Дело № 12-129/2021
Дело № 12-130/2021
Дело № 12-131/2021
Дело № 12-132/2021
РЕШЕНИЕ
26 октября 2021 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе
судьи Большаковой А.В.,
рассмотрев жалобы представителей ООО «ЕЛЗК» Аскарова М.А., Миронова Е.В. на постановления заместителя руководителя краевого государственного казанного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № 309/016-2021, № 309/013-2021, № 309/014-2021, № 309/015-2021 от 15 марта 2021 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «ЕЛЗК»
установил:
Постановлением заместителя руководителя краевого государственного казанного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № 309/016-2021 от 15 марта 2021 года ООО «ЕЛЗК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением заместителя руководителя краевого государственного казанного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № 309/013-2021 от 15 марта 2021 года ООО «ЕЛЗК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением заместителя руководителя краевого государственного казанного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № 309/014-2021 от 15 марта 2021 года ООО «ЕЛЗК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением заместителя руководителя краевого государственного казанного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № 309/015-2021 от 15 марта 2021 года ООО «ЕЛЗК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, представитель ООО «ЕЛЗК» Аскаров М.А. обратился в суд с четырьмя жалобами, в которых просит соединить в одно производство дела об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении административного наказания № 309/016-2021, № 309/013-2021, № 309/014-2021, № 309/015-2021 от 15 марта 2021 года, назначить административное наказание по указанным постановлениям, как за оно правонарушение.
Представитель ООО «ЕЛЗК» Миронов Е.В. обратился в суд с четырьмя дополнениями к жалобам, в которых просит соединить дела в одно производство, производство по делу прекратить, поскольку нарушен срок осмотра лесосек, который должен был быть произведен в срок не позднее 04 октября 2020 года, кроме того на осмотр не был приглашен представитель ООО «ЕЛЗК».
В судебном заседании представитель ООО «ЕЛЗК» Миронов Е.В. обстоятельства, изложенные в жалобе поддержал в полном объёме, дополнительно пояснил, что идентифицировать порубочные остатки в зимний период практически невозможно, находятся ли действительно данные порубочные остатки на участках, где производилась заготовка леса ООО «ЕЛЗК».
Представитель ООО «ЕЛЗК» Аскаров М.А., должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении заместитель руководителя КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А., должностное лицо, вынесшее протокол об административном правонарушении старший государственный инспектор по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана» Пермяков А.Е. в судебное заседание не явились, извещены о судебном заседании надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения жалобы не просили.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив доводы поданных жалоб, дополнений к жалобам, заслушав представителя ООО «ЕЛЗК» Миронова Е.В., изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст. 30.6 КоАП РФ проверка законности постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ наступает за нарушение Правил заготовки древесины, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации", не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
Определением Лесосибирского городского суда от 03 сентября 2021 года объединены в одно производство четыре жалобы представителя ООО «ЕЛЗК» Аскарова М.А. на постановления заместителя руководителя краевого государственного казанного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № 309/016-2021, № 309/013-2021, № 309/014-2021, № 309/015-2021 от 15 марта 2021 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «ЕЛЗК».
Из четырех материалов административных дел, постановлений о назначении административного наказания № № 309/016-2021, № 309/013-2021, № 309/014-2021, № 309/015-2021 от 15 марта 2021 года следует, что ООО «ЕЛЗК» осуществляло заготовку древесины на территории Пировского лесничества на основании одного договора аренды лесного участка от 29 декабря 2008 года № 57-з, согласно которому Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края передает в аренду ООО «ЕЛЗК» сроком на 16 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности: площадью 15806,0 га, расположенный: <адрес>, КГБУ «Пировское лесничество», Алтайское участковое лесничество, в кварталах №№, 59, 60, 68, 69, 70,71, 94, 95, 96, 97, 98, 130, 131, 132, 152, 153, 154, 155, 156, 176, 181, 182, 183, 184, 185 имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре №3337-1; площадью 1339,0 га, расположенный: <адрес>, КГБУ «Пировское лесничество», Алтайское участковое лесничество, в кварталах №№, 59, 60 имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре №3337-1 (1); площадью 4924,0 га, расположенный: <адрес>, КГБУ «Пировское лесничество», Алтайское участковое лесничество, в кварталах №№, 69, 70, 71, 94, 95, 96, 97, 98, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре №3337-1 (2); площадью 9543,0 га, расположенный: <адрес>, КГБУ «Пировское лесничество», Алтайское участковое лесничество, в кварталах №№, 131, 132, 152, 153, 154, 155, 156, 176, 181, 182, 183, 184, 185, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре №3337-1 (3).
ООО «ЕЛЗК» осуществляло заготовку лесных насаждений согласно изменению от 29 сентября 2019 года в лесной декларации от 25 марта 2019 года № 1, в период действия изменения в лесной декларации с 07 октября 2019 года по 04 апреля 2020 года.
В соответствии с приказом КГКУ «Лесная охрана» от 29 января 2020 года № 16-лн «О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) на землях лесного фонда», плановым (рейдовым) заданием на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, по маршруту патрулирования № № 1-5, старшим государственным инспектором по охране леса ФИО4 и старшим государственным инспектором по охране леса ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр в лесах расположенных, в выделах:
№ 6, квартале № 95, лесосеке № 1, Алгайского участкового лесничества, Пировского лесничества;
№ 24,25, квартале № 71, лесосеке № 2, Алгайского участкового лесничества, Пировского лесничества;
№ 22,23,28, квартале № 71, лесосеке № 3, Алгайского участкового лесничества, Пировского лесничества;
№ 8,13,19, квартале № 95, лесосеке № 2, Алгайского участкового лесничества, Пировского лесничества.
В результате проверки, выявлены нарушения требований лесного законодательства ООО «ЕЛЗК» выраженное в оставлении порубочных остатков в виде куч, веток, сучьев и бревен, а также сдвигание порубочных остатков на стену леса, на площади: 2,0 га (постановление № 309/016-2021 от 15 марта 2021 года); 3,8 га (постановление № 309/013-2021 от 15 марта 2021 года); 4,0 га (постановление № 309/014-2021 от 15 марта 2021 года); 1,5 га (постановление № 309/015-2021 от 15 марта 2021 года), чем нарушен подпункт «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом от 01 декабря 2020 года № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации».
По результатам осмотра составлено четыре акта планового (рейдового) осмотра лесного участка от 05 декабря 2020 года, фототаблицы к акту планового (рейдового) осмотра лесного участка от 05 декабря 2020 года, схемы лесонарушения, в которых зафиксирован факт нарушения требований лесного законодательства.
По каждому нарушению должностным лицом старшим государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Пермяковым А.Е. составлено четыре протокола об административном правонарушения № 5, 2, 3, 4 от 17 февраля 2021 года в отношении ООО «ЕЛЗК» по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ, по результатам рассмотрения протоколов должностным лицом заместителем руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. вынесены четыре постановления № № 309/016-2021, № 309/013-2021, № 309/014-2021, № 309/015-2021 от 15 марта 2021 года о назначении ООО «ЕЛЗК» наказания по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за каждое правонарушение.
Фактические обстоятельства и наличие событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ подтверждаются представленными в суд материалами: протоколами об административных правонарушениях № 5, 2, 3, 4 от 17 февраля 2021 года; расчетно – технологическими картами на 2020 года очистки лесосек от порубочных остатков; расчетами ущерба; актами планового (рейдового) осмотра лесного участка от 05 декабря 2020 года, фототаблицами к акту планового (рейдового) осмотра лесного участка от 05 декабря 2020 года, схемы лесонарушения, в которых зафиксирован факт нарушения требований лесного законодательства; приказом Министерства Лесного хозяйства Красноярского края № 16-лн от 29 января 2020 года «О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) на землях лесного фонда»; заявлением о подаче дополнения к лесной декларации; лесной декларацией; технологической картой лесосечных работ; договором аренды лесного участка № 57-з от 29 декабря 2008 года, дополнительным соглашением № 1 от 05 августа 2009 года к договору аренды лесного участка от 29 декабря 2008 года; дополнительным соглашением № 2 от 04 декабря 2013 года к договору аренды лесного участка от 29 декабря 2008 года.
Вина ООО «ЕЛЗК» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, подтверждаются собранными в ходе производства по делам об административных правонарушениях доказательствами, оцененными должностным лицом при вынесении постановлений в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.Доводы представителя Миронова Е.В. о том, что фототаблицей зафиксированы порубочные остатки в виде куч, веток и бревен, которые невозможно идентифицировать как остатки от действий именно ООО «ЕЛЗК», суд считает несостоятельным поскольку фототаблицей зафиксированы координаты местности, доказательств того, что должностные лица фиксировали состояние земельного участка, не соответствующее действительности, либо какой-либо иной участок местности, суду не представлены.
Допустимость и достоверность представленных доказательств у суда сомнений не вызывают.
Суд отмечает, что протоколы об административных правонарушениях соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «ЕЛЗК» извещено, представитель присутствовал лично при составлении протокола, замечаний, возражений от должностного лица не поступало.
О времени и месте рассмотрения дел об административном правонарушении ООО «ЕЛЗК» извещено также надлежащим образом.
Приведенными выше постановлениями заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ООО «ЕЛЗК» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа, по 50 000 рублей по каждому постановлению, всего на сумму 200 000 руб.
Постановления по делу об административном правонарушении вынесенные должностным лицом составлены с соблюдением требований ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Протоколы об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенной нормы, с учетом предусмотренных ст. 2 ГК РФ характеристик предпринимательской деятельности (которая осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательства принятия необходимых мер по соблюдению условий договора аренды, либо объективной невозможности соблюдения установленных правил, либо объективной невозможности принятия мер по их соблюдению, в ходе рассмотрения дела заявителем не представлены.
К доводам жалобы о том, что в адрес ООО «ЕЛЗК» не направлено было извещение о проведении проверки, не соблюдены сроки проведения проверки, а также о проведении осмотра без участия представителя Общества, судом во внимание не принимаются. Акты планового (рейдового) осмотра лесных участков от 05 декабря 2020 составлены в результате осуществления соблюдения лесного законодательства, которое предусмотрено статьей 96 Лесного кодекса РФ, пунктом 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394, в соответствии с приказом КГКУ «Лесная охрана» от 29 января 2020 года № 16-лн «О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) на землях лесного фонда» в качестве самостоятельного мероприятия по контролю в лесах. В связи с этим учитывая, что осмотр мест рубки проводился в рамках контрольных мероприятий, с целью проведения контрольных осмотров мест рубок (мест заготовки древесины), и такая проверка не требовала взаимодействия с ООО «ЕЛЗК», то проведение такого осмотра без участия представителя Общества и не направление уведомления указанному юридическому лицу о проведении осмотра мест рубок, не является процессуальным нарушением, влекущем отмену состоявшегося постановления должностного лица.
Акты планового (рейдового) осмотра лесных участков от 05 декабря 2020 года составлены должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ООО «ЕЛЗК» к административной ответственности за совершение вышеуказанных правонарушений составляет 1 год со дня совершения правонарушений, не обусловлен сроком в течение которого уполномоченное должностное лицо обязано осмотреть земельный участок в связи с окончанием срока действия лесной декларации, и по состоянию на день вынесения вышеуказанных постановлений – 15 марта 2021 года не истек.
Кроме того, в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при проведении плановых (рейдовых) осмотров лесных участков, проведенного и в рамках настоящего дела, участие юридического лица (взаимодействие с ним) и не требуется (п. 1 ч. 1 ст. 8.3, ч. 1 ст. 13.2 Закона).
Представитель должностного лица присутствовал при составлении протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний, указанных доводов, изложенных в жалобе не заявлялось, представителем не оспаривалось существо, вмененного правонарушения, как и не заявлялось о проведении повторного акта осмотра лесосеки.
Суд приходит к выводу, что Общество не предприняло всех зависящих от него мер по устранению нарушения требований лесного законодательства в установленный срок. Доказательств невозможности соблюдения обществом норм лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Допущенные обществом нарушения не были вызваны объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований лесного законодательства.
Доводы жалоб представителей ООО «ЕЛЗК» опровергаются совокупностью вышеуказанных доказательств и расцениваются судом, как направленные на избежание юридическим лицом административной ответственности за совершенные правонарушения.
Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность вывода должностного лица о виновности ООО «ЕЛЗК» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах, ООО «ЕЛЗК» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение четырех административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ООО «ЕЛЗК» к административной ответственности не нарушены.
При назначении размера наказания должностным лицом учтены положения статей 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Между тем, должностным лицом, вынесшим постановления по факту данных нарушений, оставлены без внимания положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, устанавливающие, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Из административных материалов, представленных в суд, следует, что вышеуказанные нарушения Правил заготовки древесины допущены ООО «ЕЛЗК» при совершении одного действия – рубки лесных насаждений, предоставленных в рамках одного договора аренды и при разработке лесосек с одной декларацией.
Таким образом, КГКУ «Лесная охрана» выявлены несколько однородных нарушений одних и тех же правил, подпадающих под квалификацию одной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом административный орган применил по каждому из выявленных нарушений самостоятельное наказание, тогда как наказание должно было назначаться в пределах санкции статьи как за совершение одного правонарушения.
В данном случае допущена искусственная множественность административных правонарушений, что противоречит общим началам административной ответственности.
Следовательно, ООО «ЕЛЗК», совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.25, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
При таких обстоятельствах с учетом разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд пришел к выводу о необходимости объединения указанных дел в одно производство.
При таких обстоятельствах, постановления должностного лица КГКУ «Лесная охрана» подлежат изменению с назначением ООО «ЕЛЗК» административного наказания за совершенные административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 8.25 в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Иные доводы жалобы не являются безусловным основанием для изменения или отмены постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановления заместителя руководителя краевого государственного казанного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № 309/016-2021, № 309/013-2021, № 309/014-2021, № 309/015-2021 от 15 марта 2021 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕЛЗК», изменить.
Считать общество с ограниченной ответственностью «ЕЛЗК» виновным в совершении одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, с назначением одного административного наказания, с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч рублей).
В остальной части указанные постановления оставить без изменения, жалобы представителей ООО «ЕЛЗК» Аскарова М.А., Миронова Е.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня получения копии в Красноярский краевой суд подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья (подпись) А.В. Большакова