РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2012 года
Кировский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Граненкина В.П.,
при секретаре Погорелой Л.В.,
с участием:
представителя истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Быковой А.В., действующей на основании доверенности от 04.07.2011 года,
представителя ответчика – Орг1 Салдаева Е.А., действующего на основании доверенности № 701 от 05.12.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-576/2012 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Орг1 о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в Кировский районный суд г.Красноярска с иском к Орг1 и просит: признать противоправным бездействие ответчика, выраженное в неисполнении последним требований п.3.3, 4.7 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации»; обязать ответчика оборудовать контейнеры на контейнерной стоянке для временного хранения бытовых и пищевых отходов, расположенной по <адрес>, плотно закрывающимися крышками в срок не более двух месяцев с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу; обязать ответчика провести эффективную дератизацию на контейнерной стоянке по <адрес>, с подтверждением отсутствия грызунов (крыс) в течение трех месяцев, не позднее четырех месяцев с даты вступления в силу решения суда.
В обоснование иска истец указывает на то, что на основании жалобы гражданина ФИО3, проживающего по адресу: <адрес> на ненадлежащую эксплуатацию контейнерной стоянки, расположенной на территории вблизи жилого дома по <адрес> проведены внеплановые надзорные мероприятия в отношении Орг1. Управлением, по результатам проведенных мероприятий выявлены следующие нарушения:
1. Нарушения п.2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в части обеспечения расстояния не менее 20 м. и не более 100 м. от жилых домов по <адрес> до площадки для установки контейнеров по <адрес>, установки на ней не более 5 контейнеров;
2. Нарушения п. 3.3. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», в части использования для хранения бытовых отходов плотно закрывающихся емкостей на площадке для установки контейнеров по <адрес> в г, Красноярске;
3. Нарушения п. 4.7. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», в части проведения эффективной дератизации на площадке для установки контейнеров по <адрес>, обеспечивающей отсутствие грызунов в течение не менее трех месяцев со дня проведения дератизации.
За выявленные нарушения санитарного законодательства Орг1 было привлечено к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ, и обществу выдано предписание заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю ФИО4 за №/з от 03.05.2011 г. об устранении выявленных нарушений в срок до 04 августа 2011 года.
При внеплановой выездной проверке выполнения предписания № от 03.05.2011 г. Управлением установлено, что предписание Орг1 не исполнено: емкости для временного хранения твердых бытовых и пищевых отходов не оборудованы плотно закрывающимися крышками, что является нарушением п.3.3 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам контейнерной площадки, расположенной по <адрес>, при получении экспертного заключения от 26.08.2011 № 6485 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» (вх. Ш 23-22-04-23398 от 26.08.2011), выполненного зоологом Тимошкиным А.Б., утвержденного главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» ФИО6 обнаружено то, что не проведена эффективная дератизация на площадке для установки контейнеров по <адрес> - согласно заключения эксперта контейнерная площадка в районе жилого дома по адресу: <адрес> является заселенной синантропными грызунами, что не соответствует требованиям п.4.7 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» - показатель заселенности грызунами составил 83,3 грызуна на 1000 кв.м., что превышает эпидемиологически приемлемый показатель 0,5 в 166,6 раз. Грызуны высокой численности приобретают эпидемиологическое значение в распространении инфекционных заболеваний, что создает потенциальную угрозу здоровью населения. Организация санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на создание условий, неблагоприятных для жизни синантропных грызунов не соответствует требованиям п.3.3 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации». При обслуживании жилого дома по <адрес> не соблюдаются меры, препятствующие миграции грызунов, создающие неблагоприятные условия для их обитания, в том числе не проводится своевременный ремонт отмосток, дверных проемов (входная дверь в шестой подъезд), для хранения пищевых и бытовых отходов не используются плотно закрывающиеся емкости. Данные факты подтверждаются протоколом осмотра от 09 августа 2011 г. за №186, экспертным заключением от 26 августа 2011 г. за № 6485 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае».
Таким образом, Орг1 не соблюдая требования санитарного законодательства при эксплуатации контейнерной стоянки с нарушениями санитарного законодательства, расположенной на территории вблизи жилого дома <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца - специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО7 поддержала исковые требования по указанным основаниям, дополнительно пояснив, что, несмотря на то, что ответчик был привлечен по результатам проверки к административной ответственности, на сегодняшний день допущенные нарушения им не устранены, контейнера для отходов не оборудованы специальными крышками, а эффективная дератизация контейнерной площадки так и не была проведена.
Представитель ответчика Салдаев Е.А. с исковыми требованиями не согласен, указывая на то, что требования, изложенные в иске, относимы к частным жилым домам, а дом по <адрес> является многоквартирным жилым домом. Кроме того, они не имеют возможности самостоятельно установить плотно закрывающиеся крышки на мусорные контейнеры, так как для этого необходимо проведение общего собрания жильцов многоквартирного дома по решению вопроса о финансировании указанных мероприятий.
Заслушав представителя истца ФИО7, представителя ответчика ФИО8, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктом 2 ст.21 указанного Закона предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для: граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п.2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
Перечень, состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда определены «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 (далее - Правила) и определяют положения по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда технической инвентаризации:.
В силу п.п. 3 п.1.4 «Правил…», граждане, юридические лица обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Согласно п. 1.8 «Правил…», техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, а именно: организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем: зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями.
Согласно п. 3.7.1 «Правил…», организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории. Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей: среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
По п.2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 («СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест»), объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
На основании п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта,
В соответствии с п.1.2. Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» 3.5.3.1129-02 (далее - СП 3.5.3.1129-02) установлены требования к защите производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, а также территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний от грызунов и некоторых других мелких млекопитающих (далее - грызунов) и к порядку проведения дератизации.
В силу п.2.1. СП 3.5.3.1129-02, дератизация как система организационных, санитарно - технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на регулирование численности грызунов, осуществляется с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.
Согласно п. 3.3. СП 3.53.1129-02, при эксплуатации производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие миграции грызунов, создающие неблагоприятные условия для их обитания, в том числе, использовать для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающиеся емкости, регулярная их очистка.
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, в августе 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена внеплановая выездная проверка в отношении ответчика - Орг1 По результатам проверки составлен акт от 30 августа 2011 года, в котором отражено несоблюдение ответчиком пунктов 3.3, 4.7 Санитарных правил 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» (л.д. 44-47).
Протоколом осмотра от 09 августа 2011 года № б/н 186 установлено отсутствие плотно закрывающихся крышек на пяти контейнерах для бытовых отходов, установленных на площадке возле <адрес> (л.д. 48-50).
30 августа 2011 года специалистом-экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по вышеуказанному факту составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 52-55).
При наличии имеющихся в материалах дела доказательствах и не предоставлении ответчиком доказательств, опровергающих доводы истца, суд находит бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований п. 3.3, 4.7 Санитарных правил 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», незаконным, а исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Доводы представителя ответчика в суде о том, что требовании, предъявляемые к ним со стороны истца, относимы лишь к частным домовладениям, основаны на неверном толковании приведенных выше положений действующего законодательства, где указано, что «Санитарно-эпидемиологические требования» установлены к защите производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, а также территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний от грызунов и некоторых других мелких млекопитающих (далее - грызунов) и относимы к порядку проведения дератизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Орг1 выразившееся в неисполнении требований п.3.3, 4.7 Санитарных правил 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».
Обязать Орг1 оборудовать контейнеры, расположенные на контейнерной стоянке для временного хранения бытовых и пищевых отходов, расположенной по <адрес>, плотно закрывающимися крышками в срок не более двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Обязать Орг1 провести эффективную дератизацию на контейнерной стоянке по <адрес>, с подтверждением отсутствия грызунов (крыс) в течение трех месяцев, не позднее четырех месяцев с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Красноярска.
Судья : Граненкин В.П.