Дело № 2-175/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Няндома 03 февраля 2015 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Макарова М.В.,
при секретаре Сметаниной В.М.,
с участием истца Есиной С.А.,
представителя ответчика Беляевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Няндома Архангельской области гражданское дело по иску Есиной Светланы Анатольевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и ее назначении,
у с т а н о в и л:
Есина С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области (далее - ГУ-УПФ РФ) о признании незаконным решения в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в специальный стаж работы периодов курсов повышения квалификации и устранении допущенных нарушений.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением ГУ-УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст.27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Считает отказ необоснованным, так как из ее стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, были исключены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Прохождение курсов повышения квалификации закреплено в ее должностных обязанностях. В период обучения за ней сохранялась заработная плата и место работы. Просила признать решение ГУ-УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить в кратном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) в стаж работы периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также устранить в полном объеме допущенные нарушения её прав.
В судебном заседании истец Есина С.А. исковые требования уточнила, просит обязать ответчика включить в стаж её работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении; признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ей трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста со ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Беляева С.И. иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Няндомская центральная районная больница», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п.1 ст.1 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, согласно ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Есина С.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ в связи с недостаточностью стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д. 6).
Как следует из данного решения, в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету ГУ-УПФ РФ специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ составил 29 лет 09 месяцев 00 дней, при требуемом не менее 30 лет.
Суд находит решение комиссии ГУ-УПФ РФ в указанной части незаконным, по следующим основаниям.
В силу пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список от 29 октября 2002 года №781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила от 29 октября 2002 года №781)
Согласно пункта 5 Правил от 29.10.2002г. №781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих правил.
Пунктом 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24 июля 2002 года № 555, предусмотрено, что основным документом для назначения трудовых пенсий является трудовая книжка установленного образца.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в частности справкой ГБУЗ АО «НЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работы или условия труда (л.д. 7), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец Есина С.А. работает в должности медицинской сестры детского отделения ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница».
Таким образом, наименование структурного подразделения и должностей, в которых работала истец, а именно: медицинской сестры детского отделения не соответствует наименованию структурного подразделения и должности, поименованных Перечнем.
Работа истца в должности медицинской сестры палатной детского отделения за исключением спорных периодов включена ответчиком в стаж работы истца, дающий право на досрочную трудовую деятельность по старости, в календарном порядке.
Нахождение истца в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации подтверждается материалами дела, продолжительность указанных спорных периодов ответчиком не оспаривается.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца времени нахождения ее на курсах повышения квалификации суд исходит из того, что, согласно п. 4 Правил от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов Пенсионный фонд. При этом при применении Правил от 11 июля 2002 года № 516 к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ, предусматривающей права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 197 Трудового кодекса РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Судом установлено, что Есина С.А. направлялась работодателем в целях повышения квалификации на специализированные курсы. При этом повышение квалификации являлось обязательным условием для продолжения работы истца в должности медицинской сестры детского отделения. В период обучения Есиной С.А. за ней сохранялись ее место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель производил все необходимые страховые взносы.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела.
Приказами по МУЗ «Няндомская ЦРБ» (л.д. 8-10), сертификатом о сдаче квалификационного экзамена (л.д. 11), справкой ГБУЗ АО «Няндомская ЦРБ», уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимый для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе от 01 декабря 2014 года.
Суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о том, что время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, когда лечебная деятельность не осуществляется, нет психологических и физических нагрузок, сопровождающих лечебную деятельность, нет той интенсивности и характера работы, с которыми и связывается приобретение права на досрочное пенсионное обеспечение - это время может быть включено только в общий трудовой (страховой) стаж, но не в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно и полагает включить указанные периоды в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку прохождение курсов повышения квалификации было непосредственно связано с медицинской деятельностью истца.
Факт направления истца на курсы повышения квалификации работодателем судом установлен. В указанные периоды истец работала в должности медицинской сестры детского отделения, трудовой договор с ней не прерывался, заработную плату она получала как лицо, осуществляющее лечебную деятельность, и с ее заработка производились отчисления страховых взносов.
Поскольку в периоды работы, которые исчислены ответчиком в календарном исчислении, истец направлялась на курсы повышения квалификации, периоды нахождения на которых приравнивается к работе, то исчисление стажа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Учитывая изложенное, периоды нахождения Есиной С.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в трудовой стаж истца в календарном исчислении.
На момент обращения Есиной С.А. с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФ РФ засчитано в ее специальный стаж 29 лет 09 месяцев 00 дней, продолжительность спорных периодов, включенных судом в специальный стаж истца, составляет более 30 лет, при требуемом 30 лет.
В силу п. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела следует, что с заявлением в ГУ-УПФ РФ о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Есина С.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на назначение трудовой пенсии у истца возникло с указанной даты.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Есиной С.А. к ГУ-УПФ РФ о возложении обязанности включить в ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении; признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Есиной Светланы Анатольевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и ее назначении удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области включить в стаж работы Есиной Светланы Анатольевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
Признать за Есиной Светланой Анатольевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области назначить Есиной Светлане Анатольевне трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста со ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Макаров