Дело №2-6799/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре Жежар А.О.,
с участием Мамонова А.П., третьего лица ЖСК «Маяк» - Дружинина Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мамонова Алексея Петровича, Мамоновой Марины Алексеевны к администрации г. Благовещенска о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском, в обоснование которого указав, что являются собственниками кв. *** расположенной по адресу: ***.
В период 2017 - 2018 г. нами были произведены работы по переустройству и (или) перепланировке, принадлежащего нам на праве собственности (согласно свидетельства о государственной регистрации от 14.12.2006 г.) жилого помещения (квартиры *** по адресу: ***). Перепланировка в квартире выполнена на основании проектной документации, разработанной ООО «ПО «СтройПроект» в соответствии с действующими градостроительными нормами и правилами.
Перепланировка жилой комнаты (помещение *** по техническому паспорту) заключалась в том, что выполнено расширение оконного проема с балконной дверью в наружной ограждающей стене. При этом выполнено утепление ограждающих конструкций лоджии (пола, потолка и стен), установлены заполнения из ПВХ-профиля с двухкамерными стеклопакетами в соответствии с технологическими требованиями. Расширение проема в наружной ограждающей стене выполнено путем разборки простенка только под окном, не затрагивая конструкции основной стены, на которую опираются несущие перемычки над всем проемом. При расширении оконного проема с балконной дверью в помещении *** и переустройстве лоджии в отапливаемое помещение проектом перепланировки предусмотрено незначительное переустройство системы отопления в районе проема без увеличения поверхности нагрева приборов отопления.
Перепланировка кухни (помещение *** по техническому паспорту) заключалась в разборке ненесущих кирпичных перегородок кладовой и жилой комнаты, смежных с помещением кухни. При этом произошло изменение полезной площади кухни на +1,7 м2 (было 12,0 м2 стало 13,7 м2): увеличение произошло за счет площади кладовой (+2,3 м2) и прихожей (+0,9 м2), уменьшение за счет увеличения площади смежной жилой комнаты на 1,6 м2 (было 12,4 м2 стало 14 м2).
После произведенной перепланировки истцы обратились с заявлением в Администрацию города Благовещенска о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу ***.
04 декабря 2018 года Администрация г. Благовещенска Амурской области рассмотрев наше заявление о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (квартиры) по адресу ***, вынесла решение № 296 об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Решение ответчика мотивировано тем, что согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. А также, в связи с тем, что не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
08.05.2019 г. истцы вновь обратились с заявлением в Администрацию города Благовещенска о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу ***.
К данному заявлению нами был представлен, предусмотренный ч. 2 ст. 26 ЖК РФ следующий пакет документов: заявление о переустройстве и (или) перепланировки, правоустанавливающие документы на данное жилое помещение, технический паспорт помещения, проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 2017 г. Так же дополнительно были представлены: заключение главного инженера ООО «ПО «СтроПроект» НМ от 16.01.2019 г., Экспертное заключение БУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» № 0498 от 25 марта 2019 г.
31 мая 2019 г. Администрация г. Благовещенска Амурской области вынесла решение № 86 об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: ***.
Решением администрации г. Благовещенска 31.05.2019 года № 86 вновь истцам было отказано.
Представленный проект переустройства и (или) перепланировки квартиры *** по адресу: *** был выполнен ООО «Проектная Организация» СтройПроект», которая осуществляет свою деятельность на основании свидетельства *** от 30.01.2014 г. о допуске к определённому виду или вилам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Данный проект, согласно требованиям законодательства, был согласован главным инженером ЖСК «Маяк» Дружининым Е.С. Кроме того, в данном проекте указано, что он не нарушает требования СП 54.13330.201 1 (СНиП 31- 01-2003. Здания жилые многоквартирные) и не снижает конструктивной надежности объекта в целом).
Также истцами было представлено заключение главного инженера проекта НМ (данный специалист включен в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования) от 16.01.2019 г. на предмет законности выполненной перепланировки в квартире *** по адресу ***.
Согласно данного заключения, перепланировка в данной квартире произведена в соответствии с разработанной проектной документацией. Проектная документация выполнена в соответствии с требованиями действующих на обязательной основе строительных и санитарно- эпидемиологических норм и правил. Произведенные изменения в здании не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом. К заключению прикладывается чертеж, на котором изображено, что в результате перепланировки квартиры *** не затрагивается несущая стена, а только разбирается простенок под окном. В данном заключении так же отражено, что проектом перепланировки квартиры предусмотрено незначительное переустройство системы отопления в районе проема без увеличения поверхности нагрева приборов отопления. Работы по переустройству отопления проведены специализированной организацией, имеющей допуск к данному виду работ. В заключении так же приведены градостроительные и санитарно-эпидемиологические нормативные требования, согласно которым, над жилой комнатой не допускается размещать уборную и ванную (душевую), прямого запрета о размещении помещения кухни над жилой комнатой в многоквартирном доме - нет.
Также было предоставлено экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» № 0498 от 25 марта 2019 года. Согласно которого, при проведении перепланировки квартиры *** по адресу:***, несоответствий требований санитарного законодательства не установлено. В связи с этим данная квартира после перепланировки соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.
Таким образом, администрация г. Благовещенская в своем решении № 86 от 31.05.2019 г. отказ неправомерным в согласовании переустройства и (или) перепланировки принадлежащего нам на праве собственности помещения (квартиры) по адресу: ***. В связи с этим мы вынуждены обратится в суд.
Принимая во внимание изложенное, считают, что проведенная перепланировка и (или) переустройство квартиры *** по указанному адресу не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозы их жизни и здоровью. Перепланировка квартиры осуществлялась в целях рационального использования, повышения благоустройства и улучшения условий проживания в ней
На основании изложенного просят сохранить *** в перепланированном и (или) переустроенном состоянии, взыскать с ответчика уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину.
В судебном заседании истец Мамонов А.П. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ЖСК «Маяк» Дружинин Е.С. полагал, что требования искового заявления подлежат удовлетворению.
Согласно письменного отзыва администрации г. Благовещенска представленной проектной документацией предусмотрено расширение проема в наружной ограждающей стене путем разборки простенка под окном, утепление лоджии и присоединение её к жилой комнате площадью 16,6 кв.м. В результате перепланировки общая площадь квартиры *** увеличилась до 64,6 кв.м.
Однако, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 ЖК РФ, по указанному адресу Истцами не представлены.
Таким образом, Истцами не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Кроме того, из представленной проектной документации, планов 1-3 этажей и технического паспорта, составленного по состоянию на 26.11.2018, установлено следующее:кухня 3-го этажа в квартире *** (площадью 12,0 кв.м. - позиция 6 на поэтажном плане) располагается над жилой комнатой 2-го этажа в квартире *** (площадью 14,0 кв.м. - позиция 7 в техническом паспорте).
В соответствии с пунктом 24 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается.
Также, представленной проектной документацией предусмотрен демонтаж радиатора отопления в жилой комнате площадью 16,6 кв.м., устройство напольного отопления лоджии из ПВХ-труб от существующей системы отопления многоквартирного дома.
При этом, из представленного технического паспорта установлено, что в указанном жилом помещении произведены самовольные переустройство и перепланировка. Согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено.
Истец Мамонова М.А., представитель ответчика администрации г. Благовещенска, представитель третьего лицаАО «Амурские коммунальные системы» уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Администрацией г. Благовещенска заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Мамонова М.А., Мамонов А.П. являются собственниками ***, что подтверждается договором купли-продажи от 20.11.2006 года, а также свидетельством о государственной регистрации права от 14.12.2006 года.
Как следует из материалов дела, в целях рационального использования жилого помещения была произведена перепланировка и переустройство данного жилого помещения, а именно помещения № 6 по техническому паспорту заключалась в разборке ненесущих кирпичных перегородок кладовой и жилой комнаты, смежных с помещением кухни. При этом произошло изменение полезной площади кухни на +1,7 м2 (было 12,0 м2 стало 13,7 м2): увеличение произошло за счет площади кладовой (+2,3 м2) и прихожей (+0,9 м2), уменьшение за счет увеличения площади смежной жилой комнаты на 1,6 м2 (было 12,4 м2 стало 14 м2).
Данная перепланировка и переустройство, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, являются в силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными.
Как следует из материалов дела, истцами, произведено перустройство помещения *** по техническому паспорту путем выполненного расширения оконного проема с балконной дверью в наружной ограждающей стене. При этом выполнено утепление ограждающих конструкций лоджии (пола, потолка и стен), установлены заполнения из ПВХ-профиля с двухкамерными стеклопакетами в соответствии с технологическими требованиями. Расширение проема в наружной ограждающей стене выполнено путем разборки простенка только под окном, не затрагивая конструкции основной стены, на которую опираются несущие перемычки над всем проемом. При расширении оконного проема с балконной дверью в помещении *** и переустройстве лоджии в отапливаемое помещение проектом перепланировки предусмотрено незначительное переустройство системы отопления в районе проема без увеличения поверхности нагрева приборов отопления.
Истцы обратились в администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства квартиры *** по адресу ***.
Решением администрации г. Благовещенска от 04.12.2018 года № 296 истцам было отказано в согласовании перепланировки и переустройства квартиры *** по адресу ***.
Мамонов А.П., Мамонова М.А. повторно обратились в администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства квартиры *** по адресу ***.
Решением администрации г. Благовещенска № 86 от 31 мая 2019 года в согласовании переустройства и перепланировки жилой квартиры *** по адресу *** собственникам указанного жилого помещения было отказано, в связи с тем, что представленной проектной документацией предусмотрено расширение проема в наружной ограждающей стене путем разборки простенка под окном, утепление лоджии и присоединение её к жилой комнате площадью 16,6 кв.м. В результате перепланировки общая площадь квартиры *** увеличилась до 64,6 кв.м. Однако, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 ЖК РФ, по указанному адресу Вами не представлены. Таким образом, не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.Также из представленной проектной документации, планов 1-3 этажей и технического паспорта, составленного по состоянию на 26.11.2018, установлено следующее:- кухня 3-го этажа в квартире *** (площадью 12,0 кв.м. - позиция 0 па поэтажном плане) располагается над жилой комнатой 2-го этажа в квартире *** (площадью 14,0 кв.м. - позиция 7 в техническом паспорте).В соответствии с пунктом 24 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилогопомещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. В дополнение сообщаем, что представленной проектной документацией предусмотрен демонтаж радиатора отопления в жилой комнате площадью 16,6 кв.м., устройство напольного отопления лоджии из ПВХ-труб от существующей системы отопления многоквартирного дома.Согласно подпунктам «в», «е» пункта 35 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы. Из представленного технического паспорта установлено, что в указанном жилом помещении произведены самовольные переустройство и перепланировка. Согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.В соответствии с пунктом 3 статьи 29 ЖК РФ устанавливаем Вам срок - 9 месяцев со дня получения настоящего уведомления, в течение которого Вы обязаны привести жилое помещение по адресу: *** в состояние, отраженное в проекте перепланировки «до перепланировки», о чем информировать администрацию города Благовещенска и представить подтверждающие документы (технический паспорт). Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в установленный срок и Вами не будут представлены подтверждающие документы, администрация города Благовещенска вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов квартиры *** с выплатой Вам вырученных от её продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
В силу ч. 3 ст. 196ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Рассматривая требования истца о сохранении жилого помещения *** в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном переустроенном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст. 27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно отказано истцу в согласовании перепланировки в части демонтажа кирпичной перегородки между жилой комнатой (8кв.м.) и коридором, демонтажа деревянного шкафа в коридоре, произведенной в ***, в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Постановлением мэра г. Благовещенска № 644 от 04.09.2009 года, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2 указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду проект перепланировки квартиры *** расположенной по адресу ***, выполненный ООО проектная организация «СтройПроект» и технический паспорт на переустроенное и перепланированное жилое помещение.
Согласно п. 1.3 постановления мэра г. Благовещенска от 04 сентября 2009 г. № 644 «Об утверждении положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Согласно заключению ООО проектная организация «СтройПроект» произведенная перепланировка и переустройство квартиры ***, расположенной по адресу *** выполнена в соответствии с разработанным проектом, проектная документация выполнена в соответствии с требованиями действующих на обязательной основе строительных и санитарно-эпидемиологических норм и правил. Произведенные изменения в здании не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства установленные градостроительным регламентом (ст. 51, ч. 17, п.4) и не требуется внесение изменений в техническую документацию.
Согласно проекту перепланировки и переустройства квартиры *** по адресу ***, произведенная истцами перепланировка и переустройство согласованы управляющей компанией ЖСК «Маяк», о чем имеется отметка, содержащая сведения о таком согласовании.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральным законом от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ и вступившими в силу с 1 января 2007 года, в настоящее время наличие санитарно-эпидемиологического заключения на переустроенный и перепланированный объект не требуется, в связи с чем, по мнению суда, согласование проектной документации с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области не требуется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, о необходимости удовлетворения требований истцов в части сохранения жилого помещения *** в перепланированном состоянии в части демонтажа кирпичной перегородки между жилой комнатой (12 кв.м) и кухней (12,4 кв.м), кухней (12,4 кв.м) и кладовой (2,3 кв.м), в результате чего произошло изменение площади кухни – 13,7 кв.м (за счет площади кладовой 2,3 кв.м, прихожей 0,9 кв.м, уменьшение за счет увеличения смежной жилой комнаты на 1,6 кв.м (было 12,4, стало 14 кв.м)), возведение новой перегородки между кухней и жилой комнатой, площадь которой была 12,4 кв.м, стала 14 кв.м.
Требования Мамонова А.П., Мамоновой М.А. в части сохранения перепланировки и переустройства ***, выразившееся в выполнении расширения оконного проема с балконной дверью в наружной ограждающей стене, утепления ограждающих конструкций лоджии (пола, потолка и стен), установлении заполнения из ПВХ-профиля с двухкамерными стеклопакетами в соответствии с технологическими требованиями, расширение проема в наружной ограждающей стене выполнено путем разборки простенка только под окном, не затрагивая конструкции основной стены, на которую опираются несущие перемычки над всем проемом, переустройство системы отопления в районе проема без увеличения поверхности нагрева приборов отопления, не подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Истцы полагают, что их действия в части расширения оконного проема с балконной дверью в наружной ограждающей стене, переустройства системы отопления в районе проема без увеличения поверхности нагрева приборов отопления являются правомерными, поскольку совершены в рамках реализации полномочий как собственников квартиры и не нарушают прав и законных интересов других лиц.
В материалах дела представлено экспертное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» № 0498 от 25.03.2019 года из которого следует, что при проведении перепланировки жилого помещения в квартире ***, заключающейся в демонтаже существующей кладовой, демонтаже существующего радиатора и в разборе до пола простенка под окном в лоджии, несоответствия требованиям санитарного законодательства – не установлено. Жилое помещение по адресу: *** после перепланировки квартиры соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен АксиневичН.М., который пояснил, что готовил проектную документацию на кв. *** расположенную по адресу: ***. Указал, что несущие перемычки изъяли, утеплили пол, при этом не увеличили мощность подачи тепла, тонкими трубами лоджия утеплён пол потолок. Был убран простенок, тепловую нагрузку не увеличили. Конструктивные изменения они не нарушают безопасность объекта.
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
Частью 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Перепланировку и переустройство, определяемых ст. 25 Жилищного кодекса РФ, следует отличать от реконструкции.
Частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Следовательно, по данному делу юридически значимым обстоятельством применительно к вышеизложенным нормам Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, а также норм Гражданского кодекса РФ, является выяснение судом вопроса о квалификации произведенных истцами работ (перепланировка, реконструкция), в результате которых изменилась площадь квартиры.
Изменения жилого помещения в результате произведенных строительных работ в виде расширения проема в наружной ограждающей стене путем разборки простенка под окном, утепление лоджии и присоединение её к жилой комнате площадью 16,6 кв.м, попадают под понятие реконструкции объекта капитального строительства и выполнение таких работ требует соблюдение процедуры, выходящей за пределы установленных в ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, согласно ст. 36 ЖК РФ установлено, что общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников помещений.
Множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении его, что предусмотрено п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ.
В результате перепланировки жилого помещения затронута конструкция дома, в связи с чем, было необходимо согласование реконструкции квартиры с другими собственниками помещений в многоквартирном доме. Доказательств получения указанного согласования истцами не представлено.
Кроме того, в силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.02.2017), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из пунктов 4.1, 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О теплоснабжении" под теплоносителем понимается пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения. Потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
По смыслу закона, собственника отдельных жилых помещений в доме не вправе использовать теплоноситель по собственному усмотрению. В частности, в силу подп. "б" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправенесанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Поскольку теплоноситель циркулирует в системе отопления дома в целом и используется всеми жильцами дома для обогрева принадлежащих им квартир, то теплоноситель относится к общему имуществу собственников помещений в доме.
Истцы допустили самовольное использование теплоносителя без согласия других собственников путем отвода его в систему теплого пола в своей квартире.
Кроме того, учитывая обстоятельства дела и принимая во внимание содержание вышеуказанных норм в их совокупности и системной взаимосвязи, суд полагает, что выполненные истцами работы по установке системы "теплый пол" от общедомовой системы отопления, и демонтаж радиатора отопления фактически являются переоборудованием и реконструкцией системы отопления, предусматривающих изменение общедомовой инженерной системы отопления, которая относится к составу общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, то реконструкции системы отопления посредством переноса радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36ЖК РФ).
Выполненные истцами работы по переоборудованию системы отопления не соответствуют требованиям действующих норм, правил и стандартов, поскольку собственник жилого помещения в многоквартирном доме не вправе самостоятельно осуществлять работы по изменению инженерных систем, обслуживающих жилой дом, и подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям без разрешительных документов, а также вносить изменения во внутридомовые инженерные сети.
При этом выполненное ответчиками переоборудование системы отопления может привести к разбалансировке гидравлической и тепловой устойчивости дома, и как следствие повлечь за собой необеспечение нормируемых параметров микроклимата в других помещениях многоквартирного дома, т.е. привести к нарушению прав и интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, суд приходит к выводу, что выполненная истцами перепланировка (реконструкция) в отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном доме нарушает права и законные интересы последних.
В связи с чем, представленные истцами доказательства, а также показания свидетеля, в части отсутствия нарушения прав собственников многоквартирного ***, судом не принимаются.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов в части сохранения перепланировки и переустройства квартиры в виде выполнения расширения оконного проема с балконной дверью в наружной ограждающей стене, утепления ограждающих конструкций лоджии (пола, потолка и стен), установлении заполнения из ПВХ-профиля с двухкамерными стеклопакетами в соответствии с технологическими требованиями, расширение проема в наружной ограждающей стене выполнено путем разборки простенка только под окном, не затрагивая конструкции основной стены, на которую опираются несущие перемычки над всем проемом, переустройство системы отопления в районе проема без увеличения поверхности нагрева приборов отопления, не подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истцов о взыскании расходов по оплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.
Из разъяснений, содержащихся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.
Из материалов дела следует, что отказы администрации г. Благовещенска о согласовании перепланировки и переустройства квартиры ***, обусловлен отсутствием полномочий на указанное согласование.
Таким образом, администрация г. Благовещенска прав истцов не нарушала, перепланировка и переустройство было произведено самостоятельно, уже после было заявлено требование о сохранении помещения перепланированном состоянии.
В связи с чем, суд приходит к выводу что расходы понесенные по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии в размере 300 рублей не подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные Мамоновым Алексеем Петровичем, Мамоновой Мариной Алексеевной к администрации г. Благовещенска исковые требования о сохранении жилого помещения - *** в перепланированном и переустроенном состоянии – удовлетворить частично.
Сохранить жилое помещение *** в перепланированном состоянии в части демонтажа кирпичной перегородки между жилой комнатой (12 кв.м) и кухней (12,4 кв.м), кухней (12,4 кв.м) и кладовой (2,3 кв.м), в результате чего произошло изменение площади кухни – 13,7 кв.м (за счет площади кладовой 2,3 кв.м, прихожей 0,9 кв.м, уменьшение за счет увеличения смежной жилой комнаты на 1,6 кв.м (было 12,4, стало 14 кв.м)), возведение новой перегородки между кухней и жилой комнатой, площадь которой была 12,4 кв.м, стала 14 кв.м.
В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке.
Судья О.С. Щедрина
Решение в окончательной форме принято 16.08.2019 года.