ДЕЛО № 2-10/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Козулька 09 января 2017 г.
Козульский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Пресняковой Т.Е,
с участием помощника прокурора района ФИО1,
истицы ФИО2,
представителя ответчика КГБУЗ «Козульская РБ» ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Донченко Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к КГБУЗ «Козульская районная больница», министерству здравоохранения Красноярского края о восстановлении на работе, отмене приказа №-орг от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в штатное расписание, компенсации морального вреда, суд
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к КГБУЗ «Козульская РБ», министерству здравоохранения Красноярского края о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, отмене приказа №-орг от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в штатное расписание, компенсации морального вреда, требования мотивируя тем, что должность <...> участковый введена в штатное расписание Козульской районной больницы более двадцати лет назад на основании приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «О штатных нормативах учреждений, оказывающих <...> помощь от ДД.ММ.ГГГГ №». ДД.ММ.ГГГГ между истицей и ответчиком заключен трудовой договор №, согласно которого истица принимается на работу с ДД.ММ.ГГГГ на должность врача <...> на 1,00 ставку. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении участка обслуживания за <...> ФИО2» для оказания <...> закреплено все население <адрес>, составляющее на ДД.ММ.ГГГГ <...> человек из них детей и подростков 3732. Вышеуказанным трудовым договором истице установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, начало рабочего дня с 08 час. 00 мин. до 16 час.12 мин., общая продолжительность 7 час. 12 мин. На указанных условиях истица проработала 6,5 лет. ДД.ММ.ГГГГ приказом № трудовой договор с истицей расторгнут по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ истица получила уведомление об изменении условий её трудового договора (№ от ДД.ММ.ГГГГ) и проект дополнительного соглашения к трудовому договору, согласно которого ей предлагались следующие условия труда 0,5 ставки <...>, продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю, начало рабочего дня с 08 час. 00 мин. до 11 час. 36 мин., общая продолжительность 3 час. 36 мин. От заключения дополнительного соглашения к трудовому договору истица вынуждена была отказаться, поскольку по новым условиям, предложенным работодателем, для неё в одностороннем порядке устанавливалось неполное рабочее время с оплатой труда пропорционально отработанному времени, в связи с чем её зарплата через два месяца должна бала быть уменьшена в два раза, причины, вызвавшие необходимость изменений работодатель истице не сообщил. Соглашение между истицей и работодателем об установлении неполного рабочего дня не заключалось. Истица считает, что режим неполного рабочего дня работодатель хотел ввести лишь для неё одной. Проведение организационно-штатных мероприятий работодателем с исключением из штатного расписания штатной должности 1,00 ставки <...> и введением 0,5 ставки <...>, по её мнению является основанием увольнения по сокращению численности и штата работников организации, истица считает, что при выведении из штатного расписания её должности и введением новой, у работодателя не имелось оснований для применения ст.74 ТК РФ. Истица также считает, что работодатель не имел права исключать из штатного расписания её должность на 1 ставку и вводить новую на 0,5 ставки. Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-орг было согласовано штатное расписание КГБУЗ «Козульская районная больница» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ утверждена 1,00 ставка <...>, в связи с чем истица считает ссылку работодателя в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ на изменение организационных условий труда в связи с внесением изменений в штатное расписание, неправомерной. Фактически в штатном расписании на ДД.ММ.ГГГГ установлена полная ставка (1,00) по занимаемой ею должности. Кроме того, для оказания <...> помощи за истицей закреплено все население Козульского района, составляющее на ДД.ММ.ГГГГ <...> чел. Несмотря на то, что численность населения в Козульском районе уменьшилась на <...> чел. количество диспансерных психиатрических больных увеличилось на <...> человека, согласно сведений о контингентах психических больных за 2010 г. на диспансерном учете состояло <...> больных, из них <...> детей, <...> подростков. Согласно сведений о контингентах психических больных за ДД.ММ.ГГГГ. на диспансерном учете состоит <...> больных, из них <...> детей, <...> подростков. По мнению истицы, при введении неполного рабочего дня объём выполняемой ею работы, интенсивность её труда увеличилась бы в несколько раз при соответствующем (в 2 раза) уменьшении заработной платы, что отрицательно сказалось бы на её работоспособности и состоянии здоровья. Также основанием для отказа от продолжения работы в новых условиях послужило и то, что работодатель не сообщил ей о фактических изменениях организационных условий труда, ни о причинах, вызвавших необходимость таких изменений. Из-за незаконного увольнения и лишения ответчиком её работы, а соответственно и дохода её уровень жизни существенно снизился, ухудшилось питание, состояние здоровья, она испытывает физические и моральные страдания.
В дальнейшем истица ФИО5 исковые требования дополнила, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <...> КГБУЗ «Козульская районная больница» на 1,00 ставки. Приказом главного врача КГБУЗ «Козульская районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении объёмов медицинской помощи по виду помощи «Амбулаторно поликлиническая помощь в КГБУЗ «Козульская РБ» в приложении № к данному приказу было указано количество посещений к врачу <...> участковому на 1,00 ставку в день по профилю <...> <...> человек в день. В своей работе истица руководствовалась данным приказом и выполняла государственное задание. ДД.ММ.ГГГГ истица получила уведомление об изменении условий её трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и проект дополнительного соглашения к её трудовому договору в котором об изменении количества пациентов в день у <...> в связи с переходом на новые условия не было указано, следовательно приказ КГБУЗ «Козульская РБ» № от ДД.ММ.ГГГГ не был отменен а значит нагрузка в <...> пациентов оставалась прежней. То есть за рабочее время с 08 час. 00 мин. до 11 час. 30 мин. за 3 час. 36 мин. (216 мин.) истица должна была принимать 15 пациентов, 14 мин. на <...> пациента. До получения уведомления об изменении условий трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ истица с 08 час. 00 мин. до 16 час. 12 мин. (7 час. 12 мин.) принимала также <...> пациентов в день, то есть 28 минут на 1 пациента. Истица считает, что при введении неполного рабочего дня объём выполняемой ею работы, интенсивность её труда увеличилась бы в несколько раз при соответствующем (в 2 раза) уменьшении заработной платы, что отрицательно сказалось бы на её работоспособности и состоянии здоровья.
Просит суд признать её увольнение по п. 7 ч. 1 ст.77 Трудового кодекса РФ незаконным, восстановить её в должности <...> кабинета <...> в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Козульская районная больница», взыскать с КГБУЗ «Козульская районная больница» в её пользу средний заработок за все время вынужденного прогула, рассчитанный на дату вынесения решения суда, признать приказ Минздрава Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-орг в части согласования штатного расписания КГБУЗ «Козульская районная больница» должности врача <...> незаконным и отменить его, признать штатное расписание КГБУЗ «Козульская районная больница» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в части исключения 1, 00 ставки <...> и включения в него 0, 5 ставки <...> незаконным и отменить его, обязать КГБУЗ «Козульская районная больница» внести изменения в штатное расписание КГБУЗ «Козульская районная больница» путем включения в него 1, 00 ставки <...> участкового кабинета <...> участкового, обязать Министерство здравоохранения Красноярского края согласовать штатное расписание с КГБУЗ «Козульская районная больница» с включенной в него 1, 00 ставкой <...> участкового кабинета <...> участкового, взыскать с КГБУЗ «Козульская районная больница» в её пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В судебном заседании истица ФИО2 исковые требования поддержала в полном объёме, по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд удовлетворить.
Представитель ответчика КГБУЗ «Козульская районная больница» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объёме.
Согласно письменному отзыву, предоставленному суду следует, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на работу в МУЗ Козульская центральная районная больница в поликлинику <...>, с ней заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Козульская районная больница» ежегодно в 4 квартале предшествующего года представляет в Министерство здравоохранения Красноярского края на согласование структуру и штатное расписание на очередной год. Для обоснования штатного расписания составляется мониторинг фактически разрабатываемых ставок. Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-орг согласованы с ДД.ММ.ГГГГ структура и штатное расписание КГБУЗ «Козульская районная больница», согласно приложению №, на основании которого понижена ставка врача-психиатра участкового на половину (в 2015 г. – 1,00 ставки, в 2016 г. – 0,5 ставки). Приказ принят уполномоченным лицом. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведена на 0,5 ставки <...> участковым (однако уведомлена о переводе на 0,5 ставки под роспись ДД.ММ.ГГГГ, то есть менее чем за 2 месяца. Не согласившись с данными условиями труда ФИО2 обратилась в суд. В ходе судебного разбирательства работодателем КГБУЗ «Козульская районная больница» по своей инициативе приказом № от ДД.ММ.ГГГГ восстановлена на работе ФИО2 на 1,00 ставку, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ отменен. В связи с тем, что фактически произошло не сокращение полной ставки по должности <...> участкового как штатной единицы, а понижение ставки <...> участкового до 0, 5 (уменьшение на половину). Ответчик считает, что имеет место не сокращение должности, а изменение существенных условий заключенного трудового договора. Поскольку произошли организационные изменения в кабинете <...> участкового в части уменьшения ставок – <...> участкового - 0, 50 (вместо 1, 00), медицинская сестра участковая – 0, 50 (вместо 1, 00), о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах вызвавших такие изменения, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ. Соблюдая требования действующего законодательства, ДД.ММ.ГГГГ врача-психиатра ФИО2 ознакомили с уведомлением об изменении определенных сторонами условий трудового договора, причиной, вызвавшей такие изменения является – внесение изменений в штатное расписание, в связи с чем определенные сторонами условия трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть сохранены, а именно предлагается работа на должности <...> участкового на 0, 5 ставки, продолжительностью 18 часов в неделю. ФИО2 отказалась подписывать вышеуказанное уведомление, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, как <...> участковый и <...> предоставила заявление о предоставлении очередного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен очередной отпуск по ДД.ММ.ГГГГ За период отпуска ФИО2 дважды отзывалась из отпуска, в связи с чем её предоставлялись дни неиспользованного отпуска. Фактически ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приступила к работе после очередного отпуска. ДД.ММ.ГГГГ от <...> ФИО2 поступило заявление, о том, что она отказывается заключить дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ Фактически с момента уведомления об изменении определенных сторонами условий трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ прошло более двух месяцев, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась в очередном отпуске. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приступила к работе и ей было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого изменился раздел 2 «Предмет договора» и раздел 4 «Режим рабочего времени и отдыха»: «Работник принимается на работу в КГБУЗ «Козульская РБ» в структурное подразделение кабинет <...> на должность <...> участкового на 0, 5 ставки. Договор является договором по основному месту работы». «… продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю. Начало рабочего дня с 08 час. 00 мин. до 11 час. 36 мин., общая продолжительность 3 час. 36 мин.». Подписывать данное дополнительное соглашение ФИО2 отказалась. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. ДД.ММ.ГГГГ исх. № работник ФИО2 уведомлена о имеющихся вакансиях в КГБУЗ «Козульская районная больница». ДД.ММ.ГГГГ приказом главного врача КГБУЗ «Козульская районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволена в должности <...> участкового в соответствии с п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ. Доводы истицы о том, что проведением организационно-штатных мероприятий работодателем с исключением из штатного расписания штатной должности 1,00 ставки <...> участкового и введение новой 0, 5 ставки <...> участкового является основанием увольнения по сокращению численности и штата работника организации, в связи с чем при выведении из штатного расписания должности ФИО2 и введением новой, у работодателя не имелось оснований для применения ст.74 ТК РФ, считают ошибочным. В связи со структурными и организационными изменениями в структурном подразделении – кабинет <...> участкового произошли изменения в части снижения на половину ставок – <...> участкового – 0, 50 (вместо 1, 00), медицинская сестра участковая – 0, 50 (вместо 1, 00). Исключения из штатного расписания 1, 00 ставки, а затем включения 0, 50 ставки <...> участкового, как считает истец нет. Доводы истицы, что при введении неполного рабочего дня объём выполняемой ею работы, интенсивность труда увеличилась бы в несколько раз при соответствующем уменьшении заработной платы, что отрицательно сказалось бы на работоспособности истицы и состоянии здоровья, в связи с чем она вынуждена была отказаться от продолжения работы в новых условиях, так как, кроме того, что вводится неполный рабочий день и её заработная плата уменьшится в 2 раза, являются несостоятельными. Фактически ФИО2, как <...> участковый в период с января 2016 г. по ДД.ММ.ГГГГ работала на 0,5 ставки и при этом интенсивность её труда не увеличилась, а заработная плата не уменьшилась по сравнению с работой на 1, 00 ставку. С целью оставления заработной платы на прежнем уровне количество стимулирующих баллов врачу-психиатру участковому и психиатру наркологу увеличили на сумму сокращаемых ставок. Был проведен анализ заработной платы ФИО2, по результатам проведенного анализы сделан вывод, что заработная плата ФИО2 в период с января 2016 г. (перевод на 0, 5 ставки) по ДД.ММ.ГГГГ (дата отмены приказа на 0, 5 ставки) остаётся на прежнем уровне по сравнению с периодом сентябрь-декабрь 2015 г. (где ФИО2 работает на полную ставку).
Нарушений прав работника нет, так как за меньшее количество отработанного времени работник получает прежнюю зарплату, как и при полном режиме рабочего времени.
Считает, что доводы истицы о том, что работодатель не сообщил ей ни о фактических изменениях организационных условиях труда, ни о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, являются несостоятельными, поскольку ФИО2 была уведомлена об изменении определенных сторонами условий трудового договора и причиной вызвавшей такие изменения, ей было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, а также предложены все имеющиеся у работодателя вакансии. В связи с тем, что ФИО2 отказалась заключать дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, от последней не поступили заявления о переводе на вакантные должности, приказом главного врача КГБУЗ «Козульская районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволена с должности <...> в соответствии с п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ.
В части исковых требований о признании штатного расписания КГБУЗ «Козульская районная больница» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в части исключения 1,00 ставки <...> и включения в него 0,5 ставки <...> незаконным и отменить его, обязать КГБУЗ «Козульская районная больница» внести изменения в штатное расписание КГБУЗ «Козульская районная больница» путем включения в него 1,00 ставки <...> кабинета <...> участкового, просили суд учесть, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который в целях осуществления эффективной экономической деятельности рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст.37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об утверждении штатного расписания Учреждения является неотъемлемым правом работодателя и само по себе не может быть предметом спора. Считает, что работодателем, главным врачом КГБУЗ «Козульская районная больница» в полном объёме соблюдены нормы трудового законодательства в отношении истицы. Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать полностью. (л.д.67-75)
В дополнениях к отзыву указала, что как заявила истица ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора – уменьшение ставки с 1, 00 на 0, 50, работодателем нарушены её трудовые права на ежегодный отпуск, её отпуск уменьшится в два раза. Считает данные доводы истицы ошибочными и свидетельствуют о том, что истица не изучала проект дополнительного соглашения, который ей был вручен ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, которое ей предлагал заключить работодатель, поскольку продолжительность отпуска истицы не изменилась, в связи с чем считает, что работодателем полностью соблюдены права ФИО2 на отпуск. С целью оставления заработной платы на прежнем уровне количество стимулирующих баллов <...> участковому и <...> увеличили на сумму сокращаемых ставок. О том, что при сокращении ставок сохранится размер заработной платы разъяснялось работникам на собраниях в конце 2015 г.
Исходя из анализа заработной платы ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ (перевод на 0,5 ставки) по ДД.ММ.ГГГГ (даты отмены приказа на 0,5 ставки) увеличивается более чем в два раза по сравнению с периодом ДД.ММ.ГГГГкогда ФИО2 работала на 1,0 ставки. Считает, что нарушений прав работника нет, так как за меньшее количество отработанного времени работник получает в 2 раза больше зарплату, чем при полном режиме рабочего времени.
При уменьшении ставки с 1,00 на 0,50 по должности врача-психиатра участкового условия оплаты труда и отдыха остались на прежнем уровне, считает, что трудовые права истицы соблюдены полностью.
Ответчиком проведена процедура уведомления истицы об изменении определенных сторонами условий трудового договора в соответствии с ТК РФ – не позднее чем за два месяца. ДД.ММ.ГГГГ истице вручено уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора. ДД.ММ.ГГГГ истица отказалась подписать дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истица уведомлена о имеющихся вакансиях, однако заявления от работника не поступило, в связи с чем истица уволена по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Считает, что работодателем в полном объёме соблюдены нормы трудового законодательства в отношении истицы. Просит суд в удовлетворении иска отказать полностью.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, извещенная о дне слушания дела надлежаще и своевременно, в судебное заседание не явилась, предоставила суду отзыв на исковое заявление, в котором указала, что трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 была принята с ДД.ММ.ГГГГ на должность <...> МУЗ «Козульская ЦРБ» (в настоящее время - КГБУЗ «Козульская РБ»), продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Начало рабочего дня с 8:00 до 16:12, общая продолжительность - 7 часов 12 минут.
В ДД.ММ.ГГГГ было изменено штатное расписание КГБУЗ «Козульская РБ», согласно которому должность <...>, занимаемая истцом, была сокращена до 0, 5 ставки. Штатное расписание было согласовано с министерством здравоохранения Красноярского края в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-орг.
В связи с чем, изменились условия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, которые не могли быть сохранены.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. ст. 72, 74 ТК РФ истец была уведомлена об изменении определенных сторонами условий трудового договора. Истице было предложено не позднее чем через два месяца со дня получения уведомления подписать дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ей предлагается работа на должности <...> на 0,5 ставки, продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю, начало рабочего дня с 08:00 до 11:36, общая продолжительность - 3 часа 36 минут. Оплата труда пропорционально отработанному времени.
ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась работать в новых условиях.
ДД.ММ.ГГГГ Приказом № ФИО2 была уволена по пункту 7 статьи 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменениями существенных условий трудового договора.
КГБУЗ «Козульская РБ» является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) юридическое лицо имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
В соответствии с пунктом 1.4 устава КГБУЗ «Козульская РБ», учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край.
Функции и полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет министерство здравоохранения Красноярского края.
Функции и полномочия собственника имущества от имени Красноярского края осуществляет Правительство Красноярского края и агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в пределах компетенции.
Согласно пункта 5.3 устава руководитель учреждения по согласованию с учредителем утверждает штатное расписание и структуру учреждения.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №323-Ф3) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится в том числе становление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения.
Статьей 37 Закона №323-Ф3 установлено, что медицинская пoмощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации и ее структурных подразделений.
Порядок составления штатного расписания учреждениями здравоохранения утвержден приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.01.96 №16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» (далее по тексту - Приказ №16).
В соответствии с Приказом №16 штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. Переутверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. В этом случае оформляется перечень изменений.
В каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач-терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица. Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по немедицинским структурным подразделениям.
Общее количество должностей по штатному расписанию должно соответствовать расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной в смете.
В штатном расписании проставляется итоговая численность должностей (численность по штатному расписанию должна корреспондироваться с численностью по тарификационному списку), в том числе численность должностей врачебного, среднего и
младшего медицинского и фармацевтического персонала, персонала, приравненного по оплате труда к врачам.
Должности, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы, указываются в соответствующих долях (0,25; 0,5; 0,75).
Министерство здравоохранения Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляет деятельность в соответствии с положением о министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от
08.2008 №31-п (далее по тексту - Положение), в соответствии с которым;
-осуществляет управление в установленном порядке медицинскими организациями и краевыми государственными образовательными организациями, подведомственными министерству или в отношении которых министерство осуществляет функции и полномочия учредителя (пункт 3.13);
-издает приказы по вопросам, входящим в компетенцию министерства.
Таким образом, изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием организационных изменений в структуре учреждения с перераспределением нагрузки на конкретные должности, считает, что увольнение истца ответчиком произведено в полном соответствии с требованиями закона.
ФИО2 была уведомлена о предстоящих изменениях условий труда под расписку за два месяца, а именно, ДД.ММ.ГГГГ. В уведомлении истцу было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому истцу предлагалась работа в должности <...> на 0,5 ставки. ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась от предложенной ставки.
Помимо этого, истцу были предложены все вакантные должности, имеющиеся в учреждении.
В случае отсутствия вакансий, а также в случае отказа работника от предложенной ему работы трудовой договор с ним на этом основании прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 ТК РФ.
Просит суд отказать в удовлетворении иска, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
В дополнительном отзыве указала, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 17.05.2012 №566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» (далее по тексту - Порядок) рекомендованы штатные нормативы, согласно которым должность <...> для оказания амбулаторной <...> помощи населению сельских районов и жителям населенных пунктов, подчиненных администрации городов устанавливается из расчета 1 на 40 тысяч населения (взрослых, подростков, детей).
В настоящее время Порядок предусматривает рекомендуемые штатные нормативы численности медицинского персонала. Сам факт того, что данные штатные нормативы являются рекомендуемыми, не обязывает руководителя медицинской организации строго придерживаться их при составлении штатного расписания.
В единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год было указано на формирование штатного расписания в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, при этом в аналогичных рекомендациях на ДД.ММ.ГГГГ подобное указание отсутствует. Таким образом, строгой обязанности использовать при составлении штатного расписания рекомендуемые штатные нормативы, установленные порядками оказания медицинской помощи, законодательством не предусмотрено.
Подпунктом «г» пункта 12 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152, предусмотрена обязанность проводить оценку соблюдения рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации. В частности, если в силу положений пункта 4 части 3 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядки оказания медицинской помощи включают в себя рекомендуемые штатные нормативы, то соблюдение данных нормативов не является обязательным.
В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.10.2012 №16-5/10/2-3238 «О направлении методических рекомендаций «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб» содержатся разъяснения о том, что при определении оптимального соотношения врачебного /среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и учреждений специализированных служб, целесообразно учитывать такие факторы, как наличие штатных и занятых должностей, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности (платных услуг). Эта деятельность является самоокупаемой, и нет необходимости осуществлять контроль за наличием и соотношением должностей, финансируемых за счет платных медицинских услуг и других направлений приносящей доходы деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.06.2014 №322 «О методике расчета потребности во врачебных кадрах» при определении потребности во врачебных кадрах учитываются:
-особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения в субъекте Российской Федерации;
-территориальные особенности субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения);
-объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
-наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная медицинская помощь.
На ДД.ММ.ГГГГ в Козульском районе Красноярского края постоянно проживающего населения <...> тысяч человек, включая детей. Филиал специализированного учреждения по данному профилю находится в <адрес>, расстояние между населенными пунктами <...> км. (достаточная транспортная доступность).
Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-орг утверждено предельное количество должностей по профилям деятельности, в том числе 0, 5 ставки <...>
Согласно пункта 1 приказа КГБУЗ «Козульская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении объемов медицинской помощи по виду помощи «Амбулаторно-поликлиническая помощь» КГБУЗ «Козульская РБ» утверждена норма посещений к врачам амбулаторного приема в день на 1 (одну) ставку по виду помощи «Амбулаторно-поликлиническая помощь» на ДД.ММ.ГГГГ
Объемы предоставления медицинской помощи для каждой медицинской организации устанавливаются ежегодно на следующий год с учетом поступивших предложений от медицинской организации, типа медицинской организации и ее мощности, численности прикрепленного населения.
Согласованные объемы медицинской помощи утверждаются приказом по медицинским организациям.
Объемы медицинской помощи по профилям, установленные для медицинских организаций, в трудовых договорах медицинских работников не прописываются.
Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства здравоохранения Красноярского края.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора ФИО1, полагавшей в удовлетворении иска отказать в полном объёме, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель вправе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, основанием прекращения трудового договора является отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на работу в МУЗ «Козульская центральная районная больница» в поликлинику <...>, на основную должность (л.д.107), с ней заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-11). Приказом МУЗ «Козульская центральная райбольница» № от ДД.ММ.ГГГГ для оказания <...> помощи закреплено за участковым <...> ФИО2 население Козульского района, составляющее на ДД.ММ.ГГГГ всего <...> человек, из них детей и подростков <...> человека. (л.д.11). ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 была уведомлена о предстоящих изменениях условий труда под расписку за два месяца, в уведомлении истице было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому истцу предлагалась работа в должности <...> участкового на 0,5 ставки. ДД.ММ.ГГГГ истица отказалась от предложенной ставки, также ей были предложены все вакантные должности, имеющиеся в учреждении. (л.д.17). ДД.ММ.ГГГГ Приказом № ФИО2 была уволена по пункту 7 статьи 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменениями существенных условий трудового договора. (л.д.18).
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №орг согласованы структура и штатное расписание КГБУЗ «Козульская районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-26).
Согласно приложению № к приказу Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №орг установлено 1,00 ставки <...> участкового и 1,00 ставки медицинская сестра участковая. (л.д. 27-28).
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-орг согласованы структура и штатное расписание КГБУЗ «Козульская районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-21).
Согласно приложению № к приказу Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-орг установлено 0,50 ставки <...> участкового и 0,50 ставки медицинская сестра участковая. (л.д. 22-23).
Согласно приложению № к приказу Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-орг согласована структура КГБУЗ «Козульская районная больница» (л.д.29).
ДД.ММ.ГГГГ исх. № ФИО2 направлено уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора и дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, которым её уведомляют о том, что по причинам, связанным с изменением организационных условий труда (внесение изменений в штатное расписание, утвержденное приказом Министерством здравоохранения Красноярского края №-орг от ДД.ММ.ГГГГ) определенные сторонами условия трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть сохранены. Не позднее через два месяца со дня получения уведомления предлагалось подписать дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого предлагается работа на должности <...> на 0, 5 ставки, продолжительностью рабочего времени 18 часов в неделю. Начало рабочего дня с 08 час. 00 мин. до 11 час. 36 мин. Уменьшение ставки по занимаемой ею должности, в соответствии с трудовым законодательством РФ, является изменением существенных условий заключенного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,13).
Из ответа ФИО2 главному врачу КГБУЗ «Козульская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она отказывается заключать дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что она работает в КГБУЗ «Козульская РБ» <...> с ДД.ММ.ГГГГ на 1,0 ставки.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении участка обслуживания за <...> ФИО2» для оказания <...> помощи закреплено все население Козульского района, составляющее на ДД.ММ.ГГГГ <...> человек из них детей и подростков <...>. За период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ общее население Козульского района уменьшилось на <...> чел., из низ количество детей и подростков на 360 чел. Согласно ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ общая численность населения Козульского района составляет <...> чел, из них подростков в возрасте от 15-17 лет включительно <...> чел., детей до 14 лет <...> чел. В кабинете врача <...> Козульского района на консультативном учете состоит <...> чел, детей и подростков нет. На диспансерном учете состоит <...> чел. из них детей <...> подростков <...> чел. Согласно приложению № к приказу Минздравмедром России от ДД.ММ.ГГГГ № «штатные нормативы медицинского персонала психоневрологических кабинетов п. 1.1 врачебный персонал, п.1.2 должности участковых врачей психиатров для оказания амбулаторной психологической помощи населению сельских районов устанавливается не менее 1 должности участкового <...> на район. (л.д.14).
Из письма КГБУЗ «Козульская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 следует, что уменьшение ставки по занимаемой Вами должности, в соответствии с трудовым законодательством РФ, является изменение существенных условий заключенного с Вами трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку работать в новых условиях Вы отказываетесь предлагаем Вам другую имеющуюся работу, а именно 0,5 ставки <...>, если откажитесь от предложенных вакансий, то будете уволены в соответствии с п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ. (л.д.15-16).
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.
В соответствии с п. 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
В соответствии с пунктом 1.4 устава КГБУЗ «Козульская РБ», учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край.
Функции и полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет министерство здравоохранения Красноярского края.
Функции и полномочия собственника имущества от имени Красноярского края осуществляет Правительство Красноярского края и агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в пределах компетенции.
Согласно пункта 5.3 Устава руководитель учреждения по согласованию с учредителем утверждает штатное расписание и структуру учреждения.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №323-Ф3) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится в том числе становление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения.
Статьей 37 Закона №323-Ф3 установлено, что медицинская пoмощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации и ее структурных подразделений.
Порядок составления штатного расписания учреждениями здравоохранения утвержден приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.01.96 №16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» (далее по тексту - Приказ №16).
В соответствии с Приказом № 16 штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно.
В соответствии со статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.
Вопреки доводам истицы, в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение обстоятельство того, что изменения условий заключенного между сторонами трудового договора были вызваны именно изменением организационных условий деятельности ответчика.
Во исполнение требований статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель известил ФИО2 о предстоящих изменениях условий труда и предложил ей в случае несогласия на работу в новых условиях трудоустройство на имеющихся вакантных должностях.
С соответствующим уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была ознакомлена, что ею не оспаривалось в судебном заседании.
Таким образом, о предстоящем изменении условий труда истица была извещена заблаговременно, с соблюдением установленного статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации порядка.
Ответчик предложил истице для занятия ряд вакантных должностей, согласия на занятие которых ФИО2 не выразила.
К доводам истицы о том, что проведение организационно-штатных мероприятий работодателем с исключением из штатного расписания штатной должности 1,00 ставки <...> участкового и введением новой 0,5 ставки <...> участкового является основанием для увольнения по сокращению численности штата, суд относится критически, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (в ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Основанием для взыскания морального вреда является сам факт нарушения трудовых прав работника.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием организационных изменений в структуре учреждения с перераспределением нагрузки на конкретные должности, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО2 о восстановлении на работе, отмене приказа №-орг от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в штатное расписание, компенсации морального вреда, в иске следует отказать в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО2 к КГБУЗ «Козульская районная больница», министерству здравоохранения Красноярского края о восстановлении на работе, отмене приказа №-орг от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в штатное расписание, компенсации морального вреда, отказать в полном объёме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Козульский районный суд в течение месяца, со дня вынесения решения судом в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Т.Е. Преснякова