченный орган обязан:
1) оказывать органам местного самоуправления методическую, консультативную помощь в осуществлении этих полномочий;
2) обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.
Согласно части 1 статьи -- -- от -- финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Средства на реализацию государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели и расходуются в соответствии с Порядком расходования субвенций, установленный --.
Постановлением -- от -- -- «Об утверждении порядка расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года» согласно пункта 2 «Главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции было определено - министерство строительства и архитектуры -- ныне Министерство транспорта и строительства --.
Согласно пункта 3. постановления -- от -- --, «Средства субвенции направляются муниципальным образованиям на основании заключенного соглашения о взаимодействии муниципального образования и главного распорядителя (далее - соглашение)».
Между администрацией -- и Министерством строительства и архитектуры -- было заключено соглашение о предоставлении в 2013 году субвенции из областного бюджета бюджету -- на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на проведение капитального ремонта гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 год» на сумму – 8232 000-00 рублей.
В дальнейшем к этому соглашению на протяжении 2014 года было заключено десять дополнительных соглашений и денежные средства были, согласно представленных отчётов, главному распорядителю средств направлены по целевому назначению.
В соответствии с законодательством -- в 2015 году государственные полномочия по осуществлению финансового обеспечения не передавались на уровень органов местного самоуправления -- и соответственно соглашения, о предоставлении в 2015 году субвенции из областного бюджета бюджету -- на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на проведение капитального ремонта гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года Министерство строительства и архитектуры -- ныне Министерство транспорта и строительства -- как главный распорядитель средств с инициативой о заключении вышеуказанного соглашения на администрацию -- не выходило, несмотря на неоднократно направленные списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии со статьей --, принятого решением -- Совета народных депутатов от -- ---р, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ расходы, не предусмотренные в законе или решении о бюджете на очередной финансовый год без внесения изменений, уточнений не подлежат исполнению.
Внесение изменений возможно только при наличии дополнительных доходов, которые поступают в соответствующий бюджет.
Согласно п.7 части 10 статьи -- администрация -- осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления района, в случае принятия соответствующего федерального закона или закона --.
Согласно частью 3 статьи -- -- ограничен срок действия полномочий органов местного самоуправления, то есть истекает --.
-- от -- -- «О признании утратившими силу закона -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» был признан утратившим силу Закон АО от -- ---ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер социальной поддержки на цели капитального ремонта». С момента отмены областного закона --З (от --) т.е. с -- (Закон АО --) Правительством РФ было принято постановление от -- -- «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013г» (далее - Постановление Правительства РФ от -- --).
Согласно пункта 1 постановления Правительства РФ от -- -- «Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей и -- (далее - субъекты Российской Федерации) в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и Коммунальными услугами граждан Российской Федерации» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу с -- по -- (далее соответственно - меры поддержки, наводнение, судебные решения, трансферты). Несмотря на тот факт, что решение в отношении --1 и --2 принято в вышеуказанный период, т.е. --, но в решении от -- -- указана формулировка «включить --1 и --2 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта повреждённого жилого помещения» и соответственно в решении отсутствует формулировка «признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г.».
Также согласно п.п. «а» пункта 4 постановления Правительства РФ от -- -- трансферт -- будет предоставлен при условии наличия утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации:
Порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья взамен утраченного жилья;
Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйственных жилых помещений, и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений;
б) наличие списков граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены, признанных имеющими право на получение мер поддержки в соответствии с судебными решениями, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы.
На уровне субъекта РФ - нормативный акт по наделению органов местного самоуправления -- государственными полномочиями по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации,вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года социальныхвыплат на капитальный ремонт в период с -- не принималось.
Исходя из вышеперечисленного администрация -- считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, так как администрация района выполнила все обязательства возложенные законом -- от -- -- и в рамках предъявляемых исковых требований о возложении обязанности на администрацию -- произвести --1 и --2 социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации 2013 года жилого помещения за счёт средств иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации 2013 года, выполнить не может, так как не является надлежащим ответчиком и главным распорядителем средств на социальную поддержку граждан на капитальный ремонт, пострадавших от чрезвысайной ситуации в августе 2013 года.
Ответчик просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных истцами, в полном объёме.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель ответчика Министерства транспорта и строительства -- --5 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором отразила следующее.
Предоставление мер социальной поддержки осуществлялось за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», -- от ---- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года па территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта», Постановлением Правительства РФ от -- -- «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Министерство транспорта и строительства -- не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу по следующим основаниям.
1) не имеет правоотношений с гражданами, претендующими на получение меры государственной поддержки, не осуществляет предоставление гражданам указанных выплат, и не осуществляет формирование списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации;
2) в соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --.
Органам местного самоуправления передаются государственные полномочия по формированию и утверждению списков граждан, жилые помещения которых повреждены, а также произведение выплат пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений. Постановлением -- от -- -- утвержден Порядок расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (Постановление -- от -- -- «О признании утратившими силу постановлений --»);
3) согласно ст. 7, ч.1., ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» министерство оказывает консультативную и методическую помощь органам местного самоуправления, контролирует осуществление ими государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
--1, --2 не были включены в список (согласно решению Мазановского районного суда от -- --) только лишь потому, что судом первой инстанции была некорректно сформулирована резолютивная часть решения суда, где они были признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал. Нормативно-правовые акты Российской Федерации (Указ Президента от -- --; -- от -- --) регулируют порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
Кроме того, предоставление мер социальной поддержки осуществлялось за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения па территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --».
Финансирование указанных мероприятий завершилось в 2014 году и на 2015 год не предусмотрено (приложение -- к Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы). Нормативные правовые акты области о полномочиях органов местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки, включая -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим и результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, а августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта», признаны утратившими силу.
Таким образом, учитывая изложенное, заявленные требования не являются законными, Министерство транспорта и строительства не является надлежащим ответчиком по делу и просит заявителю --1 в удовлетворении требований отказать, в отношении Министерства производство по делу прекратить.
Представитель третьего лица - Министерства финансов -- в судебное заседание не явился, возражений по заявленным требованиям не представил, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по -- в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, возражений по заявленным требованиям не представили.
На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика - Министерства транспорта и строительства --, третьих лиц- Министерства финансов --, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по --.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Решением Мазановского районного суда от -- -- на администрацию -- была возложена обязанность включить --1, --2 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- в августе 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капительного ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: --.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от -- -- решение Мазановского районного суда от -- -- было оставлено без изменения.
Решение Мазановского районного суда -- от -- вступило в законную силу --.
Письменным уведомлением Министра строительства и архитектуры -- глава администрации -- был уведомлен о том, что формирование списка граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков и оказания мер поддержки из федерального бюджета данной категории граждан законодательством не предусмотрено (предусмотрено только для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением). Соответственно, не включены в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории --, в том числе, --1, --2
Постановлением -- от -- -- Министерство транспорта и дорожного хозяйства преобразовано в Министерство транспорта и строительства с присоединением к нему Министерства строительства и архитектуры --.
Постановлением временно исполняющего обязанности губернатора -- от -- -- ОБ утверждено Положение о Министерстве транспорта и строительства --, в силу которого Министерство является правопреемником министерства строительства, и архитектуры -- в части полномочий и функций в сфере градостроительства, строительного комплекса, ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Как установлено в суде, Министерство транспорта и строительства согласовывает сформированные администрацией -- списки граждан по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта.
Поскольку данное Министерство согласует сформированные администрацией -- списки граждан по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта, то оно обоснованно привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Исключение Министерством транспорта и строительства --1, --2 из списка влечет за собой невозможность реализации прав на выплаты причитающихся денежных средств на проведение капитального ремонта жилья, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Мазановского районного суда было признано, что --1, --2 обладают правом на меру социальной поддержки на цели капитального ремонта жилья, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе-сентябре 2013 года и правом на включение в список.
Установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствуют о наличии у истца неоспоримого права на предоставление за счет бюджетных средств социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья, расположенного по адресу: --.
Исключение --1, --2 из списка граждан, чьё жильё повреждено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории --, лишает их права на выплату положенных денежных средств на цели капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием судебным актом за --1, --2 права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшим на территории -- в августе-сентябре 2013 года, суд считает исключение --1, --2 из списка незаконным.
Право истца на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения подлежит восстановлению, поскольку в силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Указом Президента РФ от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрена необходимость ремонта поврежденного и строительства нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения (п. 1).
Правительству Российской Федерации предписано предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, определив порядок выделения указанных средств (пп. «г» п. 2), а также решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (п.п. «д» п. 2).
Постановлением Правительства РФ от -- -- «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
Условия и порядок предоставления гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, на территории -- определены -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе -сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта».
-- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» признан утратившим силу с -- в результате принятия -- от -- --.
Вместе с тем, на момент возникновения спорных правоотношений -- от -- -- являлся действующим и определял условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы -- от -- -- не придано. В связи с этим нормы -- от -- -- подлежат применению при разрешении настоящего спора.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта», государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории -- (далее - органы местного самоуправления). Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на срок по --. Органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия: 1) прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт; 2) формирование и утверждение списков граждан, жилые помещения которых повреждены; 3) выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Из материалов дела видно, что обращение истца в администрацию -- за выплатой денежных средств на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения имело место на момент, когда -- от -- -- являлся действующим, а администрация -- была наделена государственными полномочиями по рассмотрению заявлений граждан и осуществлению гражданам компенсационных выплат.
В результате исключения --1, --2 из списка граждан - получателей социальной выплаты, средств на цели капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья, ответчиком- Министерством транспорта и строительства было допущено нарушение их права на указанную выплату. Данная выплата была предоставлена им действующим на момент режима чрезвычайной ситуации законодательством.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта», финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам.
Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от -- -- (в действующей редакции), предусмотрено, что осуществление социальной выплаты устанавливается в порядке реализации полномочий органов государственной власти и предоставляется за счет бюджетных ассигнований - иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету --.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
При этом суд полагает правомерным отметить о том, что сам Порядок расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденный Постановлением -- от -- -- (в редакции от --), а также Правила предоставления из федеральною бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы регламентируют порядок направления и расходования денежных средств федерального бюджета с целью устранения последствий чрезвычайной ситуации.
В связи с чем, суд полагает правомерным возложить на администрацию --, обязанность по осуществлению выплаты положенных --1, --2 денежных средств на цели капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшим в августе-сентябре 2013 года, принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения. Поскольку именно на администрацию -- возложена обязанность по осуществлению государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного жилья в результате чрезвычайной ситуации.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органу местного самоуправления для социальной выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, денежных средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, касаются межбюджетных правоотношений, в которых гражданин субъектом не является, в силу чего право истца на получение требуемых компенсационных выплат, не может быть поставлено в зависимость от сроков и объема денежных средств, направляемых из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Действующим законодательством в сфере оказания государственной поддержки лицам, пострадавшим от наводнения на территории -- в 2013 году не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении социальной выплаты, как отсутствие финансирования.
Таким образом, предусмотренная истцу выплата подлежит осуществлению именно за счет средств иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду сторонами доказательства, исковые требования --1 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования --1, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней --2 к администрации --, Министерству транспорта и строительства --, третьим лицам: Министерству финансов --, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по -- о возложении обязанности на Министерство транспорта и строительства -- восстановить --1, --2 в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения; возложении обязанности на администрацию -- произвести социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего --1, --2 на праве общей долевой собственности и расположенного по адресу: -- за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, удовлетворить.
Возложить на Министерство транспорта и строительства -- обязанность восстановить --1, --2 в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории -- в августе-сентябре 2013 года, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, принадлежащего им на праве общей долевой собственности и расположенного по адресу: --.
Возложить на администрацию -- обязанность произвести --1, --2 социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, принадлежащего им на праве общей долевой собственности и расположенного по адресу: -- за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Знатнова Н.В.