Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-279/2018 ~ М-269/2018 от 10.07.2018

2а- 279/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский

28 августа 2018 года

Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Дорофеевой Э.В.,

при секретаре Бобровских Н.В.,

с участием административного истца Федоровой О.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Федоровой А.А.,

представителя административного истца Федоровой О.С., Добротворской М.С., действующей на основании заявления,

представителя ответчика, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Силкович А.И. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Федоровой Олеси Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО, к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области о признании действий органа местного самоуправления незаконными и возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально в суд к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области с названным административным иском обратились Федорова Олеся Сергеевна и Федоров Александр Александрович.

Требования мотивировали тем, что 06.05.2006 они вступили в брак, в 2008 году постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в 2009 году стали участниками подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

15.02.2011 брак был расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Федорова А.А., которая была включена в состав их семьи для участия в подпрограмме.

24.04.2015 они вновь вступили в брак.

02.06.2015 на заемные денежные средства приобрели земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные в <адрес> Право собственности на недвижимость было зарегистрировано за Федоровой О.С. и Федоровым А.А. по <данные изъяты> доле в праве.

В мае 2018 года Федорова О.С. обратилась в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области, чтобы узнать номер своей очереди на получение социальной выплаты и выяснила, что в мае 2017 года её семья была исключена из списка молодых семей в связи с приобретением жилья, о чем ей было направлено уведомление. Однако какого-либо почтового отправления она не получала и о нарушении своих прав узнала в мае 2018 года.

Считают действия администрации Грибановского муниципального района Воронежской области по исключению их семьи из состава участников подпрограммы незаконными, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого основания для исключения из подпрограммы, как приобретение жилья. Из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий они не исключены, дом купили с использованием ипотечного жилищного кредита и социальную выплату хотели направить на погашение задолженности по кредиту.

Просили признать незаконными действия администрации Грибановского муниципального района Воронежской области по исключению семьи Федорова Александра Александровича и Федоровой Олеси Сергеевны из сводного списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе и обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области и администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области восстановить семью Федорова Александра Александровича и Федоровой Олеси Сергеевны в списке участников подпрограммы с даты первоначальной постановки на учет.

10.08.2018 от Федоровой О.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО в суд поступило уточненное административное исковое заявление, в котором наряду с требованием о признании незаконными действий органа местного самоуправления содержится требование об обязании ответчика восстановить в списке молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» с даты первоначальной постановки на учет семью Федоровой Олеси Сергеевны в составе двух человек: Федорова Олеся Сергеевна и ФИО. Как указано в заявлении, в связи с достижением Федоровым А.А. возраста 36 лет он утратил право на участие в подпрограмме, но наличие малолетнего ребенка дает возможность семье Федоровых продолжить участие в подпрограмме составом семьи Федоровой О.С. и Федоровой А.А. Кроме того, уже с 11.07.2014 она участвовала в подпрограмме именно в таком составе семьи, л.д. 177-181.

От административного истца Федорова А.А. в суд поступило заявление о прекращении производства по делу в связи с отказом от административного иска, л.д. 217.

Определением Грибановского районного суда Воронежской области от 27.08.2018 производство по административному иску Федорова А.А. к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о признании действий незаконными и восстановлении в Списке участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» было прекращено. Тем же определением уточненное административное заявление Федоровой О.С. принято к производству, л.д. 218-219.

Определением Грибановского районного суда Воронежской области от 28.08.2018 администрация Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области исключена из числа административных ответчиков, производство по делу по административному иску к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области прекращено в связи с отказом административного истца от иска к указанному ответчику по тем основаниям, что действиями данного ответчика права истцов не нарушаются, в полномочия администрации Грибановского городского поселения не входит принятие на учет и формирование списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», л.д. 221.

В судебном заседании административный истец Федорова О.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Федоровой А.А., требования уточненного административного иска поддержала в полном объеме. Суду показала, что при постановке на учет ей никто не разъяснил обязанность сообщать об изменениях в составе семьи. После расторжения брака с Федоровым А.А. она не поставила в известность ответчика, и семья продолжала состоять на учете. После рождения дочери в ДД.ММ.ГГГГ году она написала заявление с просьбой включить дочь в состав участников подпрограммы, после чего её семья участвовала в программе в составе трех человек.

В 2014 году её вызвали в администрацию района и сообщили, что программа по обеспечению жильем молодых семей утратила силу, принята новая государственная программа Воронежской области по обеспечению жильем молодых семей, и чтобы продолжить участие в этой программе, нужно написать новое заявление. Она сообщила сотруднику администрации о том, что её брак расторгнут и написала заявление на участие в программе семьи в составе двух человек: Федоровой О.С. и дочери Федоровой А.А. Принести свидетельство о расторжении брака её не просили.

После вступления с Федоровым А.А. в брак во второй раз они приобрели жильё, но она также не известила об этом ответчика, так как не знала, что это нужно сделать.

Представитель административного истца Федоровой О.С., Добротворская М.С., действующая на основании заявления, л.д. 150, и диплома о высшем юридическом образовании, л.д. 147, требования административного искового заявления поддержала и показала, что семья Федоровых неправомерно исключена из сводного списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе. На момент постановки на учет семья Федоровых соответствовала всем условиям, предъявляемым к молодой семье – участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», нуждалась в улучшении жилищных условий. Приобретение жилого помещения на заемные деньги не является основанием для исключения семьи из подпрограммы. По действующему законодательству социальная выплата молодой семьи может быть направлена на погашение ипотечного кредита. Кроме того, до настоящего времени семья Федоровых не исключена из Списка нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации Грибановского городского поселения.

Представитель административного ответчика, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Силкович А.И. (доверенность, л.д. 97, диплом о высшем юридическом образовании, л.д. 93) в судебном заседании административные исковые требования не признала, действия администрации по исключению семьи Федоровой О.С. из списка участников программы считает законными и обоснованными.

Суду показала, что семья Федорова А.А. и Федоровой О.С. была включена в состав участников районной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в Грибановском районе» 28.05.2009.

15.02.2011 брак между Федоровым А.А. и Федоровой О.С. был расторгнут, но об этом администрацию Грибановского муниципального района никто не уведомил, хотя данная информация послужила бы основанием для исключения семьи из сводного списка молодых семей – участников программы.

ДД.ММ.ГГГГ у Федоровой О.С. родилась дочь ФИО, в связи с чем в администрацию поступило заявление об утверждении семьи в новом составе в количестве трех человек: Федоров А.А., Федорова О.С., Федорова А.А. При этом Федорова О.С. утаила информацию о том, что семья распалась и в браке она не состоит.

25.12.2013 была принята государственная программа Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области», в рамках которой была продолжена реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Данные мероприятия повлекли за собой необходимость в принятии заявлений от молодых семей – участников ранее действовавших программ об изъявлении желания продолжить участие в рамках новой программы.

11.07.2014 от Федоровой О.С. поступило заявление об участии в программных мероприятиях составом семьи два человека: Федорова О.С. и Федорова А.А. и было пояснено, что после рождения дочери семья распалась. Поскольку факт расторжения брака при наличии детей не является основанием для исключения семьи из программы, семья Федоровой О.С. продолжила участие в программных мероприятиях в новом составе.

С целью формирования списка молодых семей – участников программы для получения социальной выплаты в 2018 году, в 2017 году в Управление Росреестра по Воронежской области был направлен запрос о наличии недвижимости. Было установлено, что в собственности Федоровой О.С. и Федорова А.А. имеется жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м при учетной норме площади жилого помещения на территории Грибановского городского поселения 11 кв. м на одного человека.

Важнейшим условием участия в Программе является нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий. Поскольку молодая семья жильем площадью не ниже установленной нормы обеспечена, при приобретении жилого помещения с использованием ипотечного кредитования не предоставила документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, было принято решение об исключении семьи Федоровой О.С. из сводного списка молодых семей – участников программы.

Таким образом, основанием для исключения семьи Федоровой О.С. из состава участников Программы явилось приобретение жилья.

02.05.2017 в адрес Федоровой О.С. простым почтовым отправлением было направлено соответствующее уведомление, что подтверждается записью в журнале исходящей корреспонденции.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Федорову А.А. исполнилось 36 лет, что также явилось бы основанием для исключения данной семьи из сводного списка молодых семей – участников программы.

К материалам дела приобщены письменные возражения административного ответчика, л.д. 98-102.

Заинтересованное лицо, департамент строительной политики Воронежской области, в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, л.д. 185-186.

В суд поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указывается на незаконность и необоснованность заявленных требований.

В соответствии с приказом департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 № 61-02-03/146 «Об утверждении Порядка формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в случае изменений сведений, указанных молодой семьей при подаче в орган местного самоуправления документов, предусмотренных пунктами 18 и 19 Правил, в том числе изменение фамилии в связи с заключением (расторжением) брака, изменение состава семьи в связи с заключением (расторжением) брака, рождением или усыновлением (удочерением) ребенка, смертью члена семьи, изменением паспортных данных, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента наступления изменений и получения соответствующих документов молодая семья обязана подать в орган местного самоуправления соответствующие документы и (или) их копии, подтверждающие изменение сведений. Орган местного самоуправления обязан учесть эти сведения.

Ранее аналогичный порядок был утвержден приказом департамента строительной политики Воронежской области от 08.02.2016 № 61-02-03/10 и приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 27.02.2012 № 64.

После расторжения брака 15.02.2011 Федорова О.С. обязана была проинформировать органы местного самоуправления о том, что её семья перестала существовать в связи с расторжением брака и по указанным основаниям она должна была быть исключена из участников подпрограммы.

После ДД.ММ.ГГГГ, когда у Федоровой О.С. родилась дочь, истец имела право повторно подать документы на участие в подпрограмме в составе семьи 2 человека – она и дочь. Но по факту в состав её семьи были только внесены изменения – мужа поменяли на дочь, оставив семью Федоровой О.С. в числе участников подпрограммы с первоначальной даты 28.05.2009.

Истец должна была сообщить в орган местного самоуправления о заключении брака с Федоровым А.А. 24.04.2015 и стать участником подпрограммы в составе семьи 3 человека. Однако такие сведения предоставлены не были и истец являлась участницей подпрограммы до 2017 года в составе семьи 2 человека – она и дочь, хотя фактически находилась в браке и её семья состояла из 3 человек.

На сегодняшний день Федорову А. А. исполнилось 36 лет, что является основанием для исключения из списка молодых семей. Требования Фёдоровой О.С. восстановить её семью в списке составом семьи 2 человека противоречит действующему законодательству, поскольку семья на сегодняшний день состоит из 3 человек. Брак Федоровой О.С. не расторгнут, родительских прав на дочь она не лишена.

Кроме того, на момент взятия Федоровым А.А. и Федоровой О.С. займа на приобретение жилья (02.06.2015) действовало постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 в редакции от 18.10.2014.

В соответствии с п. 2 Правил, являющихся приложением № 3 к подпрограмме, на тот момент социальные выплаты могли использоваться семьями, которые намерены улучшить свои жилищные условия с привлечением заемных (кредитных) средств, в том числе, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, полученным только до 1 января 2011 года. Впоследствии, 26.05.2016, в постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 были внесены изменения, в соответствии с которыми временные рамки взятия жилищного кредита или жилищного займа были отменены. Однако семьей Федоровых заем на приобретение жилья был взят в период после 01.01.2011 и до 26.05.2016, погашение указанного займа за счет средств социальной выплаты, полученной в рамках реализации программы «Жилище» противоречит действующему законодательству и недопустимо.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на неё обязанность обеспечивать государственную поддержку материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, целями и задачами которой являлось предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь, молодым семьям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 889 действие Федеральной программы было продлено на 2015-2020 годы. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям установлен в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Согласно п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На основании пунктов 18 и 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает документы в орган местного самоуправления по месту жительства.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей основного мероприятия. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (п. 21 Правил).

Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24 Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 25 Правил).

Для реализации Федеральной целевой программы на региональном уровне была принята государственная программа Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», утвержденная постановлением Правительства Воронежской области от 29.10.2015 № 834, подпрограммой 1 которой является подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области».

На муниципальном уровне обеспечение жильем молодых семей осуществляется в рамках муниципальной программы Грибановского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, коммунальными услугами населения Грибановского муниципального района», утвержденной постановлением администрации Грибановского муниципального района от 25.12.2013 № 1043.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что Федорова О.С. и Федоров А.А. вступили в брак 06.05.2006, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака , выданным 06.05.2016 отделом ЗАГС Грибановского района Воронежской области, л.д. 115.

Постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от 09.10.2008 № 80 семья Федоровой О.С. в составе 2 человек (Федорова О.С. и Федоров А.А.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет с 06.10.2008, л.д. 103-106.

03.04.2009 Федорова О.С. обратилась в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области с заявлением о включении в состав участников районной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в Грибановском районе» как молодая семья в составе Федорова О.С. и Федоров А.А., л.д. 109-110.

Решением комиссии по реализации районной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в Грибановском районе» от 28.05.2009 молодая семья Федорова А.А. признана участником программы, л.д. 144-145.

15.02.2011 брак между Федоровой О.С. и Федоровым А.А. расторгнут, л.д. 13, однако семья не была исключена из списка молодых семей – участников программы «Жилище».

ДД.ММ.ГГГГ у Федорова А.А. и Федоровой О.С. родилась дочь ФИО (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, л.д. 14-15).

После рождения дочери Федорова О.С. обратилась к административному ответчику с заявлением утвердить в списке участников программы «Обеспечением жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе на 2011-2015 годы» семью в составе трех человек: Федоров А.А., Федорова О.С., Федорова А.А., л.д. 135. Дата в заявлении не указана. Сведения о том, какое решение принято по данному заявлению, в каком составе семья Федоровой О.С. состояла на учете, в суд не поступали.

11.07.2014 от Федоровой О.С. поступило заявление продолжить участие в программных мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе в рамках подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» в составе семьи два человека: Федорова О.С. и Федорова А.А., л.д. 137- 139. При этом свидетельство о расторжении брака с Федоровым А.А. представлено не было.

Как следует из отзыва ответчика и заинтересованного лица, на основании данного заявления в состав семьи истца были внесены изменения (мужа поменяли на дочь), оставив семью Федоровой О.С. в числе участников подпрограммы с первоначальной даты в новом составе.

24.04.2015 Федорова О.С. вновь вступила в брак с Федоровым А.А., л.д. 17, но сведения об изменении состава семьи в органы местного самоуправления не предоставила.

02.06.2015 Федорова О.С. и Федоров А.А. на заемные денежные средства на основании договора купли-продажи по <данные изъяты> доле приобрели земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные в <адрес> л.д. 40-42, 59-60.

20.03.2017 ответчику стало известно о том, что Федорова О.С. значится собственником <данные изъяты> доли жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. м по <адрес> и <данные изъяты> доли земельного участка по тому же адресу на основании договора купли-продажи от 02.06.2015 (Выписка из ЕГРН от 20.03.2017 , л.д. 140-141), что послужило основанием для исключения семьи из списка молодых семей – участников программы.

02.05.2017 в адрес Федоровой О.С. администрацией Грибановского муниципального района было направлено уведомление за № 1874, в котором значится, что семья выбывает из сводного списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе в связи с тем, что по сведениям Росреестра за Федоровой О.С. оформлено <данные изъяты> жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв. м, л.д. 143.

В качестве доказательства направления Федоровой О.С. уведомления об исключении из состава участников Программы административным ответчиком в суд представлен журнал регистрации исходящей корреспонденции, где имеется запись от 02.05.2018 за номером 1874 о направлении уведомления, л.д. 108.

Суд считает, что данное доказательство не подтверждает факт направления уведомления и полагает, что доводы административного истца Федоровой О.С. о том, что о принятом решении ей стало известно в мае 2018 года, административным ответчиком не опровергнуты.

В судебном заседании не представилось возможным установить, в каком составе на дату исключения из списка семья Федоровой О.С. состояла на учете. Текст представленного в суд уведомления об исключении семьи из списка таких сведений не содержит. Кроме того, на учет была поставлена семья Федорова А.А., а исключена из списка семья Федоровой О.С.

По мнению истца, исключена из состава участников подпрограммы её семья в составе двух человек: Федорова О.С. и дочь Федорова А.А.

Из письменных отзывов административного ответчика и заинтересованного лица также можно сделать вывод о том, что Федорова О.С. являлась участницей подпрограммы до 2017 года в составе семьи из 2 человек - она и дочь, хотя фактически находилась в браке и её семья состояла из 3 человек.

Однако в судебном заседании представитель административного ответчика настаивает на том, что на основании заявления Федоровой О.С от 2012 года на учете состояла и впоследствии была исключена из состава участников подпрограммы семья Федоровой О.С. в составе трех человек: Федорова О.С., Федоров А.А. и Федорова А.А.

Из текста уведомления и из представленных сторонами материалов дела также не представляется возможным установить, на каком конкретно основании, предусмотренном законом, уполномоченный орган пришел к выводу об исключении семьи из состава участников подпрограммы.

Такого основания для исключения из списка, как приобретение жилья, действующее законодательство не содержит.

Подпункт «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», на который ссылался административный ответчик при принятии оспариваемого решения, оснований для исключения молодой семьи из состава участников не содержит, а касается только постановки молодой семьи на учет и предусматривает одно из требований, которому должна соответствовать молодая семья при постановке на учет, а именно, быть признанной нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, семья Федоровой О.С. до настоящего времени значится нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановление администрации Грибановского городского поселения № 80 от 09.10.2008 до настоящего времени не изменено и не отменено, семья Федоровой О.С. с учета не снята, л.д. 103.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что действия администрации Грибановского муниципального района Воронежской области по принятию решения об исключении семьи Федоровой Олеси Сергеевны из сводного списка молодых семей – участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе Воронежской области, не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы административного ответчика, и в этой части административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, в силу статей 176, 178 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение только по заявленным административным истцом требованиям.

Суд не вправе давать оценку иным основаниям исключения из списка молодых семей - участников Программы, на которые в судебном заседании ссылается административный ответчик и в письменном отзыве заинтересованное лицо, и которые, по их мнению, исключают возможность участия семьи Федоровой О.С. в подпрограмме. Так, административный ответчик в судебном заседании ссылается на то, что семья Федоровой О.С. могла бы быть исключена из списка молодых семей по различным основаниям, например, достижение Федоровым А.А. 36-летнего возраста, не уведомление уполномоченного органа об изменении состава семьи, приобретение жилья по ипотечному жилищному кредиту после 01 января 2011 года и др. Однако при принятии оспариваемого решения административный ответчик ссылался только на факт приобретения жилья семьей Федоровой О.С. и иным обстоятельствам оценки не дал.

В связи с изложенным выше суд полагает, что административный ответчик должен повторно рассмотреть заявление Федоровой О.С. в полном объеме, тщательно исследовать и установить все юридически значимые факты и обстоятельства, после чего принять решение о наличии или отсутствии оснований для нахождения семьи Федоровой О.С. на учете, конкретно указав состав семьи. Суд своим решением не вправе предопределять существо решения, которое должно быть принято административным ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федоровой Олеси Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации Грибановского муниципального района Воронежской области по вынесению решения об исключении семьи Федоровой Олеси Сергеевны из сводного списка молодых семей – участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе Воронежской области.

Обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области в течение двух недель после вступления решения суда в законную силу повторно в полном объеме рассмотреть вопрос о снятии семьи Федоровой Олеси Сергеевны с учета участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п    Э.В. Дорофеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна: Судья:

Секретарь:

2а- 279/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский

28 августа 2018 года

Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Дорофеевой Э.В.,

при секретаре Бобровских Н.В.,

с участием административного истца Федоровой О.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Федоровой А.А.,

представителя административного истца Федоровой О.С., Добротворской М.С., действующей на основании заявления,

представителя ответчика, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Силкович А.И. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Федоровой Олеси Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО, к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области о признании действий органа местного самоуправления незаконными и возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально в суд к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области с названным административным иском обратились Федорова Олеся Сергеевна и Федоров Александр Александрович.

Требования мотивировали тем, что 06.05.2006 они вступили в брак, в 2008 году постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в 2009 году стали участниками подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

15.02.2011 брак был расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Федорова А.А., которая была включена в состав их семьи для участия в подпрограмме.

24.04.2015 они вновь вступили в брак.

02.06.2015 на заемные денежные средства приобрели земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные в <адрес> Право собственности на недвижимость было зарегистрировано за Федоровой О.С. и Федоровым А.А. по <данные изъяты> доле в праве.

В мае 2018 года Федорова О.С. обратилась в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области, чтобы узнать номер своей очереди на получение социальной выплаты и выяснила, что в мае 2017 года её семья была исключена из списка молодых семей в связи с приобретением жилья, о чем ей было направлено уведомление. Однако какого-либо почтового отправления она не получала и о нарушении своих прав узнала в мае 2018 года.

Считают действия администрации Грибановского муниципального района Воронежской области по исключению их семьи из состава участников подпрограммы незаконными, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого основания для исключения из подпрограммы, как приобретение жилья. Из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий они не исключены, дом купили с использованием ипотечного жилищного кредита и социальную выплату хотели направить на погашение задолженности по кредиту.

Просили признать незаконными действия администрации Грибановского муниципального района Воронежской области по исключению семьи Федорова Александра Александровича и Федоровой Олеси Сергеевны из сводного списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе и обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области и администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области восстановить семью Федорова Александра Александровича и Федоровой Олеси Сергеевны в списке участников подпрограммы с даты первоначальной постановки на учет.

10.08.2018 от Федоровой О.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО в суд поступило уточненное административное исковое заявление, в котором наряду с требованием о признании незаконными действий органа местного самоуправления содержится требование об обязании ответчика восстановить в списке молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» с даты первоначальной постановки на учет семью Федоровой Олеси Сергеевны в составе двух человек: Федорова Олеся Сергеевна и ФИО. Как указано в заявлении, в связи с достижением Федоровым А.А. возраста 36 лет он утратил право на участие в подпрограмме, но наличие малолетнего ребенка дает возможность семье Федоровых продолжить участие в подпрограмме составом семьи Федоровой О.С. и Федоровой А.А. Кроме того, уже с 11.07.2014 она участвовала в подпрограмме именно в таком составе семьи, л.д. 177-181.

От административного истца Федорова А.А. в суд поступило заявление о прекращении производства по делу в связи с отказом от административного иска, л.д. 217.

Определением Грибановского районного суда Воронежской области от 27.08.2018 производство по административному иску Федорова А.А. к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о признании действий незаконными и восстановлении в Списке участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» было прекращено. Тем же определением уточненное административное заявление Федоровой О.С. принято к производству, л.д. 218-219.

Определением Грибановского районного суда Воронежской области от 28.08.2018 администрация Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области исключена из числа административных ответчиков, производство по делу по административному иску к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области прекращено в связи с отказом административного истца от иска к указанному ответчику по тем основаниям, что действиями данного ответчика права истцов не нарушаются, в полномочия администрации Грибановского городского поселения не входит принятие на учет и формирование списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», л.д. 221.

В судебном заседании административный истец Федорова О.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Федоровой А.А., требования уточненного административного иска поддержала в полном объеме. Суду показала, что при постановке на учет ей никто не разъяснил обязанность сообщать об изменениях в составе семьи. После расторжения брака с Федоровым А.А. она не поставила в известность ответчика, и семья продолжала состоять на учете. После рождения дочери в ДД.ММ.ГГГГ году она написала заявление с просьбой включить дочь в состав участников подпрограммы, после чего её семья участвовала в программе в составе трех человек.

В 2014 году её вызвали в администрацию района и сообщили, что программа по обеспечению жильем молодых семей утратила силу, принята новая государственная программа Воронежской области по обеспечению жильем молодых семей, и чтобы продолжить участие в этой программе, нужно написать новое заявление. Она сообщила сотруднику администрации о том, что её брак расторгнут и написала заявление на участие в программе семьи в составе двух человек: Федоровой О.С. и дочери Федоровой А.А. Принести свидетельство о расторжении брака её не просили.

После вступления с Федоровым А.А. в брак во второй раз они приобрели жильё, но она также не известила об этом ответчика, так как не знала, что это нужно сделать.

Представитель административного истца Федоровой О.С., Добротворская М.С., действующая на основании заявления, л.д. 150, и диплома о высшем юридическом образовании, л.д. 147, требования административного искового заявления поддержала и показала, что семья Федоровых неправомерно исключена из сводного списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе. На момент постановки на учет семья Федоровых соответствовала всем условиям, предъявляемым к молодой семье – участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», нуждалась в улучшении жилищных условий. Приобретение жилого помещения на заемные деньги не является основанием для исключения семьи из подпрограммы. По действующему законодательству социальная выплата молодой семьи может быть направлена на погашение ипотечного кредита. Кроме того, до настоящего времени семья Федоровых не исключена из Списка нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации Грибановского городского поселения.

Представитель административного ответчика, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Силкович А.И. (доверенность, л.д. 97, диплом о высшем юридическом образовании, л.д. 93) в судебном заседании административные исковые требования не признала, действия администрации по исключению семьи Федоровой О.С. из списка участников программы считает законными и обоснованными.

Суду показала, что семья Федорова А.А. и Федоровой О.С. была включена в состав участников районной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в Грибановском районе» 28.05.2009.

15.02.2011 брак между Федоровым А.А. и Федоровой О.С. был расторгнут, но об этом администрацию Грибановского муниципального района никто не уведомил, хотя данная информация послужила бы основанием для исключения семьи из сводного списка молодых семей – участников программы.

ДД.ММ.ГГГГ у Федоровой О.С. родилась дочь ФИО, в связи с чем в администрацию поступило заявление об утверждении семьи в новом составе в количестве трех человек: Федоров А.А., Федорова О.С., Федорова А.А. При этом Федорова О.С. утаила информацию о том, что семья распалась и в браке она не состоит.

25.12.2013 была принята государственная программа Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области», в рамках которой была продолжена реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Данные мероприятия повлекли за собой необходимость в принятии заявлений от молодых семей – участников ранее действовавших программ об изъявлении желания продолжить участие в рамках новой программы.

11.07.2014 от Федоровой О.С. поступило заявление об участии в программных мероприятиях составом семьи два человека: Федорова О.С. и Федорова А.А. и было пояснено, что после рождения дочери семья распалась. Поскольку факт расторжения брака при наличии детей не является основанием для исключения семьи из программы, семья Федоровой О.С. продолжила участие в программных мероприятиях в новом составе.

С целью формирования списка молодых семей – участников программы для получения социальной выплаты в 2018 году, в 2017 году в Управление Росреестра по Воронежской области был направлен запрос о наличии недвижимости. Было установлено, что в собственности Федоровой О.С. и Федорова А.А. имеется жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м при учетной норме площади жилого помещения на территории Грибановского городского поселения 11 кв. м на одного человека.

Важнейшим условием участия в Программе является нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий. Поскольку молодая семья жильем площадью не ниже установленной нормы обеспечена, при приобретении жилого помещения с использованием ипотечного кредитования не предоставила документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, было принято решение об исключении семьи Федоровой О.С. из сводного списка молодых семей – участников программы.

Таким образом, основанием для исключения семьи Федоровой О.С. из состава участников Программы явилось приобретение жилья.

02.05.2017 в адрес Федоровой О.С. простым почтовым отправлением было направлено соответствующее уведомление, что подтверждается записью в журнале исходящей корреспонденции.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Федорову А.А. исполнилось 36 лет, что также явилось бы основанием для исключения данной семьи из сводного списка молодых семей – участников программы.

К материалам дела приобщены письменные возражения административного ответчика, л.д. 98-102.

Заинтересованное лицо, департамент строительной политики Воронежской области, в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, л.д. 185-186.

В суд поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указывается на незаконность и необоснованность заявленных требований.

В соответствии с приказом департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 № 61-02-03/146 «Об утверждении Порядка формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в случае изменений сведений, указанных молодой семьей при подаче в орган местного самоуправления документов, предусмотренных пунктами 18 и 19 Правил, в том числе изменение фамилии в связи с заключением (расторжением) брака, изменение состава семьи в связи с заключением (расторжением) брака, рождением или усыновлением (удочерением) ребенка, смертью члена семьи, изменением паспортных данных, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента наступления изменений и получения соответствующих документов молодая семья обязана подать в орган местного самоуправления соответствующие документы и (или) их копии, подтверждающие изменение сведений. Орган местного самоуправления обязан учесть эти сведения.

Ранее аналогичный порядок был утвержден приказом департамента строительной политики Воронежской области от 08.02.2016 № 61-02-03/10 и приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 27.02.2012 № 64.

После расторжения брака 15.02.2011 Федорова О.С. обязана была проинформировать органы местного самоуправления о том, что её семья перестала существовать в связи с расторжением брака и по указанным основаниям она должна была быть исключена из участников подпрограммы.

После ДД.ММ.ГГГГ, когда у Федоровой О.С. родилась дочь, истец имела право повторно подать документы на участие в подпрограмме в составе семьи 2 человека – она и дочь. Но по факту в состав её семьи были только внесены изменения – мужа поменяли на дочь, оставив семью Федоровой О.С. в числе участников подпрограммы с первоначальной даты 28.05.2009.

Истец должна была сообщить в орган местного самоуправления о заключении брака с Федоровым А.А. 24.04.2015 и стать участником подпрограммы в составе семьи 3 человека. Однако такие сведения предоставлены не были и истец являлась участницей подпрограммы до 2017 года в составе семьи 2 человека – она и дочь, хотя фактически находилась в браке и её семья состояла из 3 человек.

На сегодняшний день Федорову А. А. исполнилось 36 лет, что является основанием для исключения из списка молодых семей. Требования Фёдоровой О.С. восстановить её семью в списке составом семьи 2 человека противоречит действующему законодательству, поскольку семья на сегодняшний день состоит из 3 человек. Брак Федоровой О.С. не расторгнут, родительских прав на дочь она не лишена.

Кроме того, на момент взятия Федоровым А.А. и Федоровой О.С. займа на приобретение жилья (02.06.2015) действовало постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 в редакции от 18.10.2014.

В соответствии с п. 2 Правил, являющихся приложением № 3 к подпрограмме, на тот момент социальные выплаты могли использоваться семьями, которые намерены улучшить свои жилищные условия с привлечением заемных (кредитных) средств, в том числе, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, полученным только до 1 января 2011 года. Впоследствии, 26.05.2016, в постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 были внесены изменения, в соответствии с которыми временные рамки взятия жилищного кредита или жилищного займа были отменены. Однако семьей Федоровых заем на приобретение жилья был взят в период после 01.01.2011 и до 26.05.2016, погашение указанного займа за счет средств социальной выплаты, полученной в рамках реализации программы «Жилище» противоречит действующему законодательству и недопустимо.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на неё обязанность обеспечивать государственную поддержку материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, целями и задачами которой являлось предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь, молодым семьям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 889 действие Федеральной программы было продлено на 2015-2020 годы. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям установлен в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Согласно п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На основании пунктов 18 и 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает документы в орган местного самоуправления по месту жительства.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей основного мероприятия. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (п. 21 Правил).

Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24 Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 25 Правил).

Для реализации Федеральной целевой программы на региональном уровне была принята государственная программа Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», утвержденная постановлением Правительства Воронежской области от 29.10.2015 № 834, подпрограммой 1 которой является подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области».

На муниципальном уровне обеспечение жильем молодых семей осуществляется в рамках муниципальной программы Грибановского муниципального района Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, коммунальными услугами населения Грибановского муниципального района», утвержденной постановлением администрации Грибановского муниципального района от 25.12.2013 № 1043.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что Федорова О.С. и Федоров А.А. вступили в брак 06.05.2006, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака , выданным 06.05.2016 отделом ЗАГС Грибановского района Воронежской области, л.д. 115.

Постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от 09.10.2008 № 80 семья Федоровой О.С. в составе 2 человек (Федорова О.С. и Федоров А.А.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет с 06.10.2008, л.д. 103-106.

03.04.2009 Федорова О.С. обратилась в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области с заявлением о включении в состав участников районной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в Грибановском районе» как молодая семья в составе Федорова О.С. и Федоров А.А., л.д. 109-110.

Решением комиссии по реализации районной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в Грибановском районе» от 28.05.2009 молодая семья Федорова А.А. признана участником программы, л.д. 144-145.

15.02.2011 брак между Федоровой О.С. и Федоровым А.А. расторгнут, л.д. 13, однако семья не была исключена из списка молодых семей – участников программы «Жилище».

ДД.ММ.ГГГГ у Федорова А.А. и Федоровой О.С. родилась дочь ФИО (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, л.д. 14-15).

После рождения дочери Федорова О.С. обратилась к административному ответчику с заявлением утвердить в списке участников программы «Обеспечением жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе на 2011-2015 годы» семью в составе трех человек: Федоров А.А., Федорова О.С., Федорова А.А., л.д. 135. Дата в заявлении не указана. Сведения о том, какое решение принято по данному заявлению, в каком составе семья Федоровой О.С. состояла на учете, в суд не поступали.

11.07.2014 от Федоровой О.С. поступило заявление продолжить участие в программных мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе в рамках подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» в составе семьи два человека: Федорова О.С. и Федорова А.А., л.д. 137- 139. При этом свидетельство о расторжении брака с Федоровым А.А. представлено не было.

Как следует из отзыва ответчика и заинтересованного лица, на основании данного заявления в состав семьи истца были внесены изменения (мужа поменяли на дочь), оставив семью Федоровой О.С. в числе участников подпрограммы с первоначальной даты в новом составе.

24.04.2015 Федорова О.С. вновь вступила в брак с Федоровым А.А., л.д. 17, но сведения об изменении состава семьи в органы местного самоуправления не предоставила.

02.06.2015 Федорова О.С. и Федоров А.А. на заемные денежные средства на основании договора купли-продажи по <данные изъяты> доле приобрели земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные в <адрес> л.д. 40-42, 59-60.

20.03.2017 ответчику стало известно о том, что Федорова О.С. значится собственником <данные изъяты> доли жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. м по <адрес> и <данные изъяты> доли земельного участка по тому же адресу на основании договора купли-продажи от 02.06.2015 (Выписка из ЕГРН от 20.03.2017 , л.д. 140-141), что послужило основанием для исключения семьи из списка молодых семей – участников программы.

02.05.2017 в адрес Федоровой О.С. администрацией Грибановского муниципального района было направлено уведомление за № 1874, в котором значится, что семья выбывает из сводного списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе в связи с тем, что по сведениям Росреестра за Федоровой О.С. оформлено <данные изъяты> жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв. м, л.д. 143.

В качестве доказательства направления Федоровой О.С. уведомления об исключении из состава участников Программы административным ответчиком в суд представлен журнал регистрации исходящей корреспонденции, где имеется запись от 02.05.2018 за номером 1874 о направлении уведомления, л.д. 108.

Суд считает, что данное доказательство не подтверждает факт направления уведомления и полагает, что доводы административного истца Федоровой О.С. о том, что о принятом решении ей стало известно в мае 2018 года, административным ответчиком не опровергнуты.

В судебном заседании не представилось возможным установить, в каком составе на дату исключения из списка семья Федоровой О.С. состояла на учете. Текст представленного в суд уведомления об исключении семьи из списка таких сведений не содержит. Кроме того, на учет была поставлена семья Федорова А.А., а исключена из списка семья Федоровой О.С.

По мнению истца, исключена из состава участников подпрограммы её семья в составе двух человек: Федорова О.С. и дочь Федорова А.А.

Из письменных отзывов административного ответчика и заинтересованного лица также можно сделать вывод о том, что Федорова О.С. являлась участницей подпрограммы до 2017 года в составе семьи из 2 человек - она и дочь, хотя фактически находилась в браке и её семья состояла из 3 человек.

Однако в судебном заседании представитель административного ответчика настаивает на том, что на основании заявления Федоровой О.С от 2012 года на учете состояла и впоследствии была исключена из состава участников подпрограммы семья Федоровой О.С. в составе трех человек: Федорова О.С., Федоров А.А. и Федорова А.А.

Из текста уведомления и из представленных сторонами материалов дела также не представляется возможным установить, на каком конкретно основании, предусмотренном законом, уполномоченный орган пришел к выводу об исключении семьи из состава участников подпрограммы.

Такого основания для исключения из списка, как приобретение жилья, действующее законодательство не содержит.

Подпункт «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», на который ссылался административный ответчик при принятии оспариваемого решения, оснований для исключения молодой семьи из состава участников не содержит, а касается только постановки молодой семьи на учет и предусматривает одно из требований, которому должна соответствовать молодая семья при постановке на учет, а именно, быть признанной нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, семья Федоровой О.С. до настоящего времени значится нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановление администрации Грибановского городского поселения № 80 от 09.10.2008 до настоящего времени не изменено и не отменено, семья Федоровой О.С. с учета не снята, л.д. 103.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что действия администрации Грибановского муниципального района Воронежской области по принятию решения об исключении семьи Федоровой Олеси Сергеевны из сводного списка молодых семей – участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе Воронежской области, не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы административного ответчика, и в этой части административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, в силу статей 176, 178 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение только по заявленным административным истцом требованиям.

Суд не вправе давать оценку иным основаниям исключения из списка молодых семей - участников Программы, на которые в судебном заседании ссылается административный ответчик и в письменном отзыве заинтересованное лицо, и которые, по их мнению, исключают возможность участия семьи Федоровой О.С. в подпрограмме. Так, административный ответчик в судебном заседании ссылается на то, что семья Федоровой О.С. могла бы быть исключена из списка молодых семей по различным основаниям, например, достижение Федоровым А.А. 36-летнего возраста, не уведомление уполномоченного органа об изменении состава семьи, приобретение жилья по ипотечному жилищному кредиту после 01 января 2011 года и др. Однако при принятии оспариваемого решения административный ответчик ссылался только на факт приобретения жилья семьей Федоровой О.С. и иным обстоятельствам оценки не дал.

В связи с изложенным выше суд полагает, что административный ответчик должен повторно рассмотреть заявление Федоровой О.С. в полном объеме, тщательно исследовать и установить все юридически значимые факты и обстоятельства, после чего принять решение о наличии или отсутствии оснований для нахождения семьи Федоровой О.С. на учете, конкретно указав состав семьи. Суд своим решением не вправе предопределять существо решения, которое должно быть принято административным ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федоровой Олеси Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации Грибановского муниципального района Воронежской области по вынесению решения об исключении семьи Федоровой Олеси Сергеевны из сводного списка молодых семей – участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Грибановском муниципальном районе Воронежской области.

Обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области в течение двух недель после вступления решения суда в законную силу повторно в полном объеме рассмотреть вопрос о снятии семьи Федоровой Олеси Сергеевны с учета участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п    Э.В. Дорофеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна: Судья:

Секретарь:

1версия для печати

2а-279/2018 ~ М-269/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Федоров Александр Александрович
Федорова Олеся Сергеевна
Ответчики
Администрация Грибановского муниципального района Воронежской области
Администрация Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области
Другие
Департамент строительной политики Воронежской области
Суд
Грибановский районный суд Воронежской области
Судья
Дорофеева Э.В.
Дело на странице суда
gribanovsky--vrn.sudrf.ru
10.07.2018Регистрация административного искового заявления
10.07.2018Передача материалов судье
11.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.07.2018Предварительное судебное заседание
09.08.2018Судебное заседание
10.08.2018Судебное заседание
10.08.2018Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2018Судебное заседание
28.08.2018Судебное заседание
02.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2018Дело оформлено
19.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее