Дело № 2а-219/2020
УИД: 28RS0019-01-2020-000278-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2020 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Водораздельненского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, по регистрации права собственности на земельные участки кладбищ; обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела; обязании зарегистрировать право собственности на земельные участки, на котором расположено кладбище,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Серышевского района Амурской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере погребения и похоронного дела. По результатам проверки установлено, что администрацией Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области в нарушение требований действующего законодательства с 13 октября 2017 года специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, регистрация права собственности на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища, не осуществлена. Согласно ч. 1 ст. 5 Устава Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области, к вопросам местного значения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Также установлено, что на территории Водораздельненского сельсовета размещено 2 кладбища в с. Водораздельное и с. Мелехино Серышевского района Амурской области, которые являются действующими. По результатам проверки в октябре 2017 года прокурором района 13.10.2017 г. на имя главы администрации Водораздельненского сельсовета было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Администрацией Водораздельненского сельсовета в нарушение требований Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, меры по созданию такой организации администрацией не принимаются. Бездействие администрации Водораздельненского сельсовета по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования приводит к нарушению прав жителей поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции, нарушает права граждан на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, прямо предусмотренного законодательством Российской Федерации, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение. Проверкой установлено, что общественное кладбище, расположенное в с. Мелехино Серышевского района Амурской области в силу положений ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу, эксплуатируются на протяжении длительного времени, правоустанавливающих документов на него не имеется, в реестре муниципальной собственности земельный участок не состоит, регистрация права собственности на него не осуществляется, что в свою очередь приводит к нарушению прав граждан, в том числе, жителей Водораздельненского сельсовета на организацию и благоустройство территории кладбища. При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Помимо этого, отсутствие оформленного муниципального права на земельные участки, занятые кладбищами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбищ, контроль за состоянием кладбищ не возможен без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который невозможно включить статьи расходов по содержанию кладбищ в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельный участок, занятые кладбищами, и как следствие, на сами кладбища. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках лицом, обладающим такими полномочиями. По факту выявленных нарушений прокурором района 13.10.2017 на имя главы Водораздельненского сельсовета внесено представление, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены, меры не предприняты. Таким образом, бездействие администрации Водораздельненского сельсовета по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок кладбища, расположенного в с. Мелехино Серышевского района Амурской области, с кадастровым номером 28:23:010408:36 и с. Воронжа, с кадастровым номером 28:23:021305:45, приводит к нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, жителей Водораздельненского сельсовета на организацию и благоустройство территории кладбища в соответствии с законодательством о санитарно-эмидемиологическом благополучии населения. Ссылаясь на нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон «О прокуратуре РФ» и руководствуясь ст. ст. 39, 218, 220 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования; по регистрации права собственности на земельные участки кладбищ, расположенного в Амурской области Серышевского района с. Мелехино с кадастровым номером 28:23:021305:45; обязать администрацию Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования; обязать администрацию Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в Амурской области Серышевского района с. Мелехино с кадастровым номером 28:23:021305:45.
В судебном заседании помощник прокурора Серышевского района Жунковская О.Ю. настаивала на доводах административного искового заявления, просила заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель административного ответчика администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств в суд не представлено. В ранее поступившем ходатайстве, с требованиями прокурора не согласились, в связи с нецелесообразностью создавать специализированную службу по похоронному делу в связи с тем, что на территории Водораздельненского сельсовеита низкая численность населения и смертность не высокая.
Представитель заинтересованного лица администрации Серышевского района Амурской области Горожанкин С.В., действующий на основании доверенности в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что в связи с малочисленным населением муниципального образования не целесообразно создание специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд, определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ч. 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации с административным исковым заявлением о прекращении действия права на управление транспортным средством лица, которое представляет собой реальную угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения имущественного вреда, чем могут быть нарушены как законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
В связи с чем, обращение с настоящим административным исковым заявлением в суд прокурора Серышевского района Амурской области является законным и обоснованным.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Положениями статьи 1 Закона Амурской области от 03 октября 2014 N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" услуги по погребению, указанные в п. 1 данной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 29 Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с указанным федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны на территории сельского поселения организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, в случае если данная деятельность отнесена к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с уставом этого муниципального образования.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считается недопустимым (п. 1). Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных п. 1 данного Указа; и своевременно реагировать на жалобы граждан, связанные с нарушением специализированными службами по вопросам похоронного дела прав граждан на предоставление гарантированных безвозмездных услуг по погребению умерших (п. 2).
В судебном заседании установлено, что 13 октября 2017 года с исх. № 4666 в адрес главы администрации Водораздельненского сельсовета прокурором Серышевского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о погребении и похоронном деле, согласно которому администрацией Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, конкурсные процедуры не проводились, соглашения и договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями не заключались, что нарушает права граждан на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению.
Согласно информации главы Водораздельненского сельсовета № 115 от 09 ноября 2017 года о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений от 13 октября 2017 года, на данное время ведется работа по оформлению земельных участков под захоронения в собственность, на данном этапе проведена работа по межеванию участков под захоронения с. Мелехино и с.Водораздельное. После процедуры оформления и получения правоустанавливающих документов, будет решаться вопрос по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела, так же рассматривается проект нормативно правового акта «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Отвод земельных участков для размещения мест погребения».
Из ответа главы администрации Водораздельненского сельсовета № 30 от 03 февраля 2020 года следует, что принимаются меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на основании решения Водораздельненского сельсовета от 29.01.2020 № 85; на территории Водораздельненского сельсовета имеется два общественных кладбища ( с. Водораздельное и с. Мелехино ).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области обладает соответствующими полномочиями по созданию специализированной службы по погребению умерших, однако до настоящего времени административным ответчиком обязанность по организации на территории муниципального образования данной службы, установленная законом, не исполнена, на момент рассмотрения дела на территории муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что бездействие со стороны администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по погребению умерших, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению. В связи с чем, требования прокурора Серышевского района Амурской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, установлено, что общественное кладбище на территории Водораздельненского сельсовета, расположенное в с. Мелехино Серышевского района Амурской области в силу положений ст. 130 ГК РФ относится к недвижимому имуществу, эксплуатируются на протяжении длительного времени, правоустанавливающих документов на них не имеется, в реестре муниципальной собственности земельные участки не состоит, регистрация права собственности на него не осуществлялась, что в свою очередь приводит к нарушению прав граждан, в том числе, жителей Водораздельненского сельсовета на организацию и благоустройство территории кладбища.
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно положениям пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, фактически занимаемые общественными кладбищами, находятся в ведении органов местного самоуправления в силу прямого указания закона.
Земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отсутствие оформленного муниципального права на земельный участок, занятый кладбищем, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на организацию и благоустройство территории кладбища в соответствии с законодательством о санитарно-эмидемиологическом благополучии населения, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбищ, контроль за состоянием кладбищ не возможен без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который невозможно включить статьи расходов по содержанию кладбищ в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельный участок, занятый кладбищем, и как следствие, на само кладбище. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участков лицом, обладающим такими полномочиями. В связи с чем, требования прокурора Серышевского района Амурской области в данной части также являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором Серышевского района Амурской области в административном исковом заявлении в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и в части регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища, - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, достаточным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Серышевского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области, выразившееся в непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования; по регистрации права собственности на земельный участок кладбища, расположенного в Амурской области Серышевского района с. Мелехино с кадастровым номером 28:23:021305:45 - незаконным;
Обязать администрацию Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования;
Обязать администрацию Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в Амурской области Серышевского района с. Мелехино с кадастровым номером 28:23:021305:45.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Демяненко
Решение в окончательной форме принято 10 июля 2020 года.