Дело № 2-654/2019
УИД 28RS0019-01-2019-000983-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2019 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре судебного заседания Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП Благовещенского района "Жилкомэнерго" об обеспечении наличия неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Серышевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском мотивируя требования тем, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» законодательства о теплоснабжении в ходе прохождения на поднадзорной территории отопительного периода 2019-2020 г.г. Установлено, что на основании распоряжение постановления главы администрации Серышевского района № 379 от 25 сентября 2019 года на территории Серышевского района с 26 сентября 2019 года начат отопительный сезон. Согласно концессионных соглашений, договоров аренды на недвижимое имущество - котельные, заключенные муниципальными образованиями района и МУП «Жилкомэнерго, последние обязаны оказывать качественные услуги потребителям по теплоснабжению, бесперебойность подачи теплоносителя, соблюдение температурного режима. Между абонентами Серышевского района и МУП «Жилкомэнерго» напрямую заключены договоры на продажу коммунального ресурса по теплоснабжению, в соответствии с которыми производится оплата за качественное и бесперебойное потребление коммунальных услуг. Вместе с тем, МУП «Жилкомэнерго» нарушаются обязательные требования действующего законодательства Российской Федерации в сфере организации теплоснабжения при эксплуатации тепловых сетей и энергоустановок Серышевского района в связи с отсутствием 7-ми суточного неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) для нужд котельных Серышевского района, находящейся в ведении МУП «Жилкомэнерго». Так, по состоянию на 25.12.2019 фактический запас топлива, находящегося на складах и котельных, обслуживаемых МУП (Жилкомэнерго» составляет 557,1 т. Среднесуточный расход топлива составляет 188,5 т. угля, что обеспечит теплоснабжение на трое суток. В связи с чем на 25.12.2019 МУП «Жилкомэнерго» 7-ми суточный неснижаемый нормативный запас топлива (угля) для нужд котельной, эксплуатируемой организацией на территории Серышевского района, не создан и объемов запаса угля для выработки котельной заданных параметров теплоносителя надлежащего качества в соответствии с температурным графиком качественного регулирования отпуска тепла на отопление и горячее водоснабжение, остается на 3 - суток.
Таким образом, обязанность МУП «Жилкомэнерго» создать 7-ми суточный неснижаемый нормативный запас топлива (угля) для нужд котельных, эксплуатируемых организацией на территории Серышевского района, вытекает из вышеперечисленных требований действующего законодательства в сфере теплоснабжения.
Непринятие МУП «Жилкомэнерго» мер по поддержанию неснижаемого нормативного запаса топлива в ходе прохождения отопительного сезона 2019-2020 гг. может привести к остановке работы котельных, и нарушению прав потребителей на обеспечение надежного теплоснабжения в отопительный период, а именно права на своевременное и качественное оказание услуг, в том числе на теплоснабжение.
На основании изложенного, просил обязать МУП «Жилкомэнерго» обеспечить, в ходе прохождения отопительного периода 2019-2020 гг. наличие неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных, эксплуатируемых МУП «Жилкомэнерго», расположенных по адресам: пгт. Серышево по <адрес> А, <адрес> Б, <адрес> А, <адрес>А, <адрес> А, <адрес> Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Широкий Лог, <адрес>; <адрес>, б/н; <адрес>, б/н; <адрес>, б/н; <адрес>; <адрес>, б/н; <адрес>, теплоносители от которых поступают для удовлетворения нужд потребителей жилого фонда. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 заявленные требования поддержала, суду показала, что согласно мониторинга сведений предоставляемых в виде информации о движении твердого топлива в ЖКХ Серышевского района, прослеживается уменьшение процента обеспеченности топлива именно на котельных, находящихся в обслуживании МУП «Жилкомэнерго», что в преддверии праздничных выходных, и сильного понижения температуры, может привести к необратимым последствиям, в виде срыва отопительного сезона. Полагала, что требования прокурора являются законными и обоснованными, и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителя ответчика Елизаровой А.А., действующей на основании доверенности поступило письменное заявление о рассмотрении дела без их участия. Кроме того, в представленном письменном отзыве возражала против удовлетворения исковых требований, при этом указала, что по состоянию на 25 декабря 2019 указанный нормативный запас обеспечен в полном объеме. Так, по состоянию на 25 декабря 2019 на котельные Серышевского района, в том числе, пгт. Серышево, <адрес> запас топлива составлял 2 151 тонна. Таким образом, запас топлива обеспечен на 8 (восемь суток). В период с 26 по 31 декабря 2019 ожидается отправка поставщиками топлива в размере 5 062 тонны.
Выслушав сторону истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу статей 26, 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба: использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьям 27 и 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
Статьёй 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» закреплено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено, в том числе утверждение правил организации теплоснабжения.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии п. 20 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе, в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 (далее по тексту - Порядок) следует, что количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ (норматив неснижаемого запаса топлива) определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с таблицей 1, являвшейся неотъемлемой частью данного Порядка. Согласно указанной таблице №1 - ННЗТ для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, составляет - 7 суток.
В соответствии с п. 3 Порядка - норматив создания запасов топлива определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Статья 2 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает, что передача тепловой энергии, теплоносителя представляет совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии со ст. 3 ч. 1 Федерального закона «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Таким образом, обязанность МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» создать 7-ми суточный неснижаемый нормативный запас топлива (угля) для нужд котельной, эксплуатируемой организацией на территории Серышевского района, вытекает из вышеперечисленных требований действующего законодательства в сфере теплоснабжения.
Так, по состоянию на 25.12.2019 фактический запас топлива, находящегося на складах и котельных, обслуживаемых МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» составляет 557,1 т. Среднесуточный расход топлива составляет 188,5 т. угля, что обеспечит теплоснабжение на трое суток.
Доказательств того, что стороной ответчика обеспечен неснижаемый нормативный запас суду не представлено. Доводы ответчика МУП «Жилкомэнерго» о планируемых поставках угля, не свидетельствуют о необоснованности требования истца.
Непринятие МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» мер по созданию нормативного запаса топлива в ходе прохождения отопительного сезона 2019-2020 гг. может привести к остановке работы котельных, что приведет срыву отопительного сезона и нарушению прав потребителей на обеспечение надежного теплоснабжения в отопительный период, а именно права на своевременное и качественное оказание услуг, в том числе на теплоснабжение.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, т.к. до настоящего времени не обеспечен запас топлива, обеспечивающий бесперебойную подачу теплоносителя в течение всего отопительного периода, что влечет за собой нарушение конституционных, жилищных прав граждан - потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни, на предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества. Неснижаемый запас топлива создается в целях обеспечения работы котельной в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива, резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпания нормативного эксплуатационного запаса топлива, эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы котельной. Нормативный запас топлива на котельных создается в целях обеспечения работы как в условиях непредвиденных обстоятельств, так и для обеспечения надежной и стабильной работы котельных в течение всего отопительного периода.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Обсуждая требование истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд полагает его обоснованным, поскольку имеется реальная угроза возникновения необратимых последствий в виде срыва прохождения отопительного сезона 2019-2020 гг.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░" ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2019-2020 ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░. ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░, <░░░░░> ░, <░░░░░> ░, <░░░░░>░, <░░░░░> ░, <░░░░░> ░; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; ░░░░░░░ ░░░, <░░░░░>; <░░░░░>, ░/░; <░░░░░>, ░/░; <░░░░░>, ░/░; <░░░░░>; <░░░░░>, ░/░; <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: 690090, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░