Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3439/2019 от 19.11.2019

Судья: Каверин В.В. Дело № 33-3439/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 декабря 2019 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Забелиной О.А.

судей Жидковой Е.В., Саниной Л.Л.

при секретаре Алешиной Е.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело №21754/2019 по иску Ефановой О. Н. к Управлению ветеринарии Орловской области о взыскании материального ущерба,

по апелляционным жалобам Управления ветеринарии Орловской области, Департамента финансов Орловской области, Правительства Орловской области на решение Заводского районного суда г.Орла от 23 сентября 2019 г., которым постановлено:

«исковые требования Ефановой О. Н. к Управлению ветеринарии Орловской области о взыскании материального ущерба удовлетворить.

Взыскать с Управления ветеринарии Орловской области за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области в пользу Ефановой О. Н. в счет причиненного ущерба 62356 руб.».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Саниной Л.Л., выслушав представителя Департамента финансов Орловской области Сечкину Н.М., представителя Правительства Орловской области Титову И.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения на жалобу Ефановой О.Н., объяснения главы Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области Богатых Н.М., изучив доводы жалоб, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Ефанова О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению ветеринарии Орловской области о возмещении ущерба.

В обоснование заявленных требований указывала на то, что <дата> в соответствии с распоряжением Председателя Правительства Орловской области от 25 сентября 2018 г. №488-р в ее личном подсобном хозяйстве произведено отчуждение и изъятие свиней в количестве 10 голов общим весом 700 кг. в связи с заболеванием африканской чумы.

По результатам осуществленных мероприятий составлен акт о проведении бескровного убоя свиней, акт сжигания трупов свиней, акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства от <дата>

В результате изъятия свиней ей причинены убытки на сумму 70000 руб., а также утрачено личное подсобное хозяйство, являющееся основным источником дохода семьи.

Для направления документов по возмещению ущерба она обратилась в администрацию Здоровецкого сельского поселения Орловского района, которая в свою очередь своевременно не направила документы на возмещение ущерба в Управление ветеринарии Орловской области.

Только 1 марта 2019 г. после ее обращения документы на возмещение ущерба переданы главой поселения в Управление ветеринарии Орловской области. Вместе с тем, в возмещении ущерба ей было отказано в связи с нарушением срока на подачу документов.

По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просила взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 62356 руб.

Судом к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Орловской области, Департамент финансов Орловской области, администрация Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление ветеринарии Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным, приводя доводы о том, что поскольку Ефановой О.Н. пропущен установленный 30-дневный срок на подачу документов в Управление ветеринарии Орловской области для выплаты материального ущерба, который является пресекательным, не подлежащим восстановлению, поэтому у суда не было законных оснований для удовлетворения требований.

Выражает несогласие с оценкой представленных суду доказательств.

В апелляционной жалобе Правительство Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводя доводы, аналогичные доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Управления ветеринарии Орловской области.

В апелляционной жалобе Департамент финансов Орловской области просит об отмене судебного решения, полагая, что отказ Управления ветеринарии Орловской области в возмещении истцу ущерба является законным, поскольку Ефановой О.Н. пропущен 30-дневный срок для обращения за выплатой ущерба, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Кроме того, указывает на то, что решение суда является неисполнимым, так как Правительством Орловской области решение о выплате истцу ущерба не принималось.

В возражениях на апелляционные жалобы Ефанова О.Н. считает решение суда правильным и просит оставить его без изменения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив дело в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании части 2 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя Управления ветеринарии Орловской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, от которого поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Закон Российской Федерации от 14 мая 1992 г. №4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон «О ветеринарии») регулирует обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних и других животных, осуществление государственного и ветеринарного надзора.

В силу статьи 9 Закона «О ветеринарии» главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

Согласно статье 19 Закона «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.

Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. №476 «Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)» африканская чума свиней включена в Перечень заразных, в том числе опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).

В силу пунктам 7, 8, 9, 10, 11 Правил руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 настоящих Правил информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению №1.

Организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению №2.

Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.

Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.

Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.

В целях предупреждения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области, обеспечения безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства, предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2011 г. №283 утвержден Порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно приложению 1; Порядок расходования средств областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, согласно приложению 2.

В соответствии с пунктами 6, 8-11 Порядка по приложению 1 решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства принимается Председателем Правительства Орловской области в форме распоряжения Правительства Орловской области (далее - распоряжение), проект которого готовится Управлением ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии), в течение двух суток после поступления от руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям или его заместителя решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

Проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляется специальной комиссией (далее - Комиссия), состав и положение о которой утверждаются приказом Управления ветеринарии в течение суток с момента издания распоряжения об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства.

В состав специальной комиссии в обязательном порядке включаются начальник Управления ветеринарии в качестве председателя комиссии, представители исполнительных органов государственной власти Орловской области, правоохранительных органов и иных государственных органов.

При проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства Комиссией составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».

Акт вручается гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, в течение трех суток с момента принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства.

Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в соответствии с Порядком расходования средств областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, утверждаемым постановлением Правительства Орловской области.

Согласно пунктам 2-4 Порядка по приложению 2 возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам - владельцам отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (далее - Получатели), понесенного ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области, осуществляется Управлением ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии) за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области, выделенных Управлению ветеринарии на основании распоряжения Правительства Орловской области.

Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется Управлением ветеринарии Орловской области на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства на основании сведений, представляемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, а в случае отсутствия таких сведений размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.

Для возмещения ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, получатели в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента завершения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства представляют в Управление ветеринарии следующие документы: письменное заявление о возмещении ущерба с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства, номера расчетного счета, открытого в кредитной организации, расположенной на территории Орловской области, или номера отделения почтовой связи, куда следует перечислять денежные средства; копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя; акт об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, оформленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании Указа Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. №567 территория д.Здоровецкие Выселки Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области определена как 1 угрожаемая зона, прилегающая к эпизоотическому очагу по африканской чуме свиней. Эпизоотическим очагом определено хозяйство Крюкова В.М., расположенное в д <адрес>.

Также Указом утвержден план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней; в срок до 1 октября 2010 г.

Хозяйство истца с поголовьем свиней на подворье в количестве 10 штук включено в список владельцев животных 1 угрожаемой зоны.

Заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 21 сентября 2018 г. принято решение о необходимости проведения отчуждения животных, включая хозяйство Ефановой О.Н.

Соответствующее распоряжение об отчуждении свиней принято Председателем Правительства Орловской области 25 сентября 2018 г.

В этот же день Приказом начальника Управления ветеринарии Орловской области утвержден состав рабочей группы для осуществления отчуждения животных.

26 сентября 2018 г. в хозяйстве Ефановой О.Н. произведен бескровный убой свиней в количестве 10 голов массой 700кг, о чем составлен акт бескровного убоя, а также акт передачи трупов свиней на сжигание.

26 сентября 2018 г. для получения выплаты за отчужденных животных Ефанова О.Н. обратилась в администрацию Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области, которая оказывала помощь по направлению документов жителей сельского поселения в Управление ветеринарии Орловской области для получения выплат в возмещение ущерба за отчужденных животных.

По Распоряжению Правительства Орловской области от 20 ноября 2018г. № 564-р Департаменту финансов Орловской области необходимо выделить Управлению ветеринарии Орловской области денежные средства в сумме 3 448 368 руб. для финансирования затрат по возмещению ущерба владельцам отчужденных животных, понесенного ими в результате отчуждения животных на территориях в пределах деревень сельских поселений Ливенского района Орловской области, включая <адрес>, где проживает истец.

Как следует из материалов дела, документы Ефановой О.Н. администрацией Здоровецкого сельского поселения в адрес Управления ветеринарии Орловской области были направлены только 1 марта 2019г., т.е. с нарушением установленного срока.

29 марта 2019 г. Ефанова О.Н. получила отказ Управления ветеринарии Орловской области в предоставлении денежной выплаты со ссылкой на нарушение сроков представления необходимых документов, который является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Разрешая исковые требования Ефановой О.Н., суд первой инстанции установил, что животные из подсобного хозяйства Ефановой О.Н. изъяты в рамках исполнения Указа от 18 сентября 2018 г. № 567, Ефановой О.Н. выдан акт об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, дающий право на получение компенсации за изъятых свиней.

Указанный акт до настоящего времени не отменен и незаконным не признан, что свидетельствует о наличии у Ефановой О.Н. права на возмещение ущерба в связи с изъятием свиней.

В судебном заседании апелляционной инстанции областного суда представители Департамента финансов Орловской области и Правительства Орловской области не оспаривали право Ефановой О.Н. на возмещение ущерба, ссылаясь только на то, что ею был пропущен 30-дневный срок для предоставления необходимых документов в Управление ветеринарии Орловской области для получения выплаты.

Кроме того, судом установлено, что документы в установленный срок не были направлены в Управление ветеринарии Орловской области по вине администрации Здоровецкого сельского поселения, не сообщившей истцу о ненаправлении документов и не разъяснившей порядок подачи ею документов для получения денежных средств.

При установленных вышеуказанных обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у Ефановой О.Н. права на возмещение ущерба, причиненного изъятием животных, учитывая, что срок обращения с заявлением о возмещении ущерба Ефановой О.Н пропущен не по ее вине, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Приведенные в апелляционных жалобах Управления ветеринарии, Правительства Орловской области, Департамента финансов Орловской области доводы о нарушении истцом пресекательного 30-дневного срока на подачу документов о возмещении ущерба, судебной коллегией отклоняются, как не влияющие на законность судебного решения ввиду отсутствия вины истца в нарушении срока.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Департамента финансов Орловской области о неисполнимости решения суда денежные средства в пользу Ефановой О.Н. взысканы с Управления Ветеринарии Орловской области за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области, как это предусмотрено вышеуказанным Постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2011г. № 283г.

Другие доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, но не опровергают их, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного решения.

Решение суда постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г.Орла от 23 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления ветеринарии Орловской области, Департамента финансов Орловской области, Правительства Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья: Каверин В.В. Дело № 33-3439/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 декабря 2019 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Забелиной О.А.

судей Жидковой Е.В., Саниной Л.Л.

при секретаре Алешиной Е.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело №21754/2019 по иску Ефановой О. Н. к Управлению ветеринарии Орловской области о взыскании материального ущерба,

по апелляционным жалобам Управления ветеринарии Орловской области, Департамента финансов Орловской области, Правительства Орловской области на решение Заводского районного суда г.Орла от 23 сентября 2019 г., которым постановлено:

«исковые требования Ефановой О. Н. к Управлению ветеринарии Орловской области о взыскании материального ущерба удовлетворить.

Взыскать с Управления ветеринарии Орловской области за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области в пользу Ефановой О. Н. в счет причиненного ущерба 62356 руб.».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Саниной Л.Л., выслушав представителя Департамента финансов Орловской области Сечкину Н.М., представителя Правительства Орловской области Титову И.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения на жалобу Ефановой О.Н., объяснения главы Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области Богатых Н.М., изучив доводы жалоб, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Ефанова О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению ветеринарии Орловской области о возмещении ущерба.

В обоснование заявленных требований указывала на то, что <дата> в соответствии с распоряжением Председателя Правительства Орловской области от 25 сентября 2018 г. №488-р в ее личном подсобном хозяйстве произведено отчуждение и изъятие свиней в количестве 10 голов общим весом 700 кг. в связи с заболеванием африканской чумы.

По результатам осуществленных мероприятий составлен акт о проведении бескровного убоя свиней, акт сжигания трупов свиней, акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства от <дата>

В результате изъятия свиней ей причинены убытки на сумму 70000 руб., а также утрачено личное подсобное хозяйство, являющееся основным источником дохода семьи.

Для направления документов по возмещению ущерба она обратилась в администрацию Здоровецкого сельского поселения Орловского района, которая в свою очередь своевременно не направила документы на возмещение ущерба в Управление ветеринарии Орловской области.

Только 1 марта 2019 г. после ее обращения документы на возмещение ущерба переданы главой поселения в Управление ветеринарии Орловской области. Вместе с тем, в возмещении ущерба ей было отказано в связи с нарушением срока на подачу документов.

По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просила взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 62356 руб.

Судом к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Орловской области, Департамент финансов Орловской области, администрация Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление ветеринарии Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным, приводя доводы о том, что поскольку Ефановой О.Н. пропущен установленный 30-дневный срок на подачу документов в Управление ветеринарии Орловской области для выплаты материального ущерба, который является пресекательным, не подлежащим восстановлению, поэтому у суда не было законных оснований для удовлетворения требований.

Выражает несогласие с оценкой представленных суду доказательств.

В апелляционной жалобе Правительство Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводя доводы, аналогичные доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Управления ветеринарии Орловской области.

В апелляционной жалобе Департамент финансов Орловской области просит об отмене судебного решения, полагая, что отказ Управления ветеринарии Орловской области в возмещении истцу ущерба является законным, поскольку Ефановой О.Н. пропущен 30-дневный срок для обращения за выплатой ущерба, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Кроме того, указывает на то, что решение суда является неисполнимым, так как Правительством Орловской области решение о выплате истцу ущерба не принималось.

В возражениях на апелляционные жалобы Ефанова О.Н. считает решение суда правильным и просит оставить его без изменения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив дело в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании части 2 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя Управления ветеринарии Орловской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, от которого поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Закон Российской Федерации от 14 мая 1992 г. №4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон «О ветеринарии») регулирует обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних и других животных, осуществление государственного и ветеринарного надзора.

В силу статьи 9 Закона «О ветеринарии» главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

Согласно статье 19 Закона «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.

Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. №476 «Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)» африканская чума свиней включена в Перечень заразных, в том числе опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).

В силу пунктам 7, 8, 9, 10, 11 Правил руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 настоящих Правил информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению №1.

Организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению №2.

Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.

Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.

Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.

В целях предупреждения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области, обеспечения безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства, предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2011 г. №283 утвержден Порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно приложению 1; Порядок расходования средств областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, согласно приложению 2.

В соответствии с пунктами 6, 8-11 Порядка по приложению 1 решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства принимается Председателем Правительства Орловской области в форме распоряжения Правительства Орловской области (далее - распоряжение), проект которого готовится Управлением ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии), в течение двух суток после поступления от руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям или его заместителя решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

Проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляется специальной комиссией (далее - Комиссия), состав и положение о которой утверждаются приказом Управления ветеринарии в течение суток с момента издания распоряжения об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства.

В состав специальной комиссии в обязательном порядке включаются начальник Управления ветеринарии в качестве председателя комиссии, представители исполнительных органов государственной власти Орловской области, правоохранительных органов и иных государственных органов.

При проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства Комиссией составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».

Акт вручается гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, в течение трех суток с момента принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства.

Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в соответствии с Порядком расходования средств областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, утверждаемым постановлением Правительства Орловской области.

Согласно пунктам 2-4 Порядка по приложению 2 возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам - владельцам отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (далее - Получатели), понесенного ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области, осуществляется Управлением ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии) за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области, выделенных Управлению ветеринарии на основании распоряжения Правительства Орловской области.

Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется Управлением ветеринарии Орловской области на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства на основании сведений, представляемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, а в случае отсутствия таких сведений размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.

Для возмещения ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, получатели в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента завершения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства представляют в Управление ветеринарии следующие документы: письменное заявление о возмещении ущерба с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства, номера расчетного счета, открытого в кредитной организации, расположенной на территории Орловской области, или номера отделения почтовой связи, куда следует перечислять денежные средства; копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя; акт об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, оформленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании Указа Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. №567 территория д.Здоровецкие Выселки Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области определена как 1 угрожаемая зона, прилегающая к эпизоотическому очагу по африканской чуме свиней. Эпизоотическим очагом определено хозяйство Крюкова В.М., расположенное в д <адрес>.

Также Указом утвержден план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней; в срок до 1 октября 2010 г.

Хозяйство истца с поголовьем свиней на подворье в количестве 10 штук включено в список владельцев животных 1 угрожаемой зоны.

Заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 21 сентября 2018 г. принято решение о необходимости проведения отчуждения животных, включая хозяйство Ефановой О.Н.

Соответствующее распоряжение об отчуждении свиней принято Председателем Правительства Орловской области 25 сентября 2018 г.

В этот же день Приказом начальника Управления ветеринарии Орловской области утвержден состав рабочей группы для осуществления отчуждения животных.

26 сентября 2018 г. в хозяйстве Ефановой О.Н. произведен бескровный убой свиней в количестве 10 голов массой 700кг, о чем составлен акт бескровного убоя, а также акт передачи трупов свиней на сжигание.

26 сентября 2018 г. для получения выплаты за отчужденных животных Ефанова О.Н. обратилась в администрацию Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области, которая оказывала помощь по направлению документов жителей сельского поселения в Управление ветеринарии Орловской области для получения выплат в возмещение ущерба за отчужденных животных.

По Распоряжению Правительства Орловской области от 20 ноября 2018г. № 564-р Департаменту финансов Орловской области необходимо выделить Управлению ветеринарии Орловской области денежные средства в сумме 3 448 368 руб. для финансирования затрат по возмещению ущерба владельцам отчужденных животных, понесенного ими в результате отчуждения животных на территориях в пределах деревень сельских поселений Ливенского района Орловской области, включая <адрес>, где проживает истец.

Как следует из материалов дела, документы Ефановой О.Н. администрацией Здоровецкого сельского поселения в адрес Управления ветеринарии Орловской области были направлены только 1 марта 2019г., т.е. с нарушением установленного срока.

29 марта 2019 г. Ефанова О.Н. получила отказ Управления ветеринарии Орловской области в предоставлении денежной выплаты со ссылкой на нарушение сроков представления необходимых документов, который является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Разрешая исковые требования Ефановой О.Н., суд первой инстанции установил, что животные из подсобного хозяйства Ефановой О.Н. изъяты в рамках исполнения Указа от 18 сентября 2018 г. № 567, Ефановой О.Н. выдан акт об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, дающий право на получение компенсации за изъятых свиней.

Указанный акт до настоящего времени не отменен и незаконным не признан, что свидетельствует о наличии у Ефановой О.Н. права на возмещение ущерба в связи с изъятием свиней.

В судебном заседании апелляционной инстанции областного суда представители Департамента финансов Орловской области и Правительства Орловской области не оспаривали право Ефановой О.Н. на возмещение ущерба, ссылаясь только на то, что ею был пропущен 30-дневный срок для предоставления необходимых документов в Управление ветеринарии Орловской области для получения выплаты.

Кроме того, судом установлено, что документы в установленный срок не были направлены в Управление ветеринарии Орловской области по вине администрации Здоровецкого сельского поселения, не сообщившей истцу о ненаправлении документов и не разъяснившей порядок подачи ею документов для получения денежных средств.

При установленных вышеуказанных обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у Ефановой О.Н. права на возмещение ущерба, причиненного изъятием животных, учитывая, что срок обращения с заявлением о возмещении ущерба Ефановой О.Н пропущен не по ее вине, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Приведенные в апелляционных жалобах Управления ветеринарии, Правительства Орловской области, Департамента финансов Орловской области доводы о нарушении истцом пресекательного 30-дневного срока на подачу документов о возмещении ущерба, судебной коллегией отклоняются, как не влияющие на законность судебного решения ввиду отсутствия вины истца в нарушении срока.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Департамента финансов Орловской области о неисполнимости решения суда денежные средства в пользу Ефановой О.Н. взысканы с Управления Ветеринарии Орловской области за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области, как это предусмотрено вышеуказанным Постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2011г. № 283г.

Другие доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, но не опровергают их, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного решения.

Решение суда постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г.Орла от 23 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления ветеринарии Орловской области, Департамента финансов Орловской области, Правительства Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-3439/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ефанова Ольга Николаевна
Ответчики
Управление ветеринарии Орловской области
Другие
Правительство Орловской области
Департамент финансов Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Санина Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
03.12.2019Судебное заседание
06.12.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее