Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Васильевой Ю.О.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску публичного акционерного общества «Мособлбанк» к ФИО2, действующему в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО1, третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управление опеки и попечительства г.о. Красногорск Министерства здравоохранения <адрес>, о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Мособлбанк» обратилось в суд с иском к ФИО2, действующему в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО1, третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление опеки и попечительства г.о. Красногорск Министерства здравоохранения <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что между ПАО «Мособлбанк» и ЗАО «СЗ ресурс» были заключены кредитные договоры. В частности, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор №, ДД.ММ.ГГГГ - договор №. В качестве обеспечения исполнения обязательств между ответчиком ФИО2 и ПАО «Мособлбанк» был оформлен договор поручительства.
Поскольку ЗАО «СЗ ресурс» надлежащим образом обязанность по погашению долга не исполняло, решением Измайловского районного суда <адрес> с ФИО2, как поручителя, взыскана сумма основного долга, проценты, обращено взыскание на имущество ЗАО «СЗ ресурс».
По мнению истца незадолго до обращения в Измайловский районный суд <адрес> ФИО2 в целях уклонения от исполнения обязательств перед банком заключил договор дарения своей квартиры.
Как указывает ПАО «Мособлбанк», договор дарения содержит все признаки мнимой сделки, в связи с чем, уточнив заявленные требования (л.д. 119), просит суд признать сделку недействительной, применить последствия недействительности сделки, признать за ответчиком право собственности на спорную квартиру.
Представитель ПАО «Мособлбанк» ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116), в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
ФИО2, действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.114-115), обеспечили явку представителя. Представитель ответчиков ФИО6, действующая на основании соответствующих доверенностей (л.д. 117-118), в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 121-124). Одновременно представитель ответчиков пояснила, что ФИО2 подарил квартиру детям с целью их обеспечения жильем, каких-либо действий, свидетельствующих о сокрытии имущества, не предпринимал.
Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управление опеки и попечительства г.о. Красногорск Министерства здравоохранения <адрес>, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку уполномоченных представителей не обеспечили, письменных возражений не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявляли.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ПАО «Мособлбанк» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из ст. 61 ГПК РФ следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что между ПАО «Мособлбанк» и ЗАО «СЗ ресурс» были заключены кредитные договоры: ДД.ММ.ГГГГ – договор №, ДД.ММ.ГГГГ - договор №.
В качестве обеспечения исполнения обязательств между ФИО2 и ПАО «Мособлбанк» был оформлен договор поручительства. Ввиду неисполнения взятых на себя обязательств по возврату кредитного договора банк обратился в суд с иском о взыскании денежных средств, обращении взыскания на заложенное имущество.
Решением Измайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-11), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегией Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-17), требования ПАО «Мособлбанк» удовлетворены, с ЗАО «СЗ ресурс», как должника, и ФИО2, как поручителя, солидарно взыскана задолженность.
Согласно ст.ст. 572-573 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В силу ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Решением Красногорского городского суда <адрес> за ФИО2 в 2014 году признано право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, Павшинский бульвар, <адрес> (л.д. 98-99). Свидетельство о праве собственности на названную квартиру получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72).
В силу ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
В целях обеспечения детей жилым помещением между ФИО2 - с одной стороны, и ФИО1, ФИО7, действующей в интересах ФИО3, - с другой, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор дарения квартиры, а также подписан акт приема-передачи (л.д.75-78). Переход права зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем имеется отметка регистрирующего органа (л.д. 18-19).
На основании ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила (ст. 170 ГК РФ).
Как указывает истец, ФИО2 намерено, с целью сокрыть принадлежащее ему имущество, зная о наличии спора в суде, заключил договор дарения квартиры. Между тем, суд с названной позицией истца согласиться не может.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно частям 1, 2, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
ПАО «Мособлбанк» не представлено доказательств недействительности сделки дарения квартиры, причинно - следственной связи между заключением договора дарения и кредитными обязательствами.
Спорное жилое помещение было приобретено ФИО2 до заключения договора поручительства, в залог квартира истцу не передавалась. Как указывал в судебном заседании представитель банка, о наличии спорной квартиры ПАО «Мособлбанк» было известно. Между тем, в рамках рассмотрения дела о взыскании задолженности каких-либо требований относительно личного имущества ответчика не заявлялось, арест на квартиру не накладывался.
Более того, оспариваемая сделка была совершена ДД.ММ.ГГГГ, тогда как решение суда о взыскании с ФИО2 долга постановлено ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, доказательств, свидетельствующих о сокрытии имущества путем заключения недействительной сделки, истцом суду не представлено.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска ПАО «Мособлбанк» не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования публичного акционерного общества «Мособлбанк» к ФИО2, действующему в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО1, третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управление опеки и попечительства г.о. Красногорск Министерства здравоохранения <адрес>, о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Васильева Ю.О.