Решение по делу № 2-1348/2017 ~ М-1319/2017 от 29.09.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски 10 октября 2017 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Резниченко И.А.,

при секретаре Герасименко И.А.,

с участием представителя истца Никитиной А.С.,

действующей на основании удостоверения № 1251 ордера № 411 от 27.09.2017 года,

представителя ответчика Калининой И.Ю.,

действующей на основании доверенности от 09.01.2017 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цуканова Н.П. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по Лискинскому району Воронежской области о признании отказа в установлении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы и признании права на пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

10 мая 2017 года истица обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по подпункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ.

21.08.2017 года ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия, по мнению ответчика, необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет, что подтверждается копией решения об отказе в установлении пенсии.

В письменном сообщении к решению, указано, что ее специальный стаж на момент обращения составляет 09 лет 09 месяцев 24 дня. При этом не зачтены некоторые периоды работы, а именно с 11.02.1997 г. по 10.05.2010 г., с 15.05.2010 г. по 09.05.2017 г.- в должности заведующей здравпунктом-федьдшера ЗАО «ЗМЗ и МК».

Не согласившись с этим решением в части не включения в специальный стаж оспариваемых периодов, истица обратилась в суд с иском, в котором, сославшись на указанные выше обстоятельства, просила обязать ответчика включить оспариваемые периоды в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по Лискинскому району, т.е. с 10 мая 2017 года.

Истица просила также взыскать с ответчика понесенные судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей и по оплате юридической помощи за участие представителя в судебном заседании и составление искового заявления в сумме 16 000 рублей.

Истица Цуканова Н.П. о дне, месте, времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, но в суд не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, но с участием ее представителя Никитиной А.С.

Представитель истца Никитина А.С. в судебном заседании, сославшись на доводы, приведенные в исковом заявлении, заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика Калинина И.Ю. требования истца не признала и в своих возражениях пояснила суду, что руководителем ответчика обоснованно по основаниям, указанным в решении от 21.08.2017 года, не включены в специальный стаж оспариваемые периоды, так как специальный стаж истца на момент обращения его за назначением пенсии составил менее требуемых для назначении пенсии 30 лет, считает решение от 21.08.2017 года и отказ истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости законными.

Выслушав объяснения сторон, обозрев отказное пенсионное дело истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лет лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Сторонами признано, подтверждено записями в трудовой книжке, обозренным отказным пенсионным делом, а потому судом признается установленным, что к моменту обращения истца за назначением пенсии (10.05.2017 г.) специальный стаж истца составил 09 лет 09 месяцев и 24 дня (л.д. 13-15).

Как следует из материалов обозренного отказного пенсионного дела истца, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены оспариваемые периоды со ссылкой на то, что эти периоды не предусмотрены Правилами.

Однако, такой вывод суд считает ошибочным.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Из приведенных норм права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.

Согласно п. 18 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

21.06.1989 года истица Цуканова Н.П. Лискинской центральной районной больницей принята на должность фельдшера здравпункта ЗМЗ и МК.

10.02.1997 года Цуканова Н.П. уволена в порядке перевода в ЗМК и МК по ст. 29 п. 5 КЗОТ РФ.

11.02.1997 года истица Цуканова Н.П. принята на работу в должность заведующей здравпунктом-фельдшером ОАО «Лискимонтажконструкция» и работает по настоящее время (л.д.17).

Согласно должностной инструкции в обязанности истицы входит амбулаторный прием больных, первая доврачебная помощь, функции процедурного кабинета и т.д. (л.д. 37-41).

Согласно общим Положениям о здравпункте ЗАО «Лискимонтажконструкция» он является структурным подразделением предприятия, то есть официально выделенный орган управления частью предприятия с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач (л.д. 32).

При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Постановлением Совмина РСФСР в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 N 634, от 22.09.1993 N 953 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с этим Списком в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в соответствии с вышеуказанным Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

На основании этого Списка часть работы истца с 01.06.1989 г. по 31.01.1996 года, с 01.02.1996 года по 10.02.1997 года (работа фельдшером здравпункта, заведующей здравпунктом - фельдшером «ЗМЗ и МК» Лискинской ЦРБ) принята к зачету ответчиком.

В ходе судебного заседания установлено, что «ЗМЗ и МК» преобразован в ОАО «Лискимонтажконструкция». Истица уволена в связи с переводом в ОАО «Лискимонтажконструкция» и принята в порядке перевода в вышеуказанную организацию заведующей здравпунктом, где работает по настоящее время.

Согласно записи в трудовой книжке (л.д. 17) здравпункт являлся структурным подразделением Лискинской центральной районной больницы.

Кроме того, сторонами не оспаривается, что работа истца в здравпункте различных по наименованию, но по сути одного и того же предприятия происходила без фактической перемены рабочего места и должностных обязанностей.

Указанное свидетельствует о необходимости применения правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.03.2004 N 81-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Чкаловского районного суда о проверке конституционности положения подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой изменение организационно-правовых форм и наименований учреждений, при стабильности характера трудовых функций позволяет установить тождественность должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию. Исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела - неизменности трудовой функции и рабочего места - применению подлежит и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи жалобами ряда граждан", в соответствии с которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормативные положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Аналогичная позиция изложена в Письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.09.2009 N ЛЧ-25-25/8851 "О применении положения подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ".

Анализируя положения ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суд приходит к выводу о том, что законодатель, сохраняя при переходе на новую (страховую) систему пенсионного обеспечения льготные условия назначения пенсии для отдельных категорий работников, исходил из полезности, а в некоторых случаях и необходимости для государства их профессиональной деятельности, связанной с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, а не наименованием, юридическим статусом или организационно-правовой формой организации, в которой она осуществлялась.

В виду изложенного суд приходит к выводу, что истица в спорные периоды работала в должности заведующей здравпунктом-фельдшером ЗАО «ЗМЗиМК», которое реорганизовано в ОАО «Лискимонтажконструкция» и имеет право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (п. 1 ст. 7; п. 1, п. 2).

С учетом этого 30-летний специальный стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии по старости на основании п.п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», истец имеет право о назначении досрочной страховой пенсии со дня обращения к ответчику, а именно с 10.05.2017 года

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Учитывая это, предоставление истцом ответчику и в суд всех документов, требуемых для назначения пенсии, суд с учетом требований ст. 19 этого же Закона находит возможным удовлетворить требования истца о назначении ему пенсии со обращения, т.е с 10.05.2017 года.

Приходя к такому выводу, суд доводы представителя ответчика, приведенные в обоснование своих возражений, отвергает, поскольку они содержат субъективное толкование правовых норм и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

Как основанные на законе (ст. ст. 94, 98, 100 ГПК) и подтвержденные представленными доказательствами подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы на оплату юридических услуг за представительство в суде и по составлению искового заявления. Истцом оплачено за оказание юридической помощи 16 000 рублей и расходы по государственной пошлине в сумме 300 рублей.

Суд при этом должен исходить из того, что оплата услуг представителя в суде должна быть разумной, соответствующей характеру спора, не превышать минимальную ставку вознаграждения за оказанную юридическую помощь, установленную Постановлением совета адвокатской палаты Воронежской области от 13.12.2012 года, поэтому приходит об удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Цуканова Н.П. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по Лискинскому району Воронежской области удовлетворить в полном объеме.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Лискинскому району Воронежской области включить Цуканова Н.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», периоды работы с 11.02.1997 г. по 10.05.2010 г., с 15.05.2010 г. по 09.05.2017 г.- в должности заведующей здравпунктом-фельдшера ОАО «Лискимонтажконструкция» и назначить ей страховую пенсию со дня обращения в ГУ УПФ РФ, т.е. с 10.05.2017 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Лискинскому району в пользу Цуканова Н.П. судебные издержки в размере 16300 (шестнадцать тысяч триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

судья

2-1348/2017 ~ М-1319/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Цуканова Надежда Петровна
Ответчики
ГУ УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области
Суд
Лискинский районный суд
Судья
Резниченко Ирина Aнатольевна
29.09.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2017[И] Передача материалов судье
29.09.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2017[И] Судебное заседание
10.10.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2018[И] Дело оформлено
11.09.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее