Решение по делу № 2-1264/2016 ~ М-784/2016 от 19.02.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2016 года г.Ачинск Красноярского края,

ул.Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,

при секретаре Карельской Л.Н.,

с участием:

истца Ощепковой Л.С., ее представителя Кергарт Н.В. действующей на основании доверенности от 01 февраля 2016 года сроком действия по 31 декабря 2016 года (л.д.72),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ощепковой к Министерству обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственного имущества в Забайкальском крае о признании проживающей в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Ощепкова Л.С. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района, ТУФА по управлению государственного имущества в Забайкальском крае о признании проживающей ее в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что в 1983 году на основании протокола жилищной комиссии войсковой части 74008 ей была предоставлена квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район,. С указанного времени и до настоящего времени она проживает в указанной квартире, зарегистрирована в ней по месту жительства, с 14 августа 2012 года в спорной квартире, также зарегистрировалась ее дочь – Кергарт Л.Т.. Фактически с момента предоставления ей (Ощепковой Л.С.) жилья в 1983 году и до настоящего времени она проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма, выполняя все обязанности нанимателя жилого помещения. Ранее данная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, в последующем на основании распоряжения Правительства от 01 июня 2000 г. № 752-р она была исключена из состава данного жилищного фонда, однако в муниципальную собственность так и не принята. В настоящее время собственник занимаемой ею квартиры не установлен, в связи с чем она лишена возможности безвозмездного получения в собственность жилого помещения в порядке приватизации и вынуждена обратиться в суд. Просит признать ее проживающей в спорном жилом помещении на условиях социального найма и признать за ней право собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.2-4).

Истец Ощепкова Л.С. в судебном заседании поддержала свои доводы, изложенные в исковом заявлении по аналогичным основаниям.

Представитель истца Ощепковой Л.С. – Кергарт Н.В. в судебном заседании поддержала требования своего доверителя по аналогичным основаниям.

Третье лицо на стороне истца Кергарт Л.Т. в судебном заседании требования своей матери поддержала, при этом указала, что сама участия в приватизации этой квартиры принимать не желает.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.78), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по существу иска не представил.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.95), в судебное заседание не явился, в поступившем письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, по существу заявленных требований возражал, указав, что спорная квартира отнесена к числу служебных, что подтверждается договором найма служебной квартиры и предоставлена истцу на период трудовых отношений с войсковой частью, поэтому не может быть передана в собственность истцу в порядке приватизации. (л.д.79-82).

Представитель ответчика департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.78), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по существу иска не представил.

Представитель ответчика администрации Ачинского района, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.78), в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, по заявленным требованиям не возражает. В соответствии с реестром служебных помещений в администрации Ачинского района отсутствуют сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных. (л.д.62-63,64).

Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом (л.д.93), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.96), отзыва по существу иска не представил.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.94), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по иску не представил.

Представитель третьего лица администрации г.Ачинска, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.78), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по иску не представил.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.

Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.

Согласно действовавшему в 1983 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.

В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.

Как установлено по делу, квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район,, состоящая из одной комнаты, общей площадью 29,5 кв.м, в том числе жилой площадью 16,3 кв.м, является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ, до 11 октября 2011 года относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа.

На основании протокола жилищной комиссии войсковой части 74008 от 20 августа 1983 года № 12, вышеуказанная квартира была предоставлена Соловьевой В.Ф., в связи с ее трудовыми отношениями с войсковой частью 74008 (л.д.13-17).

Текст протокола жилищной комиссии суду не представлен, но сведения о нем имеются в договоре найма служебной квартиры (л.д.18-19).

Вместе с тем, из текста искового заявления и пояснений истца в судебном заседании следует, что фактически спорная квартира была предоставлена Ощепковой Л.С. в 1983 году, сразу после трудоустройства ее в войсковую часть.

Истец Ощепкова Л.С. с момента предоставления ей жилья вселилась в спорную квартиру, зарегистрировалась в ней по месту жительства 21 сентября 1983 года (л.д.10,11), в дальнейшем в спорной квартире, на основании решения Ачинского городского суда от 29 мая 2012 года (л.д.102-104), 14 августа 2012 года была зарегистрирована дочь Ощепковой Л.С. – Кергарт Л.Т. (л.д.10).

09 января 2004 года войсковой частью 74008 с Ощепковой Л.С. на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № 15 (л.д.18-19).

Вместе с тем, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.

Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено Ощепковой Л.С. в 1983 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в связи с ее трудовыми отношениями с войсковой частью.

Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1983 году статуса служебной, а также о предоставлении Ощепковой Л.С. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено. Как следует из представленных по запросу суда администрациями г.Ачинска и Ачинского района копий постановлений, спорная квартира к числу служебных отнесена не была (л.д.24-51).

В реестре федерального имущества Забайкальского края и Красноярского края отсутствуют сведения о спорном объекте недвижимости (л.д.85, 88-89).

Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Ощепковой Л.С., указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истец проживает в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

До 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.

Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер. Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.

Право собственности на спорный объект недвижимости, согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю от 14 января 2016 года, за кем-либо не зарегистрировано и Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 25 марта 2016 года (л.д.12,98).

Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности.

С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что истцом ранее не было использовано свое право на приватизацию жилого помещения (л.д.7), что Кергарт Л.Т. отказалась от участия в приватизации (л.д.100), суд приходит к выводу об удовлетворения исковых требований Ощепковой Л.С. в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ощепковой удовлетворить.

Признать Ощепкову проживающей в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район,, на условиях социального найма.

Признать за Ощепковой, право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: Красноярский край,, общей площадью 29,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Г.А. Киняшова

согласовано

2-1264/2016 ~ М-784/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ощепкова Лидия Сергеевна
Ответчики
администрация Ключинского сельсовета
администрация Ачинского района
администрация г. Ачинска
ТУФА по управлению государственного имущества в Забайкальском крае
ФГКУ "СибТУИО"
Министерство обороны РФ
Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ
Другие
Кергарт Любовь Трофимовна
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Киняшова Галина Александровна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
19.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2016Передача материалов судье
24.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2016Подготовка дела (собеседование)
25.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2016Судебное заседание
15.04.2016Судебное заседание
20.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2017Дело оформлено
18.04.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее