Дело №2-385/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 21 ноября 2014 года
Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия Инчин Н.М.,
с участием заместителя прокурора Атяшевского района Ионкина О.Е.,
представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Луч» по доверенности – Бектяшкина О.И.,
при секретаре Пучкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования к Обществу с ограниченной ответственностью «Луч» о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду,
у с т а н о в и л:
Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования к Обществу с ограниченной ответственностью «Луч» о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 4 703,79 рублей за 2 квартал 2014 года.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Атяшевского района РМ проведена проверка исполнения ООО «Луч» законодательства об охране окружающей среды в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в результате которой выявлены нарушения указанного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды, вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с пунктом 1 Порядка распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной экологической экспертизы с 01.10.2010 передаются Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
В соответствии с п.п. 1, 2.4 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.02.2011 № 103 «О наделении полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов» Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета, доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов по коду доходов бюджетной классификации Российской Федерации № «Плата за размещение отходов производства и потребления», а также наделено бюджетными полномочиями по принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно официального сайта Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (Росприроднадзор по РМ) «www.prirodnadzor.moris.ru» плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится (перечисляется) в адрес получателя: УФК по Республике Мордовия (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия), ИНН №, КПП №, банк получатель: ГРКЦ НБ Респ. Мордовия Банка России г. Саранск, р/с №, БИК 048952001, Код бюджетной классификации №, ОКТМО муниципального района по месту нахождения объекта негативного воздействия (для Атяшевского муниципального района РМ №).
Проверкой установлено, что соответствии с п. 3.2 Устава ООО «Луч» предметом деятельности организации является: выращивание зерновых и зернобобовых культур; разведение крупного рогатого скота; разведение свиней; разведение овец и коз; оптовая торговля; осуществление строительной деятельности, строительно-монтажных, ремонтных и пуско-наладочных работ; обслуживание и ремонт технических средств; разработка, производство и реализация промышленных стройматериалов, а также товаров народного потребления; заготовка, переработка вторичного сырья, отходов производства; оптовая и розничная торговля горюче-смазочными материалами. Таким образом, ООО «Луч» в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу ст. 16 Закона № 7-ФЗ оно обязано вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно письма Управления Росприроднадзора по РМ от 24.10.2014 № 3092/05-13 ООО «Луч» по состоянию на 22.10.2014 года имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2014 в размере 4703 рубля 79 копеек.
В соответствии со справкой, выданной ООО «Луч» от 28.10.2014 года, добровольно оплачивать данную задолженность организация отказывается.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Закона № 7-ФЗ.
Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, в первую очередь, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, расходы на проведение которых возмещаются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Неисполнение обществом с ограниченной ответственностью «Луч» требований действующего законодательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией Российской Федерации прав каждого на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Мордовия и бюджета Атяшевского муниципального района РМ.
На основании изложенного просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Луч» в пользу бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Мордовия и бюджета Атяшевского муниципального района РМ задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 4703 руб. 79 копеек, а также взыскать с ответчика государственную пошлину. В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные исковые требования указал Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия.
В судебном заседании заместитель прокурора Атяшевского района Ионкин О.Е. требования уточнил и просит взыскать имеющуюся задолженность в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия.
Представитель ООО «Луч» Бектяшкин О.И. требования прокурора признал.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном ходатайстве просят о рассмотрении дела без участия представителя Управления.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения участвующих по делу сторон и исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, каковым является населения муниципального образования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об охране окружающей среды" (далее Закон) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий
В соответствии со ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об охране атмосферного воздуха" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 (ред. от 26.12. 2013).
Согласно п.1 данного Порядка на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 (ред. от 27.03.2008) утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.2 и п.3 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду от 5 апреля 2007 г. N 204, а также п.1 и п.2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 расчет представляется в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной экологической экспертизы с 01.10.2010 переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Согласно Приказу от 20 мая 2013 г. N 258 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Управление Росприроднадзора по Республика Мордовия наделено полномочиями администратора доходов бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».
Согласно представленным истцом сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Луч» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.01.2005 года за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) №
Согласно Уставу ООО «Луч» предметом деятельности организации является: выращивание зерновых и зернобобовых культур; разведение крупного рогатого скота; разведение свиней; разведение овец и коз; оптовая торговля; осуществление строительной деятельности, строительно-монтажных, ремонтных и пуско-наладочных работ; обслуживание и ремонт технических средств; разработка, производство и реализация промышленных стройматериалов, а также товаров народного потребления; заготовка, переработка вторичного сырья, отходов производства; оптовая и розничная торговля горюче-смазочными материалами.
Согласно справки Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия от 24.10.2014 года №3092/05-13 за ООО «Луч» имеется задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2014 года в размере 4 703,79 рублей.
Согласно справке ООО «Луч» задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2014 года составляет 4 703,79 рублей.
Согласно Приказу от 20 мая 2013 г. N 258 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Управление Росприроднадзора по Республика Мордовия наделено полномочиями администратора доходов бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».
В соответствии со статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов; неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов; в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
Таким образом, неисполнение ООО «Луч» требований действующего законодательства по предоставлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией Российской Федерации прав каждого на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных районов.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Согласно п.1 ст.103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Луч» в пользу Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 4703 (четыре тысячи семьсот три рубля) 79 копеек.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Луч» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Н.М. Инчин