РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием представителя истицы Григорьевой Т.А. и представителя ответчика Михайлова А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3874/2020 по иску Никулиной Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии,
установил:
Никулина Н.В. обратилась в суд с требованием к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении различных периодов работы в соответствующий стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости. Иск мотивирован имевшим место обращением к ответчику по вопросу указанного социального обеспечения и позицией пенсионного органа о невозможности учета в целях назначения этой пенсии ряда временных отрезков трудовой деятельности.
В судебном заседании представитель Никулиной Н.В. её требования поддержала, настаивая на испрошенном зачете периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представитель ответчика заявил о несогласии с иском, полагая решение пенсионного органа законным. Остальные участвующие в деле лица в суд не явились.
Заслушав пояснения сторон и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В связи с суждением о наличии оснований к досрочному назначению страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Никулина Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая длительный стаж лечебной деятельности в учреждении здравоохранения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) за назначением такой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истице в испрошенном социальном обеспечении по мотивам отсутствия у неё требуемого стажа. При этом он исходил из наличия у Никулиной Н.В. учитываемого для назначения пенсии специального стажа лишь 29 лет 07 месяцев 20 дней при требуемом – 30 лет. В подсчет стажа, в частности, не включено время работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Позиция пенсионного органа сводится к тому, что зачет указанных периодов (учтенных только в страховой стаж) в стаж работы, дающей право на досрочные пенсионные выплаты, действующим законодательством не предусмотрен. Кроме того, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтены ответчиком не в льготном (полуторном), а в календарном исчислении. Однако такой подход, по мнению суда, нарушает права истицы и не может быть признан обоснованным.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года. Согласно его ст. 8 право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 в данному закону). Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 закона.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда, то есть одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 18,6 (в 2020 году) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранение не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления его в силу, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, а по ч. 4 ст. 30 эти периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
С учетом особенностей условий труда конкретных категорий граждан, которым страховая пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Среди таких нормативных документов Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, от 11 июля 2002 года № 516 и от 29 октября 2002 года № 781, а ранее – Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Ссылаясь на них, ответчик отмечает невозможность в рассматриваемых целях учитывать работу истицы в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они охватывали собой её пребывание на курсах повышения квалификации.
Вместе с тем суд отмечает, что спорные периоды обучения истицы на таких курсах подлежат включению в стаж лечебной деятельности имея в виду предписания норм трудового законодательства (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации), которыми данные периоды приравниваются к периодам работы. Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности (ст. 73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава России от 03 августа 2012 года № 66н). Наконец, поскольку пребывание Никулиной Н.В. на курсах относимо к её работе, стаж которой исчисляется в льготном порядке (один год как один год и шесть месяцев) и, кроме того, относим к местности (г.Петрозаводск), приравненной в районам Крайнего Севера, этот же порядок подлежит применению к данным (первым трем) спорным временным отрезкам.
Состоятельным для зачета в льготном исчислении 1 : 1,5 оценивается и иск в части, касающейся работы Никулиной Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В данные периоды истица занимала должности медицинской сестры отделения интенсивной терапии и реанимации и медицинской сестры-анестезиста анестезиологического отделения стационара в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им.В.А.Баранова», то есть осуществляла свою деятельность в должности (касательно периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) или в структурном подразделении (касательно периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), дословное наименование которых не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. В соответствии с данным Перечнем правом на исчисление стажа работы в льготном порядке обладают медицинские сестры палатные и медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. Схожее правовое регулирование закреплялось предыдущими (Никулина Н.В. работала медицинской сестрой отделения интенсивной терапии и реанимации со ДД.ММ.ГГГГ) нормативными актами в данной сфере – Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. Первое содержало указание на должности «медицинская сестра» и «медицинская сестра-анестезист», второе – общее обозначение «средний медицинский персонал». При этом показательно, что оформление трудоустройства истицы в 1999 году осуществлено по должности палатной медицинской сестры с дополненным в 2002 году со ссылкой на приказ № от ДД.ММ.ГГГГ указанием «на основании штатного расписания должность считать медицинская сестра».
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено что, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается. В силу же позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № от ДД.ММ.ГГГГ, право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им.В.А.Баранова» выдало Никулиной Н.В. справку, уточняющую характер (условия) её труда, согласно которой лечебная деятельность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж 1 год работы как 1 год 6 месяцев. Наряду с этим документальные материалы дела, свидетельствующие о структуре медицинской организации, направлении деятельности его специализированных подразделений, где трудилась истица, и её функциональных обязанностях по занимаемым должностям, позволяют констатировать недопустимость ограничения заявленных к судебной защите пенсионных прав.
Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вопреки доводам стороны истицы учтены ответчиком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
С зачетом всех спорных периодов право на пенсионное обеспечение у истицы возникает с ДД.ММ.ГГГГ. Как следствие, ответчик обязан назначить ей страховую пенсию по старости именно с этой даты, соответственно, в силу позиции Никулиной Н.В. о более ранней дате начала пенсионного обеспечения (ДД.ММ.ГГГГ), как и из-за избыточного требования о включении отдельных периодов в льготный территориальный стаж, иск удовлетворяется частично.
Правила ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации относят на пенсионный орган возмещение Никулиной Н.В. её судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и по оплате юридической помощи в размере 8.000 руб. Последняя величина определяется исходя из принципа разумности, конкретных обстоятельств дела, характера спора, объема оказанной правовой помощи, факта частичного удовлетворения иска, подходов, сформулированных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 100, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Никулиной Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Никулиной Н.В. для целей досрочного назначению страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке исчисления стажа (один год как один год и шесть месяцев) и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном порядке исчисления стажа (один год как один год и шесть месяцев) и назначить ей эту пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Никулиной Н.В. 8.700 рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
СудьяК.Л.Мамонов