Дело № 2- 500 Е/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Коломенский городской суд <адрес> в составе: судьи Коротковой М.Е., при секретаре судебного заседания Соболевой И.А., с участием прокурора ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Шевченко Андрею Григорьевичу о признании прекратившим право пользования жилым помещением, выселении,
УСТАНОВИЛ: ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1-ый отдел ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обратились в Коломенский городской суд <адрес> с иском к Шевченко А.Г. о признании прекратившим право пользования жилым помещением, выселении.
В обоснование иска указывают на то, что ответчик незаконно удерживает служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, предоставленное Шевченко А.Г. во временное пользование до обеспечения жилым помещениемна основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Истцы указывают, что Шевченко А.Г. реализовал свое право на жилищное обеспечение от Министерства обороны России путем полученияжилищной субсидиидля приобретения или строительства жилого помещения, принял на себя обязательство по освобождению спорного жилого помещения.
Шевченко А.Г. не выполняет требования собственника (уполномоченного органа), действует недобросовестно, тем самым нарушает права собственника объекта недвижимости.
Истцы просят признать Шевченко А.Г. прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить ответчика из названного жилого помещения, указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия Шевченко А.Г. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Представители истцов ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, направив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. №.).
Ответчик Шевченко А.Г. в судебное заседание не явился.
Судебные извещения о слушании дела, направленные в адрес ответчика, возвращены почтовым отделением с указанием причин возврата: истечение срока хранения (л.№
Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему лично или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направленно (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В силу п.п. 67,68 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направленно, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск не получения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Судом выполнены требования ст. 113 ГПК РФ об извещении ответчика.
Представитель третьего лица отдела по вопросам миграции УМВД России по Коломенскому городскому округу в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. №).
Суд, проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что военнослужащему Шевченко А.Г. и членам его семьи: жене ФИО5, детям ФИО6, ФИО7 на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. № было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. №).
ФИО10., ФИО7 - ДД.ММ.ГГГГ., ФИО11. - ДД.ММ.ГГГГ. сняты с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. №).
Указанное помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ к жилым помещениямспециализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещенияпредоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещенияв силу ст.104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещенийграждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежатвыселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № о предоставлении Шевченко А.Г. субсидии, на расчётный счёт последнего платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № перечислена субсидиядля приобретения (строительства) жилого помещения, предусмотренная статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», как один из способов обеспечения жильём (л.д. №).
В соответствии с обязательством о сдаче жилого помещенияот ДД.ММ.ГГГГ. Шевченко А.Г. взял на себя обязательство в течение четырех месяцев со дня выплаты жилищной субсидии, выданной в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на приобретение жилого помещения, освободить, сдать в установленном действующим законодательством порядке в распоряжение Министерства обороны РФ занимаемую квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> -1, <адрес>, а также сняться с регистрационного учета по месту жительства в указанной квартире (л.д№
Таким образом, указанным соглашением сторонами фактически изменены условия договора найма служебного жилого помещения включением в него дополнительного основания прекращения права пользования квартирой.
В нарушение условий указанного обязательства, жилое помещениеШевченко А.Г. не освободил, с регистрационного учёта по месту жительства в квартире не снялся, в уполномоченный орган Министерства обороны РФ документы, подтверждающие фактическое освобождение квартиры: акт приема – передачи жилого помещения управляющей компании с от меткой о сдаче ключей, финансово – лицевой счет с отметкой об отсутствии задолженности по квартплате и оплате услуг ЖКХ с указанием даты закрытия счета, выписку из домовой книги с отметкой об убытии, копию листка убытия не представил.
В адрес Шевченко А.Г. направлено уведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения, котороеим не исполнено.
После получения субсидииответчик не признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий или нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, Шевченко А.Г. обеспечен субсидией на приобретение жилого помещения за счет средств Минобороны РФ, однако продолжает занимать спорное жилое помещение. Добровольный срок освобождения и сдачи спорного жилого помещенияистек в июле 2019 года. При этом ответчик не относятся к категориям граждан, выселениекоторых изспорного жилого помещенияне допускается без предоставления другого жилого помещения.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащихжильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащимобеспечение их жилыми помещениямив форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещенийлибо предоставления им жилых помещенийв порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещенияпредоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
По правилам абз. 13 п. 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абз. 12 п. 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидияили жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидииее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещенияпо Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему -гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидияможет быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях(абз. 3 п. 16 ст. 15 ФЗ).
Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащегожилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещениедолжно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещениядля постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
В соответствии с п. 4 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащимии Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 487, жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания военной службы по призыву.
При окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащимиили увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие.
В случае заключения военнослужащими новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этими военнослужащими новые жилищные договоры на условиях не хуже условий предыдущих жилищных договоров.
Принаправлении военнослужащихк новому месту службы жилищный договор сохраняет свое действие.
В соответствии с п. 5, указанного Положения, жилищный договор расторгается в случаях: досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
обеспечения военнослужащихи (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащиеи совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещениев порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Возможность расторжения договора найма специализированного жилого помещения по соглашению сторон допускается также положениями 101 ЖК РФ.
Поскольку ответчик, подписав соглашение, выразил согласие и принял обязательство в добровольном порядке освободить занимаемое им жилое помещение не позднее четырех месяцев с момента перечисления денежных средств на счет Шевченко А.Г., у ответчика законных оснований для пользования служебнымпомещением не имеется.
В силу ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Частью 1 ст. 35 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Суд признает Шевченко А.Г. прекратившим право пользования жилым помещением <адрес>. Ответчик подлежат выселению из <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать Шевченко Андрея Григорьевича прекратившим право пользования жилым помещением <адрес>.
Выселить Шевченко Андрея Григорьевича из <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия Шевченко Андрея Григорьевича с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: М.Е. Короткова