Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2010 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Забелиной И.И. с участием истицы Мелех М.В. и ответчицы Заблоцкой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелех М.В. к Заблоцкой Л.В. и Инспекции ФНС РФ по г.Петрозаводску о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Мелех М.В. обратилась в суд с требованием о восстановлении срока для принятия наследства, оставшегося после смерти 25 июня 2005 года её матери П.Т.Н. и состоящего из принадлежащих ей денежных средств в банковских вкладах. Иск мотивирован ссылкой на то обстоятельство, что истица не знала о наличии таких вкладов.
В судебном заседании истица свои требования поддержала. Заблоцкая Л.В. указала на отсутствие у неё возражений по обращению Мелех М.В. Инспекция ФНС РФ по г.Петрозаводску и третье лицо ОАО АК Сберегательный банк РФ своих представителей в суд не направили.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Мелех М.В. – дочь умершей 25 июня 2005 года П.Т.Н. Среди наследственного имущества последней – денежные средства в банковских вкладах.
Наличие банковского вклада в силу в том числе самих таких договорных отношений предполагает неосведомленность по поводу него третьих лиц, включая и наследников вкладчика. Таким образом, банковская тайна при определенных обстоятельствах фактически является препятствием к реализации гарантированного п. 4 ст. 35 Конституции РФ права наследования. В такой ситуации, по мнению суда, отсутствие у истицы сведений о банковских вкладах своей матери могло явиться причиной затруднений своевременно заявить об оформлении прав на принятие наследства.
П. 1 ст. 1154 ГК РФ установлен шестимесячный с момента смерти наследодателя срок для принятия наследства, который, однако, в порядке и на условиях, оговоренных в ст. 1155 ГК РФ, может быть восстановлен судом, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. При этом наследник признается принявшим наследство и суд согласно ч. 2 п. 1 ст. 1155 ГК РФ определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
В связи со смертью П.Т.Н. о наследственных правах в установленных законом порядке и сроки никто не заявлял, в том числе указанная истицей Заблоцкая Л.В., которая, тем самым, не является надлежащим ответчиком по делу, в иске к ней следует отказать. По сообщению органов нотариата наследственное дело к имуществу П.Т.Н. не заводилось.
С учетом приведенных обстоятельств и по правилам п. 1 ст. 1155 ГК РФ суд считает возможным восстановить Мелех М.В. срок для принятия наследства после смерти П.Т.Н.., признать истицу принявшей наследство как наследника по закону и, имея в виду, что свидетельства о праве на наследство не выдавались, определить долю истицы в нем в виде всего этого имущества (100 процентов).
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Восстановить Мелех М.В. срок для принятия наследства, оставшегося после смерти П.Т.Н. ........ года рождения.
Признать Мелех М.В. наследником, принявшим наследство, оставшееся после смерти П.Т.Н..
Определить долю Мелех М.В. в наследственном имуществе после смерти П.Т.Н. в виде всего этого имущества (100 процентов).
В иске в части требований к Заблоцкой Л.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение десяти дней.
Судья
К.Л.Мамонов