Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1433/2018 ~ М-1393/2018 от 14.08.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2018 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кривицкой О.Г.,

при секретаре Селютиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1433/2018 по иску Клименкова Павла Валерьевича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России) о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, обязании установить инвалидность,

УСТАНОВИЛ:

Клименков П.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, обязании установить инвалидность, указав, что 30.09.2015 он с желудочным кровотечением срочно госпитализирован в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница № 1 имени Н.И.Пирогова". 05.10.2015 Клименкову П.В. проведена операция: <данные изъяты>. Установлен диагноз: <данные изъяты>. С 2016 года по 2018 года истец неоднократно оформлял инвалидность.

09.02.2018 Клименковым П.В. в Бюро МСЭ № 17 Филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, пройдено очередное (третье по счёту, с момента установления инвалидности в 2016 году), очное переосвидетельствование на факт установления инвалидности. В соответствии с актом освидетельствования № 160.17.63/2018 г. от 22.01.2018 заявителю установлена вторая группа инвалидности (как и ранее, по предыдущим переосвидетельствованиям), причина инвалидности: общее заболевание, инвалидность установлена на срок до 01.02.2019, дата очередного освидетельствования 14.01.2019, дата выдачи справки (серия МСЭ-2016 № 1415197): 09.02.2018 года.

По жалобе заявителя на сроки установления инвалидности проведена медико-социальная экспертиза вышестоящим Главным Бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области (экспертный состав № 2) и принято решение: Вторая группа с причиной «общее заболевание» сроком на один год. 29.03.2018 выдана справка № 53.102.Э.63/2018 о результатах медико-социальной экспертизы. Основание выдачи справки: акт и протокол очной медико-социальной экспертизы гражданина № 267.102.Э.63/2018.

Указанное решение было обжаловано истцом в Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы и принято решение: правовых оснований для изменения решения Главного бюро не выявлено.

С принятыми решениями истец не согласен, поскольку имеющийся у него диагноз <данные изъяты> фактически установлен пожизненно и по данным указанного диагноза больному медико-социальная комиссия вынесено решение о присвоении инвалидности 2 группы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать решение Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертиза Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (в лице филиала изложенное в акте освидетельствования № 160.17.63/2018 от 22 января 2018 года) об установлении Клименкову Павлу Валерьевичу 2 группы инвалидности сроком на 1 год необоснованным, обязав (понудив) ответчика признать истца инвалидом 2 группы бессрочно, признав за истцом право на назначение ему 2 группы инвалидности с формулировкой «бессрочно».

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» по доверенности Кудрявцева Н.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Клименков П.В. с 2016 года является инвалидом второй группы, что подтверждается справками ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от 27.01.2016, 13.02.2017, 09.02.2018 (л.д.22-24 т.1).

09.02.2018 Клименков П.В. на основании направления на медико-социальную экспертизу ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №1 Промышленного района» от 24.01.2018 и личного заявления от 24.01.2018 был освидетельствован в бюро МСЭ № 17 с целью установления инвалидности и разработки ИПРА ( индивидуальная программа реабилитации), где врачи-эксперты, изучив представленные медицинские документы по диагнозу: <данные изъяты> установили вторую группу инвалидности с причиной «общее заболевание», сроком на 1 год, с датой очередного освидетельствования 14.01.2019 (л.д.1-17 т.2).

Не согласившись с принятым решением, Клименков П.В. обратился с жалобой и был освидетельствован экспертами ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области». По результатам освидетельствования, решение от 09.02.2018 вынесенное врачами бюро Медико-социальной экспертизы № 17, было оставлено без изменения. У Клименкова П.В. выявлены <данные изъяты> что согласно п.5 раздела II Правил признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 дает основание для установления 2 группы инвалидности сроком на 1 год в соответствии с п. 11 раздела 5 «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. № 1024н.

30.05.2018 Клименков П.В. в порядке обжалования (заочно) был освидетельствован в экспертном составе № 15 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России (Федеральное бюро г. Москва), где были утверждены ранее вынесенные экспертные решения о сроке инвалидности. В консультативном заключении Федерального бюро указано, что в результате комплексной оценки и анализа данных медицинских и медико-экспертных документов, представленных на проведение МСЭ, выявлены <данные изъяты> которые приводят к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, к нуждаемости в мерах социальной защиты, включая проведение мероприятий реабилитации и дают основания для установления второй группы инвалидности, на 1 год, согласно п.п. 5,6 и 13 « Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95. Максимально выраженное нарушение функций организма 80% установлено по пункту 14.11.2.2. и по п. 5.4.2.4. количественной системы оценки степени нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами в процентах, согласно приложению к «Классификациям и критериям используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. № 1024н. При очередном освидетельствовании может быть рассмотрен вопрос о бессрочном установлении инвалидности (п. 13 Постановления Правительства № 95). Решение принято единогласно (л.д.198-201 т.1).

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Согласно ст.7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются в том числе: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (ст.8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п.4 Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы").

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п.8 Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы")

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

Согласно ст.60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в бессрочном установлении инвалидности осуществлен правомерно, исходя из комплексной оценки ее состояния организма, на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца не установлено. Доводы истца о наличии у него заболевания, <данные изъяты> <данные изъяты> У истца установлена 2 группа инвалидности на 1 год. Необратимых морфологических изменений на данном этапе не установлено, оснований для такого вывода не имеется. С учетом чего не имеется оснований для вывода о возможности установления инвалидности бессрочно.

С учетом изложенного, требования истца о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, обязать установить инвалидность, взыскании неполученных денежных средств и судебных расходов, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Клименкова Павла Валерьевича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России) о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, обязании установить инвалидность отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья Кривицкая О.Г.

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2018 года.

2-1433/2018 ~ М-1393/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клименков П.В.
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области" Министерства труда и социальной защиты РФ
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Кривицкая О.Г.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
15.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2018Передача материалов судье
03.09.2018Судебное заседание
07.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2018Дело оформлено
29.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее