дело № 2-1060/2021
24RS0004-01-2021-000562-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2021 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Есиной С.В.,
при секретаре Антипенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края об обязании организовать питьевое водоснабжение,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Березовского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края об обязании организовать питьевое водоснабжение, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Вознесенского сельсовета обязанности по организации питьевого водоснабжения на территории д. <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения, выражающиеся в неисполнении указанной обязанности администрацией Вознесенского сельсовета на территории д. Лопатино. Установлено, что организация холодного питьевого водоснабжения жителям жилых домов, расположенных в д. Лопатино, не соответствует Правилам водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата> №, поскольку централизованная система водоснабжения указанных жилых домов отсутствует, подвоз воды не осуществляется, исправные источники забора воды, отвечающие санитарным требованиям, для организации нецентрализованного водоснабжения в качестве бесхозяйных на учет не поставлены, в муниципальную собственность не приняты, специализированной организацией не обслуживаются, организация, осуществляющая подачу холодного водоснабжения, отсутствует. Проверка показала, что на территории д. Лопатино система водоснабжения представлена централизованным (водозаборная скважина по <адрес>) и нецентрализованными источниками (три общественных колодца) для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. За счет указанных источников водоснабжения обеспечиваются питьевой водой жители д. Лопатино. Иным образом водоснабжение населения д. Лопатино органами местного самоуправления Вознесенского сельсовета не организовано. Согласно информации Управления Роспотребнадзора, по результатам лабораторных исследований проб воды, отобранных в водозаборной скважине и в общественных колодцах, показатели жесткости и содержанию нитратов в колодцах не соответствуют требованиям и нормативам для централизованного водоснабжения СанПиН 2.<дата>-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Водоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: д. <адрес>», осуществляется за счет водозаборной скважины, расположенной по <адрес> д. Лопатино, к которой многоквартирный дом технологически присоединен посредством водопроводных сетей. Несмотря на то, что согласно проектной документации водоснабжение указанного МКД осуществляется посредством подвоза воды, хранение которой осуществляется в накопительной емкости, фактически водоснабжение указанного МКД осуществляется централизованным способом за счет вышеуказанной водозаборной скважины. Подвоз воды жители указанного МКД организовать не имеют возможности по причине неисправного состояния накопительной емкости, объем которой недостаточен для удовлетворения нужд указанного МКД. Кроме того, указанная скважина и общественные колодцы кем-либо не обслуживаются, на балансе у кого-либо не состоят, их техническое состояние в зоне ответственности какого-либо органа или специализированной организации не находится, санитарно-эпидемиологическое состояние воды в указанных источниках не контролируется, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также указывает на отсутствие организации бесперебойного качественного питьевого водоснабжения населения д. Лопатино. Подвоз воды жителям д. Лопатино, в том числе, жителям многоквартирного дома по адресу: <адрес>, до настоящего времени не организован, в том числе, мер к организации подвоза не принято, жители не уведомлены о наличии возможности реализации указанного способа водоснабжения путем обращения с заявлениями в орган местного самоуправления о потребности подвоза. Заместитель прокурора <адрес> просил признать незаконным бездействие администрации Вознесенского сельсовета <адрес> по непринятию мер к организации холодного питьевого водоснабжения населения, проживающего в д. <адрес>. Обязать администрацию Вознесенского сельсовета <адрес> организовать холодное питьевое водоснабжение населения, проживающего в д. <адрес>, в соответствии с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> № в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Березовского района Красноярского края Павлова А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края Лагохина С.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что на территории д. Лопатино централизованная система водоснабжения отсутствует, водоснабжение частного сектора осуществляется посредством индивидуальных скважин. Водоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> должно осуществляется путем подвоза воды. Резервуар для воды существует, подвоз воды не осуществляется, но в настоящее время решается вопрос по поставке воды.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств не поступало.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам сельских поселений относятся, в том числе, организация в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» организация в границах поселения водоснабжения закреплена за сельскими поселениями края.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2007 года № 416-ФЗ, под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Березовского района Красноярского края проведена проверка соблюдения администрацией Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края обязанности по организации питьевого водоснабжения на территории д. <адрес>, в ходе которой установлено, что организация холодного питьевого водоснабжения жителям жилых домов, расположенных в д. Лопатино, не соответствует Правилам водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644, поскольку централизованная система водоснабжения указанных жилых домов отсутствует, подвоз воды не осуществляется, исправные источники забора воды, отвечающие санитарным требованиям, для организации нецентрализованного водоснабжения в качестве бесхозяйных на учет не поставлены, в муниципальную собственность не приняты, специализированной организацией не обслуживаются, организация, осуществляющая подачу холодного водоснабжения, отсутствует.
Постановлением Березовского районного суда Красноярского края от <дата>, вступившим в законную силу, администрация Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края привлечена к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности путем приостановления эксплуатации трех общественных шахтных колодцев, расположенных по <адрес> в районе <адрес> в районе домов № и №, по <адрес>, напротив <адрес> д. <адрес> Красноярского края на срок 30 суток.
<дата> прокуратурой <адрес> Красноярского края в адрес администрации Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края направлено представление, из которого следует, что проверкой установлено: на территории д. Лопатино система водоснабжения представлена централизованным (водозаборная скважина по <адрес>, в районе <адрес>) и нецентрализованными источниками (три общественных колодца по ул. № в районе домов № и №; по <адрес> в районе <адрес>) для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. Водоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: д. Лопатино, <адрес>, осуществляется за счет водозаборной скважины, расположенной по <адрес>, к которой указанный многоквартирный дом присоединен посредством водопроводных сетей. Согласно проектной документации водоснабжение указанного МКД осуществляется посредством подвоза воды, хранение которой осуществляется в накопительной емкости, фактически водоснабжение указанного МКД осуществляется централизованным способом за счет вышеуказанной водозаборной скважины. В связи с аварийным состоянием водопроводных сетей, посредством которых в указанный МКД поступает питьевая вода из водозаборной скважины, расположенной по <адрес>, жители указанного МКД длительное время подвоз воды организовать не имеют возможности по причине неисправного состояния накопительной емкости, объем которой недостаточен для удовлетворения нужд указанного МКД.
Из письма Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от <дата> адресованное и.о. прокурору <адрес> следует, что по обращению А.И. с жалобой по отключению холодного водоснабжения в многоквартирном жилом <адрес> в д. <адрес> Красноярского края и неудовлетворительного качества воды в системе нецентрализованного водоснабжения (вода в общественных колодцах грязная, непригодная для использования в питьевых и хозяйственно-бытовых целях), была проведена проверка, по результатам которой обнаружено, что в д. Лопатино Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края система водоснабжения представлена централизованным (водозаборная скважина по <адрес>, в районе <адрес>) и нецентрализованными источниками (три общественных колодца по <адрес> в районе <адрес>; по <адрес> в районе домов №№, 11; по <адрес> в районе д. ?) для использования в питьевых и хозяйственно-бытовых нуждах. По результатам проведенных лабораторных испытаний установлено, что отобранная, проба воды из общественного колодца (по указанным адресам) по общей жесткости не соответствует гигиеническим нормативам для воды нецентрализованного водоснабжения СанПиН 2.<дата>-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения». Не проводится ежегодная чистка, промывка и дезинфекция шахтных колодцев в д. <адрес> Красноярского края, что является нарушением п. 5.5., п. 5.7 СанПиН <дата>.75-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Имеющиеся источники водоснабжения в д. <адрес> Красноярского края (водозаборная скважина по <адрес>, в районе <адрес>) не приняты на баланс органом местного самоуправления, администрацией Вознесеснкого сельсовета <адрес> Красноярского края и не переданы в эксплуатацию организации осуществляющей водоснабжение. Не приняты на баланс органом местного самоуправления, администрацией Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края, три общественных колодца (<адрес> в районе <адрес>; по <адрес> в районе домов №№, 11; по <адрес> в районе д. ?). По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до <дата>.
Из письма администрации Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> следует, что на территории д. Лопатино Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края централизованного холодного водоснабжения не имеется. Водоснабжение частного сектора в д. Лопатино Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края осуществляется посредством индивидуальных скважин. Лабораторные исследования водозаборных скважин, расположенных в д. Лопатино по <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес> №, по <адрес> в районе дома № ?, на предмет качества воды администрацией Вознесенского сельского не проводились, так как данное имущество не является собственностью Вознесенского сельсовета.
По информации Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края от <дата>, согласно проекту строительства «Многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, д. Лопатино, <адрес>«а», предусмотрена привозная вода.
Согласно ответа на запрос от <дата> МУП «ЖКК Вознесенского сельсовета», приказом Регионально энергетической комиссии Красноярского края №в от <дата> установлен долгосрочный тариф на питьевую воду в размере 40,37 руб. за м.куб.
Согласно ответу на запрос от 10.02.2021г года МУП «ЖКХ Вознесенского сельсовета», для обеспечения водоснабжением населения, путем подвоза питьевой воды надлежащего качества используется специализированный автотранспорт (автоцистерна). В распоряжении (на балансе) специализированного автотранспорта для осуществления подвоза воды нет, в связи с чем, оказать услугу и установить тариф на подвоз воды населению не представляется возможным.
В материалы дела стороной ответчика представлен договор № от <дата>, заключенный между ООО «Сити» (поставщик) и ООО СК «Добродом» (клиент), по условиям которого поставщик обязуется поставлять воду в объеме 50 м.куб. в специально оборудованной цистерне один раз в 6 дней, согласно утвержденному поставщиком и клиентом графику привоза воды. Клиент обязуется принимать и оплачивать питьевую воду, доставленную поставщиком, своевременно. Поставка воды осуществляется партиями по адресу: Красноярский край, <адрес>, д. Лопатино, <адрес>. Настоящий договор заключен сроком на один год. Доказательств пролонгации указанного договора, стороной ответчика не представлено.
Согласно сведениям Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, МКД по адресу: д. Лопатино, <адрес>«а», имеет непосредственный способ управления многоквартирным домом.
На основании ч. 9 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от <дата> № 416-ФЗ. в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п. 72 вышеуказанных Правил).
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 вышеуказанных Правил).
Согласно пункту 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением №.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).
Удовлетворяя требования заместителя прокурора <адрес> Красноярского края, суд исходит из следующего.
Так, в обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки, Роспотребнадзором по жалобам жителей населенного пункта - д. <адрес>, установлено, что в д. Лопатино Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края система водоснабжения представлена централизованным и нецентрализованными источниками. По результатам проведенных лабораторных испытаний установлено, что отобранная проба воды из общественного колодца не соответствует гигиеническим нормативам для воды нецентрализованного водоснабжения СанПиН 2.<дата>-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения», не проводится ежегодная чистка, промывка и дезинфекция шахтных колодцев, имеющиеся источники водоснабжения в д. Лопатино не приняты на баланс органом местного самоуправления, администрацией Вознесеснкого сельсовета <адрес> Красноярского края и не переданы в эксплуатацию организации осуществляющей водоснабжение.
В адрес ответчика и.о. прокурора района направлено представление об устранении нарушений законодательства с требованием принятия мер по организации водоснабжения населения д. Лопатино.
Вместе с тем, ответчиком допущено бездействие в вопросе исполнения вышеуказанных требований нормативных правовых актов, а именно, администрацией Вознесенкого сельсовета <адрес> Красноярского края не принято мер к организации холодного питьевого водоснабжение населения, проживающего в д. <адрес>, централизованная система водоснабжения отсутствует, подвоз питьевой воды жителям д. Лопатино, в том числе, жителям многоквартирного дома по адресу: <адрес>, д. Лопатино, <адрес>, не осуществляется.
В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств того, что администрацией Вознесенского сельсовета <адрес> осуществляются какие-либо мероприятия по подвозу воды жителям д. Лопатино, в том числе, жителям многоквартирного дома по адресу: <адрес>, д. Лопатино, <адрес>.
Поскольку, судом установлено, что питьевое водоснабжение в указанном населенном пункте ответчиком не организовано, надлежащих мер к исполнению представления прокуратуры <адрес> не принято, что приводит к нарушению прав граждан на обеспечение питьевой водой, предусмотренных ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от <дата> № 52-ФЗ, ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от <дата> № 416-ФЗ, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации Вознесенского сельсовета <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по организации холодного питьевого водоснабжения населения, проживающего в д. <адрес>, и возложении обязанности на администрацию Вознесенского сельсовета <адрес> организовать холодное питьевое водоснабжение населения, проживающего в д. <адрес> Красноярского, в соответствии, с приведенными требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от <дата> № 131-ФЗ, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от <дата> № 416-ФЗ, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от <дата> года№-ФЗ, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края об обязании организовать питьевое водоснабжение, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по организации холодного питьевого водоснабжения населения, проживающего в д. <адрес>.
Возложить на администрацию Вознесенского сельсовета <адрес> Красноярского края обязанность организовать холодное питьевое водоснабжение населения, проживающего в д. <адрес> Красноярского края, в соответствии с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №, в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Есина
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2021 года.