18 марта 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
судей Борс Х.З., Пархоменко Г.В.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г-к. Анапа по доверенности Павловец Е.П. и апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Огиди О.М.И. на решение Краснодарского краевого суда от 28 января 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Янишогло Е.Ф. обратился в суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 90 001 кв. м, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 598253 000 руб.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 28 января 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере 598253 000 рублей на период с 27 июля 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости определено 13 декабря 2018 г.
В апелляционных жалобах представители администрации муниципального образования г-к. Анапа по доверенности Павловец Е.П. и департамента имущественных отношений по доверенности Огиди О.М.И. просят решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 90 001 кв. м, расположенный по адресу: <...>, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «<...>», кадастровая стоимость составляет <...>
Истец является арендатором рассматриваемого земельного участка на основании договора от 6 ноября 2018 г. № 8265. Арендодателем выступает управление имущественных отношений администрации муниципального образования г-к. Анапа. Срок аренды установлен до 13 мая 2021 г. В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды размер годовой арендной платы рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2016 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка является 27 июля 2018 г.
В суд истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный оценщиком ИП Юрченко А.И. Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 27 июля 2018 г. в размере 598253 000 руб.
Судом первой инстанции по делу назначена судебная нормативно-методическая экспертиза. Перед экспертом поставлен вопрос о том, соответствует ли отчет об оценке № ОЦ-041/18 от 3 декабря 2018 г., подготовленный индивидуальным предпринимателем Юрченко А.И., требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, то есть, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, допускались ли иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе, правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость спорного объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 01/19/01 от 14 января 2019 г., выполненному ООО «Вектор», подготовленный индивидуальным предпринимателем Юрченко А.И. отчет об оценке ОЦ-041/18 от 3 декабря 2018 г., соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям закона, федеральных стандартов оценки идругих актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Также судебный эксперт указал, что определенная оценщиком рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
В ходе производства по делу судом апелляционной инстанции был допрошен выполнивший судебную экспертизу эксперт ООО «Вектор» Ильинов Д.С. с целью получения дополнительных пояснений, касающихся выводов представленного заключения.
Изучив экспертное заключение, допросив судебного эксперта, судебная коллегия считает, что заключение, выполненное ООО «Вектор» соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В ходе судебного разбирательства административным истцом, представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, определённая в отчете об оценке рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал возможным установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 598253 000 руб.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Янишогло Е.Ф. подал настоящее исковое заявление в Краснодарский краевой суд 13 декабря 2018 г., датой внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости является 27 июля 2018 г.
Доводы апелляционных жалоб о том, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки данного земельного участка не были допущены нарушения закона, не является основанием к отмене решения суда, поскольку истцом реализовано законное право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом весь комплекс условий, установленных для этого нормативными правовыми актами, административным истцом соблюден.
Доводы о снижении поступлений в местный бюджет являются несостоятельными и не заслуживают внимания, поскольку не основаны на законе.
Довод жалобы администрации МО г-к. Анапа об отсутствии в договоре аренды согласия собственника земельного участка на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости является следствием неверного толкования положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28. Такое согласие требуется в случае, когда собственником объекта недвижимого имущества являются граждане и (или) юридические лица, а не органы государственной или муниципальной власти.
В пункте 6 приведенного постановления сказано, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Краснодарского краевого суда от 28 января 2019 г. законным и обоснованным, не подлежащим изменению либо отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 28 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи