Дело № 2а-599/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием представителей:
административного истца – Нюнько О.А., доверенность б/н от 08.02.2017,
административного ответчика – Филатова Е.С., доверенность б/н от 06.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым заявлениям АО «Научно-технический центр «Импульс-2» к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконными и отмене предписаний в части,
установил:
АО «Научно-технический центр «Импульс-2» обратилось в суд с исками к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконными и отмене предписаний № 25/20 от 28.02.2017 и 35/4 от 15.03.2017 об устранении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вынесенных главными государственными инспекторами Серовой Ю.А. и Картавенко С.В., в части установленных в предписаниях сроков выполнения.
Исковые требования мотивированы следующим.
28.02.2017 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя Серовой Ю.А. проведена внеплановая выездная проверка истца, в ходе которой составлен акт проверки № 57/20 и зафиксирована имеющаяся в предприятии задолженность перед работниками за ноябрь 2016 года – январь 2017 года на общую сумму 4571,3 тыс. руб. По результатам проверки в связи с наличием указанной задолженности в отношении АО «НТЦ «Импульс-2» 03.03.2017 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 5.27 КоАП РФ, № 88.
Также в ходе проверки 28.02.2017 истцу вынесено предписание № 25/20 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в котором предписано в срок до 10.04.2017: произвести погашение задолженности по заработной плате перед работниками АО «НАТ «Импульс-2» за ноябрь 2016 года – января 2017 года в полном объеме; одновременно с выплатой задолженности по заработной плате произвести выплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумму всем сотрудникам АО «НТЦ «Импульс-2» за каждый день задержки выплаты заработной платы за ноябрь 2016 года – январь 2017 года.
В период времени с 13.03.2017 по 15.03.2017 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя Картавенко С.В. проведена внеплановая выездная проверка истца, в ходе которой составлен акт проверки № 76 и зафиксирована имеющаяся на предприятии задолженность перед работниками за ноябрь 2016 года – февраль 2017 года на общую сумму 6367,8 тыс. руб. По результатам проверки в связи с наличием указанной задолженности в отношении АО «НТЦ «Импульс-2» 17.03.2017 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 5.27 КоАП РФ, № 132.
Также в ходе проверки 15.03.2017 истцу вынесено предписание № 35/4 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в котором предписано в срок до 10.04.2017: произвести погашение задолженности по заработной плате перед работниками АО «НАТ «Импульс-2» за февраль 2017 года в полном объеме с уплатой в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумму всем сотрудникам АО «НТЦ «Импульс-2» за каждый день задержки выплаты заработной платы.
С указанными предписаниями в части срока их выполнения административный истец не согласен, поскольку единственным источником доходов, за счет которого происходила и происходит выплата заработной платы работникам АО «НТЦ «Импульс-2», является оплата за выполненные работы в рамках государственного оборонного заказа по договорам: № 1415187340661010358001187/142/2/14 от 17.10.2014 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Доломит-1-Импульс-2» по созданию 30 мм артиллерийского боевого модуля; № 1415187320592020106008824/5/15 от 15.01.2015 по изготовлению опытной партии 30 мм артиллерийских боевых модулей; № 81/14 от 29.07.2014 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Доломит-Импульс».
Заказчиком работ по всем договорам является предприятие, подведомственное Министерству обороны РФ – ОАО «766 Управление производственно-технологической комплектации» («ОАО «766 УПТК»).
В связи с тем, что контракты по решению государственного заказчика были продлены, а финансирование отсутствует, в АО «НТЦ «Импульс-2» образовалась задолженность по заработной плате перед работниками и с мая 2016 года предприятие находится в тяжелом финансовом положении, о чем достоверно известно административному ответчику, так за период с августа 2016 года по март 2017 года главными государственными инспекторами Государственной инспекции труда города Севастополя в отношении АО «НТЦ «Импульс-2» и его руководителя составлено 8 протоколов о привлечении к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ; предприятие и его руководство вынуждены нести убытки.
В настоящее время предприятие находится в тяжелейшем финансовом положении и возможность погасить задолженность по заработной плате за ноябрь 2016 года – февраль 2017 года перед работниками АО «НТЦ «Импульс-2» в размере 6367,8 тыс. руб. появится исключительно после поступления денежных средств от заказчика - ОАО «766 УПТК».
В нарушение закона и по надуманным причинам ОАО «766 УПТК» с августа 2016 года не погашает перед АО «НТЦ «Импульс-2» задолженность за выполненные работы по договорам на общую сумму 2775954,48 руб., несмотря на принятые работы и подписанные заказчиком акты сдачи-приемки работ, а также, несмотря на многочисленные письма и претензии с требованием оплатить выполненные работы, направленные в адрес заказчика.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, просила административный иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исков, исходя из следующего.
Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 356 ТК РФ предусмотрены полномочия, которые реализует федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами.
В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно статье 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено, что на основании письма Департамента экономики города Севастополя от 02.02.2017 № 433, с целью проверки изложенной в нем информации, Государственной инспекцией труда города Севастополя было издано распоряжение о проведении проверки № 72 по соблюдению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан в отношении АО «НТЦ «Импульс-2».
28.02.2017 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя Серовой Ю.А. проведена внеплановая выездная проверка истца, в ходе которой составлен акт проверки № 57/20 и зафиксирована имеющаяся в предприятии задолженность перед работниками за ноябрь 2016 года – январь 2017 года на общую сумму 4571,3 тыс. руб. По результатам проверки в связи с наличием указанной задолженности в отношении АО «НТЦ «Импульс-2» 03.03.2017 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 5.27 КоАП РФ, № 88.
Также по результатам проверки 28.02.2017 истцу вынесено предписание № 25/20 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в котором предписано в срок до 10.04.2017: произвести погашение задолженности по заработной плате перед работниками АО «НАТ «Импульс-2» за ноябрь 2016 года – января 2017 года в полном объеме; одновременно с выплатой задолженности по заработной плате произвести выплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумму всем сотрудникам АО «НТЦ «Импульс-2» за каждый день задержки выплаты заработной платы за ноябрь 2016 года – январь 2017 года.
Кроме того, на основании обращения от 20.02.2017 за № А-162 с целью проверки фактов, изложенных в данном обращении гражданина относительно нарушений трудового законодательства, 13.03.2017 Государственной инспекцией труда города Севастополя было издано распоряжение о проведении проверки № 96 в отношении АО «НТЦ «Импульс-2».
В период времени с 13.03.2017 по 15.03.2017 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя Картавенко С.В. проведена внеплановая выездная проверка истца, в ходе которой составлен акт проверки № 76 и зафиксирована имеющаяся в предприятии задолженность перед работниками за ноябрь 2016 года – февраль 2017 года на общую сумму 6367,8 тыс. руб. По результатам проверки в связи с наличием указанной задолженности в отношении АО «НТЦ «Импульс-2» 17.03.2017 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 5.27 КоАП РФ, № 132.
Также по результатам проверки 15.03.2017 истцу вынесено предписание № 35/4 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в котором предписано в срок до 10.04.2017: произвести погашение задолженности по заработной плате перед работниками АО «НАТ «Импульс-2» за февраль 2017 года в полном объеме с уплатой в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумму всем сотрудникам АО «НТЦ «Импульс-2» за каждый день задержки выплаты заработной платы.
В представленных выписках со счета АО «НТЦ «Импульс-2» на день выплаты заработной платы в указанные выше периоды на счете предприятия отсутствовали денежные средства для выплаты заработной платы работникам предприятия.
Согласно письменным пояснениям генерального директора – главного конструктора АО «НТЦ «Импульс-2» причинами возникшей задолженности по заработной плате является наличие дебиторской задолженности по договорам с ОАО «766 УПТК» в сумме 2775954,48 руб. Представлены копии письменных обращений в адрес Минпромторга России, Департамента Министерства обороны РФ, военную прокуратуру ЧФ РФ и Управление военных представительств Министерства обороны РФ по данному вопросу.
Вместе с тем, в ходе проверок не были представлены документы, подтверждающие принятие АО «НТЦ «Импульс-2» мер по взысканию указанной дебиторской задолженности в судебном порядке, что позволило бы произвести погашение задолженности по заработной плате работникам предприятия.
Согласно пункту 2.1.1 Положения «О Государственной инспекции труда города Севастополя», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 25.08.2014 № 243, инспекция осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, в том числе в организациях, учреждениях, предприятиях по выплате заработной платы, ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 356 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 7 Административного регламента исполнения Государственной инспекции труда города Севастополя государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового прав, утвержденного приказом Государственной инспекции труда города Севастополя от 27.07.2016 № 39 (далее - Регламент), государственные инспекторы вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
При выявлении в результате проведения надзорных мероприятий допущенных работодателем нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Государственной инспекции труда города Севастополя в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в каждом конкретном случае непосредственно по завершению надзорных мероприятий обязаны: выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения: принять исчерпывающие меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в соответствии с действующим законодательством (п. 82 Регламента).
В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены.
Сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции труда города Севастополя, проводивших надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.
Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть предусмотрено этапами.
Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое вместе со вторым экземпляром предписания приобщается к материалам надзорного дела, хранящегося в Государственной инспекции труда города Севастополя (пункт 83 Регламента).
В соответствии с пунктом 84 Регламента требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки.
На основании аргументированного обращения работодателя о продлении указанных в предписании сроков устранения выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда города Севастополя может быть принято решение о продлении установленных сроков.
Невыполнение работодателем в установленные сроки предъявленных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 85 Регламента контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований и исполнением требований, содержащихся в предъявленных работодателям предписаниях, осуществляется уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции труда города Севастополя посредством проведения внеплановых проверок в порядке, установленном пунктами 62-79 Административного регламента.
Регламент не предусматривает возможности отмены или изменения сроков исполнения предписания по инициативе государственного инспектора по труду, следовательно, изменение сроков исполнения предписания возможно только в сторону их увеличения и по инициативе работодателя.
Исходя из положений части 2 статьи 22 и главы 57 ТК РФ обязательность исполнения предписания предполагает, что работодатель должен добровольно выполнить требования государственного инспектора труда в полном объеме и в установленные сроки.
Право на труд и на оплату труда закреплено в Конституции Российской Федерации. Заработная плата является одним из источников средств к существованию, источником обеспечения жизненных потребностей работника, потребностей членов его семьи. Невыплата заработной платы влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые предписания Государственной инспекции труда города Севастополя от 28.02.2017 № 25/20 и от 15.03.2017 № 35/4 вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах своих полномочий и компетенции, правомерно установлены нарушения трудового законодательства, сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписаниях, установлены уполномоченными должностными лицами, исходя из характера нарушений, важности их устранения для обеспечения безопасности работников, их жизни и здоровья, в связи с чем оснований для признания предписаний незаконными не имеется.
С учетом вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении административных исков.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исков отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 02.05.2017.