Дело № 12-8/2012 г.
РЕШЕНИЕ
г. Бобров 15 июня 2012 г.
Бобровский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего Половец Е.Р.,
при секретаре Касаткиной Е.Н.,
с участием представителя административного органа – Государственной инспекции Бобровского района Воронежской области по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бобровского районного суда дело по жалобе Курбатова Г.А. на постановление государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору от <дата> г. о наложении на него административного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н. от <дата> г. Курбатов Г.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.3-4).
Курбатов Г.А. обратился в суд с жалобой на данное постановление (л.д.1), в которой указал, что он является начальником отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району. При проверке инспектором Бобровского района по пожарному надзору отдела ВК по Бобровскому району действительно были выявлены нарушения правил противопожарной безопасности. Однако, по его мнению, он не должен нести ответственность за выявленные нарушения, т.к. данный объект - РВК является только структурным подразделением областного военного комиссариата и средства на устранение выявленных недостатков не имеет. Им и ранее работавшими начальниками отдела ВК по Бобровскому району неоднократно делались заявки на приобретение необходимого пожарного инвентаря, установку автоматической пожарной сигнализации и ремонт оконных блоков с установкой створчатых решеток. Срок обжалования данного постановления был пропущен им по уважительной причине. Он просит восстановить ему срок обжалования постановления и отменить постановление государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору от <дата> г. о наложении на него административного взыскания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание Курбатов Г.А., надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела (л.д.83), не явился, ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие в связи с выездом его в служебную командировку (л.д.84-85).
Представитель административного органа - Государственной инспекции Бобровского района Воронежской области по пожарному надзору по доверенности Пиндюрин Д.Н. требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Как следует из материалов дела, на основании письма военного прокурора Воронежского гарнизона ФИО <номер> от <дата> г. инспектором ОГПН по Бобровскому району <дата> г. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отделе военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району. В ходе проверки административным органом установлены нарушение отделом военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району требований Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, в частности:
- здания военного комиссариата не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре;
- здания военного комиссариата не обеспечены первичными средствами пожаротушения;
- на окнах в зданиях военного комиссариата установлены глухие решетки;
-в зданиях военного комиссариата отсутствуют знаки пожарной безопасности. (л.д.5).
Результаты проверки отражены в акте проверки без N от <дата> г., который был подписан заявителем Курбатовым Г.А. (л.д.6-8).
По результатам проверки <дата> г. военным прокурором Воронежского гарнизона полковником юстиции ФИО было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица Курбатова Г.А. (л.д.41-42).
Постановлением от <дата> г. <номер> государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н. начальник отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курбатов Г.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб., за нарушение п.40 ППБ 01-03 – эксплуатация глухих решеток на окнах зданий отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району (л.д.3-4).
Курбатов Г.А. не согласился с вынесенным постановлением, что явилось основанием для обращения в суд с заявленными требованиями. При этом заявитель указывает на отсутствие вины в совершении правонарушения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителя административного органа, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч.2 ст.30.1 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Постановление о наложении административного наказания было вручено Курбатову Г.А. <дата> г., срок подачи жалобы на данное постановление истекал <дата> г.
С <дата> г. по <дата> г. Курбатов Г.А. находился на учебно-методических сборах в г.Воронеже, что подтверждается командировочным удостоверением от <дата> г. <номер> (л.д.25).
Поскольку срок подачи жалобы был пропущен Курбатовым Г.А. по уважительной причине, суд считает возможным восстановить ему данный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32 и 11.16 настоящего кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции, что предусмотрено статьей 38 вышеназванного Федерального закона.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и выполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и должностными лицами, установлены в Правилах (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года N 313.
Исходя из требований п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных правил в окнах зданий отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району допущена эксплуатация глухих решеток.
Согласно пп.22 п.14.1 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 г. № 1132 (в ред. Указов Президента РФ от 19.05.2008 г. № 811, от 22.06.2009 г.), военный комиссар муниципального образования обеспечивает выполнение требований противопожарной безопасности, содержание и правильную эксплуатацию зданий, помещений и территории, закрепленной за военным комиссариатом (л.д.58-61).
Согласно должностной инструкции начальника отдела военного комиссариата Воронежской области (по муниципальному району), утвержденной военным комиссаром Воронежской области ФИО2 <дата> г., начальник отдела (муниципального) несет ответственность за соблюдение работниками отдела правил противопожарной безопасности, обеспечивает контроль за соблюдением мер и правил противопожарной безопасности, проведение противопожарных мероприятий в зданиях, служебных помещениях и других объектах отдела (49-57).
Доказательства принятия всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Ссылка заявителя о недостаточности финансирования первичных мер пожарной безопасности в отделе военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает должностное лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, от соблюдения требований закона и не является основанием для его освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
Факт нарушения начальником отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курабатовым Г.А. требований пожарной безопасности установлен, подтверждается материалами проверки, и им не оспаривается.
Процессуальные нарушения со стороны административного органа при проведении проверки, составлении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлены.
На основании изложенного, суд считает, что начальник военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курбатов Г.А. правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и правомерно привлечен к административной ответственности.
Однако при вынесении постановления о наложении на Курбатова Г.А. административного взыскания административным органом не были учтены в соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
С учетом обстоятельств дела, привлечения заявителя к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности впервые (л.д.67), принятия им ранее мер для устранения имеющихся нарушений правил противопожарной безопасности (л.д.18-24), а также недостаточное финансирование на данные цели из военного комиссариата Воронежской области, требования заявителя подлежат удовлетворению в части размера назначенного наказания. Суд считает возможным в качестве меры административной ответственности применить к Курбатову Г.А. предупреждение.
Основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Учитывая изложенное, на основании п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд считает возможным изменить постановление государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н. от <дата> г., которым начальник отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курбатов Г.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему было назначено наказание штрафа в размере <данные изъяты> рублей, в части вида наложенного на него административного наказания, назначив начальнику отдела военного комиссариата по Воронежской области Бобровского района Курбатову Г.А. административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Изменить постановление государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н. от <дата> г., которым начальник отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курбатов Г.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему было назначено наказание штрафа в размере <данные изъяты> рублей, в части вида наложенного на него административного наказания, назначив начальнику отдела военного комиссариата по Воронежской области Бобровского района Курбатову Г.А. административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.
Председательствующий судья Е.Р. Половец
Дело № 12-8/2012 г.
РЕШЕНИЕ
г. Бобров 15 июня 2012 г.
Бобровский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего Половец Е.Р.,
при секретаре Касаткиной Е.Н.,
с участием представителя административного органа – Государственной инспекции Бобровского района Воронежской области по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бобровского районного суда дело по жалобе Курбатова Г.А. на постановление государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору от <дата> г. о наложении на него административного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н. от <дата> г. Курбатов Г.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.3-4).
Курбатов Г.А. обратился в суд с жалобой на данное постановление (л.д.1), в которой указал, что он является начальником отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району. При проверке инспектором Бобровского района по пожарному надзору отдела ВК по Бобровскому району действительно были выявлены нарушения правил противопожарной безопасности. Однако, по его мнению, он не должен нести ответственность за выявленные нарушения, т.к. данный объект - РВК является только структурным подразделением областного военного комиссариата и средства на устранение выявленных недостатков не имеет. Им и ранее работавшими начальниками отдела ВК по Бобровскому району неоднократно делались заявки на приобретение необходимого пожарного инвентаря, установку автоматической пожарной сигнализации и ремонт оконных блоков с установкой створчатых решеток. Срок обжалования данного постановления был пропущен им по уважительной причине. Он просит восстановить ему срок обжалования постановления и отменить постановление государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору от <дата> г. о наложении на него административного взыскания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание Курбатов Г.А., надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела (л.д.83), не явился, ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие в связи с выездом его в служебную командировку (л.д.84-85).
Представитель административного органа - Государственной инспекции Бобровского района Воронежской области по пожарному надзору по доверенности Пиндюрин Д.Н. требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Как следует из материалов дела, на основании письма военного прокурора Воронежского гарнизона ФИО <номер> от <дата> г. инспектором ОГПН по Бобровскому району <дата> г. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отделе военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району. В ходе проверки административным органом установлены нарушение отделом военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району требований Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, в частности:
- здания военного комиссариата не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре;
- здания военного комиссариата не обеспечены первичными средствами пожаротушения;
- на окнах в зданиях военного комиссариата установлены глухие решетки;
-в зданиях военного комиссариата отсутствуют знаки пожарной безопасности. (л.д.5).
Результаты проверки отражены в акте проверки без N от <дата> г., который был подписан заявителем Курбатовым Г.А. (л.д.6-8).
По результатам проверки <дата> г. военным прокурором Воронежского гарнизона полковником юстиции ФИО было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица Курбатова Г.А. (л.д.41-42).
Постановлением от <дата> г. <номер> государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н. начальник отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курбатов Г.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб., за нарушение п.40 ППБ 01-03 – эксплуатация глухих решеток на окнах зданий отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району (л.д.3-4).
Курбатов Г.А. не согласился с вынесенным постановлением, что явилось основанием для обращения в суд с заявленными требованиями. При этом заявитель указывает на отсутствие вины в совершении правонарушения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителя административного органа, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч.2 ст.30.1 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Постановление о наложении административного наказания было вручено Курбатову Г.А. <дата> г., срок подачи жалобы на данное постановление истекал <дата> г.
С <дата> г. по <дата> г. Курбатов Г.А. находился на учебно-методических сборах в г.Воронеже, что подтверждается командировочным удостоверением от <дата> г. <номер> (л.д.25).
Поскольку срок подачи жалобы был пропущен Курбатовым Г.А. по уважительной причине, суд считает возможным восстановить ему данный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32 и 11.16 настоящего кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции, что предусмотрено статьей 38 вышеназванного Федерального закона.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и выполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и должностными лицами, установлены в Правилах (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года N 313.
Исходя из требований п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных правил в окнах зданий отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району допущена эксплуатация глухих решеток.
Согласно пп.22 п.14.1 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 г. № 1132 (в ред. Указов Президента РФ от 19.05.2008 г. № 811, от 22.06.2009 г.), военный комиссар муниципального образования обеспечивает выполнение требований противопожарной безопасности, содержание и правильную эксплуатацию зданий, помещений и территории, закрепленной за военным комиссариатом (л.д.58-61).
Согласно должностной инструкции начальника отдела военного комиссариата Воронежской области (по муниципальному району), утвержденной военным комиссаром Воронежской области ФИО2 <дата> г., начальник отдела (муниципального) несет ответственность за соблюдение работниками отдела правил противопожарной безопасности, обеспечивает контроль за соблюдением мер и правил противопожарной безопасности, проведение противопожарных мероприятий в зданиях, служебных помещениях и других объектах отдела (49-57).
Доказательства принятия всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Ссылка заявителя о недостаточности финансирования первичных мер пожарной безопасности в отделе военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает должностное лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, от соблюдения требований закона и не является основанием для его освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
Факт нарушения начальником отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курабатовым Г.А. требований пожарной безопасности установлен, подтверждается материалами проверки, и им не оспаривается.
Процессуальные нарушения со стороны административного органа при проведении проверки, составлении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлены.
На основании изложенного, суд считает, что начальник военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курбатов Г.А. правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и правомерно привлечен к административной ответственности.
Однако при вынесении постановления о наложении на Курбатова Г.А. административного взыскания административным органом не были учтены в соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
С учетом обстоятельств дела, привлечения заявителя к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности впервые (л.д.67), принятия им ранее мер для устранения имеющихся нарушений правил противопожарной безопасности (л.д.18-24), а также недостаточное финансирование на данные цели из военного комиссариата Воронежской области, требования заявителя подлежат удовлетворению в части размера назначенного наказания. Суд считает возможным в качестве меры административной ответственности применить к Курбатову Г.А. предупреждение.
Основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Учитывая изложенное, на основании п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд считает возможным изменить постановление государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н. от <дата> г., которым начальник отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курбатов Г.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему было назначено наказание штрафа в размере <данные изъяты> рублей, в части вида наложенного на него административного наказания, назначив начальнику отдела военного комиссариата по Воронежской области Бобровского района Курбатову Г.А. административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Изменить постановление государственного инспектора Бобровского района по пожарному надзору Пиндюрина Д.Н. от <дата> г., которым начальник отдела военного комиссариата Воронежской области по Бобровскому району Курбатов Г.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему было назначено наказание штрафа в размере <данные изъяты> рублей, в части вида наложенного на него административного наказания, назначив начальнику отдела военного комиссариата по Воронежской области Бобровского района Курбатову Г.А. административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.
Председательствующий судья Е.Р. Половец