Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6135/2018 ~ М-4016/2018 от 09.07.2018

66RS0004-01-2018-005550-49

Дело № 2-6135/2018 (2)

Мотивированное решение изготовлено 19.10.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 16 октября 2018 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Юшковой И.А. при секретаре судебного заседания Дуняшине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковальчука Олега Васильевича к Министерству социальной политики Свердловской области о возмещении ущерба, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Ковальчук О.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Свердловской области о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что он является получателем пенсии по старости, общий трудовой стаж 41 год, в феврале 1988 года был награжден государственной наградой СССР- юбилейной медалью «70 Лет Вооруженных сил СССР». В связи с отказом Управления социальной политики по Чкаловскому району включить его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», Решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 30.01.2018 по делу № 2-769/2018 был признан незаконным отказ Управления социальной политики по Чкаловскому району во включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» и обязал соответственно управление социальной политики по Чкаловскому району и Министерство социальной политики Свердловской области включить его в списки лиц и в проект Указа Губернатора Свердловской области о присвоении ему звания «ветеран труда», как лицу, награжденному государственной наградой СССР в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам свердловского областного суда 14.04.2018 решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 31.01.2018 оставила без изменения, а жалобу ответчика без удовлетворения. Решение суда Управление социальной политики по Чкаловскому району и Министерство социальной политики Свердловской области решение суда исполнили, Указом губернатора Свердловской области от 15.05.2018 № 229-УГ ему присвоено звание «Ветеран труда» и с июня 2018 года он приобрел право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» № 184-ОЗ. Министерство социальной политики Свердловской области в соответствии с п.7 Положения об Управлении социальной политики по Чкаловскому району города Екатеринбурга, осуществляет контроль, координацию и методическое руководство деятельностью Управления. Положением о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденным постановлением правительства Свердловской области от 12 мая 2012 года № 485-ПП, предусмотрено, что Министерство осуществляет свою деятельность через управления социальной политики, осуществляет координацию их деятельности, является главным распорядителем средств областного бюджета. Согласно ст. 26 ФЗ «О ветеранах» должностные лица органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ о ветеранах. Законом Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в свердловской области» № 184-ОЗ в качестве мер социальной поддержки предусмотрены в том числе: компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 %, платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, исходя из минимального размера такого взноса, установленного правительством Свердловской области, платы за коммунальные услуги в пределах нормативов, установленных Правительством Свердловской области, ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении в размере, установленном правительством Свердловской области. В результате противоправных и незаконных действий должностных лиц Министерства социальной политики Свердловской области истцу был причинен материальный ущерб в виде недополученных сумм компенсационных выплат в размере 17043 рубля. Кроме того, ему причинен моральный вред, который выразился в сильных переживаниях от несправедливого и противозаконного отношения должностных лиц к Закону и гражданину, тратах личного времени и пенсии на многочисленные письменные обращения и поездки в министерство и личные приемы у должностных лиц, подготовку материалов и обращения по ним в суды, участие в судебных заседаниях, то есть в моральных и нравственных страданиях. Причиненный моральный вред оценивает в сумме 17000 рублей. Просит взыскать денежные средства в сумме 17043 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 17000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 682 рубля.

В судебном заседании истец Ковальчук О.В. поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Министерства социальной политики Свердловской области, в Ильина Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Представители третьих лиц Администрации г.Екатеринбурга, МКУ «Центр муниципальных услуг» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.

Такие акты, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации полномочий, установленных названной нормой, Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области.

Решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 30.01.2018 по делу № 2-769/2018 были удовлетворены исковые требования Ковальчука Олега Васильевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области-Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по чкаловскому району города Екатеринбурга, Министерству социальной политики Свердловской области о признании незаконным отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности включить в проект Указа Губернатора Свердловской области о присвоении звания «Ветеран труда». Признан незаконным отказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области- Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району города Екатеринбурга во включении Ковальчука Олега Васильевича в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». За Ковальчуком О.В. признано право на присвоение звания «Ветеран труда». Возложена обязанность на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району города Екатеринбурга включить Ковальчука О.В. в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Возложена обязанность на Министерство социальной политики Свердловской области включить Ковальчука О.В. в проект Указа Губернатора Свердловской области о присвоении звания «Ветеран труда» на основании списка лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», составленного Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району города Екатеринбурга.

На основании решения суда, представленных Ковальчуком О.В. документов, истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расходов на уплату взноса на капитальный ремонт с 17.05.2018, что сторонами не оспаривается.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области", министерство социальной политики Свердловской области (далее - Министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, участвующим в проведении единой государственной политики в сфере социального обеспечения и осуществляющим полномочия и функции по оказанию государственных услуг и управлению в социальной сфере в пределах своей компетенции. Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Согласно п. 4 Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной защиты населения).

Согласно п. 11 Положения в сфере государственного управления Министерство осуществляет следующие полномочия:

1) организует и обеспечивает деятельность Министерства как исполнительного органа государственной власти Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;

2) организует и контролирует деятельность управлений социальной политики;

3) учредителя в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания, ГКУ СО "ОИРЦ", координирует их деятельность;

4) главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателя и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 12 Министерство с целью реализации полномочия, указанного в подпункте 4 пункта 11 настоящего Положения:

осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, по закрепленным за ним источникам доходов областного бюджета;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства надлежащим ответчиком по делу является Министерство социальной политики Свердловской области как главный распорядитель бюджетных средств.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами истца о том, что неисполнение должностными лицами Министерства социальной политики Свердловской области своих служебных обязанностей по организации работы по присвоению звания «Ветеран труда» в соответствии с Положением, организации и контролю деятельности территориальных управлений социальной политики, повлекло за собой возникновение у истца убытков в виде недополученной суммы компенсаций расходов на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг, на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, недополученного пособия на проезд по территории свердловской области за период с 01.07.2017 по 16.05.2018.

Проверив представленный истцом расчет убытков, расчет компенсации расходов с 01.07.2017 по 16.05.2018, представленный по запросу суда Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга № 12-09/002/1933 от 28.09.2018, суд принимает за основу расчет Управления ЖКХ Администрации г.Екатеринбурга за период с 01.07.2017 по 16.05.2018, как основанный на платежных документах с учетом фактических расходов и начисленной платы за ЖКУ и объемов потребления коммунальных услуг истцом.

Таким образом, с Министерства социальной политики по Свердловской области в пользу Ковальчука О.В. подлежат взысканию убытки в виде компенсации расходов за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, расходов на капитальный ремонт за период с 01.07.2017 по 16.05.2018 в сумме 10979 рублей 09 копеек; неполученного ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении в сумме 4848 рублей, всего денежные средства в сумме 15827 рублей 09 копеек.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд пришел к следующему.

Ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пунктах 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Предметом доказывания по иску о компенсации морального вреда яв­ляется совокупность юридических фактов (юридический состав), образую­щих основание иска. Основанием иска о компенсации морального вреда служит виновное совершение ответчиком противоправного деяния, повлек­шего причинение истцу физических или нравственных страданий. Кроме того, необходимым условием возложения обязанности возмес­тить ущерб является причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом.

Наличие причинной связи между противоправным действием и мораль­ным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необ­ходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий. Неправомерное деяние должно быть главной причиной, с неизбежностью влекущей причинение морального вреда.

Причем, указанные действия должны быть незаконными, поскольку за­конными действиями вред причинен быть не может. При отсутствии вины ответственность может наступить только в случаях, прямо предусмотрен­ных законом (ст. 1100 ГК РФ).

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение истцу физических и нравственных страданий действиями ответчика.

Доказательства ограничения истца в его правах и свободах и, соответственно, нарушения личных неимущественных прав, предусмотренных статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.

Факт обращения лица к должностным лица, наличие отказа и обращения в суд, сами по себе не подтверждают факт нарушения его личных неимущественных прав либо других нематериальных благ и наступления неблагоприятных последствий в данной части.

С учетом изложенного, оснований для компенсации морального вреда не имеется.

Разрешая требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме 600 рубля, в том числе, оплаченную по гражданскому делу № 2-3599/2017 в сумме 300 рублей, гражданскому делу № 2-769/2018 в сумме 300 рублей, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данных требований, поскольку данные расходы являются судебными расходами, а не убытками и подлежат взысканию в порядке, предусмотренном ст. 98 ГПК РФ в рамках рассмотренных гражданских дел № 2-3599/2017 и № 2-769/2018.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом представлена квитанция об оплате копировальных расходов в сумме 335 рублей.

Учитывая принцип разумности, а также требований о предоставлении копий искового заявления и документов, отсутствующих у ответчика, суд взыскивает с ответчика в пользу истца копировальные расходы в сумме 40 рублей, исходя из средней стоимости 1 копии 5 рублей и количества листов иска (8 л.). Копирование приложений для ответчика не имело необходимости, в связи с наличием у ответчика указанных документов, ранее участвовавшего в судебных заседаниях и предоставлявшего ответы истцу на его обращения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░,

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 15827 ░░░░░░ 09 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 40 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ /░░░░░░░/

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

2-6135/2018 ~ М-4016/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ковальчук О.В.
Ответчики
Министерство социальной политики СО
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Юшкова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
09.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2018Передача материалов судье
13.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.09.2018Предварительное судебное заседание
08.10.2018Судебное заседание
16.10.2018Судебное заседание
20.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее