Дело № 2-5397/2/11 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» августа 2011 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Лаврешиной С.А.
при секретаре Матвеенко Е.С.
с участием заявителя Ивановой Т.К., представителя заинтересованного лица –Администрации Петрозаводского городского округа Павловой Н.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению о признании незаконным в части решения Администрации Петрозаводского городского округа «О порядке отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта» и решения Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в предоставлении финансовой поддержки на проведение капитального ремонта, принятое с учетом «Порядка отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта»,
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель обратилась в суд с названным заявлением, мотивируя свои требования тем, что она с <данные изъяты> проживает в <адрес>, дом построен 1969 году, эксплуатируется 42 года. В доме никогда не было капитального ремонта. Заявитель регулярно оплачивает коммунальные услуги и капитальный ремонт, но на деньги жителей дома ремонтировали другие дома, более старые. В настоящее время пришла очередь дома заявителя в капитальном ремонте. За период эксплуатации дома без капитального ремонта в нем возникли 2-е сквозные вертикальные трещины, раскалывающие дом на 3-й части, что создает угрозу жизни жителей. Через прохудившуюся крышу заливает дождем не только подъезды, но и квартиры жильцов. Подъезды нельзя отремонтировать, т.к. по стенам течет вода, осыпается штукатурка на стенах и на потолке из-за изношенной кровли крыши. Имеется опасность разрушения дома. В <адрес> квартиры, из которых 80% приватизированных, а государство перед приватизацией давало обязательство капитально отремонтировать дом.
Согласно ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ в РФ» каждый гражданин России имеет право на участие в региональной адресной программе с безвозмездной финансовой поддержкой для проведения капитального ремонта многоквартирного дома с целью создания безопасных для жизни людей благоприятных условий проживания. Однако дом, в котором проживает заявитель, не был включен в региональную адресную программу по капитальному ремонту.
Заявитель оспаривает отдельные пункты Порядка отбора многоквартирных
домов для включения в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта, утвержденного 25.06.2010 г. администрацией Петрозаводского городского округа, которые применяет администрация при отборе многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу и на основании которых её дому отказано в финансовой поддержке для осуществления капитального ремонта дома. Указывает, что критерии отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу капитального ремонта в Петрозаводском городском округе почти полностью не соответствуют Методическим рекомендациям Фонда по Федеральному закону № 185 от 07.07.2007г.
Фонд в Методических рекомендациях в основу критериев отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу в соответствии с Федеральным законом № 185 взял технические критерии: продолжительность эксплуатации многоквартирного дома, степень его износа, наличие капитального ремонта за период его эксплуатации, наличие аварийных конструкций, которые представляют опасность для здоровья жителей, т.е. объективное определение необходимости безотлагательного капитального ремонта, чтобы многоквартирный дом, не стал ветхим, подлежащим расселению, а после проведенного капитального ремонта мог еще долго служить жителям. В нарушение ФЗ № 185 от 07.07.2007 г. Администрация Петрозаводского городского округа исходит из состязательности жителей: кто больше вложит денег в капитальный ремонт, богатые бизнесмены или бедные пенсионеры, независимо от того какой дом более нуждается в капитальном ремонте. В дополнительных критериях отбора многоквартирных домов для участия в региональной адресной программе использованной администрацией для ранжирования домов в 2010 г. и 2011 г. из трех пунктов, только п.2 соответствует Методическим рекомендациям. Пункт 3 не соответствует закону, поэтому был отменен Фондом
19.04.2011 г. Постановлением № 2093 от 08.06.2011 г. этот пункт был отменен Администрацией Петрозаводского городского округа.
В п.1 дополнительных критериев размер долей софинансирования стоимости капитального ремонта собственниками помещений неверно поставлены баллы. Администрация Петрозаводского городского округа, незаконно и несправедливо проставила балл «О» для богатых собственников, которым материальное положение позволяет внести на проведение капитального ремонта более 15%. Это создает неравные условия с домами, имеющими износ более 50%.
В Методических рекомендациях Фонда дана таблица 2.1 «Определение потребности в капитальном ремонте и реконструкции многоквартирных домов», по которой капитальный ремонт дому требуется только при износе не менее 30%, необходимость проведения капитального ремонта для обеспечения нормальной эксплуатации домов предусмотрено до 40% износа здания, а при износе от 40% до 70% требуется немедленно капитальный ремонт многоквартирного дома.
Процент износа многоквартирного дома устанавливается «Недвижимостью» и заносится в технический паспорт дома, а не работниками Администрации, как записано в п.2 «Основных критериев». Процент износа многоквартирного дома должен быть определяющим критериям в технической оценке состояния здания, его потребности в капитальном ремонте.
На основании изложенного заявитель просит признать незаконными пункт 2 и пункт 4 в таблице 1 «Основные критерии для включения многоквартирного дома в программу», утвержденных Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25.06.10 г. № 1940, поскольку не отвечают требованиям ФЗ № 185, нарушают равноправие граждан в многоквартирных домах и являются необъективными. В пункте 1 данной таблицы «Основных критериев…» нарушена установка баллов, которая препятствует состязательности в конкурентной борьбе. Поэтому в данном случае заявитель считает необходимым указать, что в пункте 1 «год постройки» баллы должны быть установлены следующим образом: год постройки дома до 1940 г. - должно быть «0» баллов; год постройки дома 1941 г. – 1975 г. - должно быть «2» балла; год постройки дома 1976 г. – 1990 г. - должно быть «5» баллов. Пункт 3 в таблице 1 «Основные критерии…..», а также п. 3 в таблице 2 «Дополнительные критерии…..» постановлением Администрации Петрозаводского городского округа исключен постановлением от 08.06.2011 г. № 2093. (изначально просила также отменить). Кроме того, в п. 1 «Дополнительные критерии….» размер долей софинансирования стоимости капитального ремонта собственниками помещений Администрацией Петрозаводского городского округа неверно поставлены баллы. Заявитель считает необходимым указать, что в пункте 1 «размер доли финансирования расходов на проведение капитального ремонта из средств ТСЖ или собственников помещений» баллы должны быть установлены следующим образом: софинансирование собственников 15 % и более - должно быть «1» балл; софинансирование от 6 до 15 % - должно быть «2» балла; софинансирование 5 % - должно остаться прежним «3» балла.
Просит также признать недействительным, несправедливым решение Администрации Петрозаводского городского округа <данные изъяты> в соответствии с которым отказано в предоставлении финансовой поддержки на проведение капитального ремонта аварийного состояния <адрес>, вынесенного Администрацией с учетом оспариваемых Ивановой Т.К. вышеуказанных критериев «Порядка отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта».
В судебном заседании заявитель требования поддержал по указанным основаниям.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании заявленные требования не признала, представив письменные мотивированные возражения, согласно которым администрация действовала в соответствии с законом. В настоящее время оспариваемые заявителем нормы права являются действующими и не противоречат закону.
Представитель прокуратуры г. Петрозаводска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался.
Представитель Государственного комитета РК по ЖКХ и энергетике в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, согласно представленному отзыву заявление не признает по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ФЗ № 185-ФЗ региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. При этом, высший исполнительный орган государственной власти субъекта вправе устанавливать условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного для субъекта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации. При подготовке муниципальных адресных программ должны учитываться установленные в соответствии с настоящей частью условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (ч.ч. 1, 4.1.). В целях реализации своих полномочий Правительством РК были приняты постановления об утверждении региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Карелия (от 20.06.2008г. № 123-П, от 31.12.2009 г. N 313-П, от 07.09.2010 г. N 179-П, от 26.07.2011г. № 188-П) (далее - Программы). Пунктом 7 каждой из Программ устанавливаются технические (п.п. 7.1.1.), организационные (п.п. 7.1.2.) и финансовые (п.п. 7.1.3.) критерии отбора многоквартирных домов для включения в перечень Программы. Данные критерии были разработаны с учетом Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденными решением Правления государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) (от 21.01.2008г., от 25.02.2010г., от 10.02.2011г.). Решением Правления Фонда от 19.04.2011г. (протокол № 241) в Методические рекомендации, утвержденные 10.02.2011г. (протокол № 222), внесены изменения в части исключения из организационных критериев уровня самоорганизации собственников помещений в многоквартирном доме (приоритет товариществ собственников жилья с учетом продолжительности их работы до подачи обращения на участие в Программе) и доли собственников (голосов собственников), подавших голоса за решения о проведении капитального ремонта и его долевом финансировании, от общего числа собственников помещений (голосов собственников) в многоквартирном доме. В связи с этим, в п. 7 Программы на 2011 год (утверждена постановлением Правительства РК от 26.07.2011г. № 188-П), такие критерии уже отсутствуют. Установление баллов по критериям отбора многоквартирных домов для включения в перечень Программы и ранжирование домов на его основе находится в компетенции органов местного самоуправления (п.п. 7.2.2., 7.2.3. Программ).
Представитель ООО «Этрон» в судебное заседание не явился, в представленном суду сообщении заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что в соответствии с протоколом общего собрания (заочного) собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений приняли решение (вопрос № 1): принять участие в адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и провести капитальный ремонт крыши в своем многоквартирном доме. 31.10.08 г. ООО «Этрон» направило в управление жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа проект плана на 2009 г. по жилым домам в соответствии с муниципальной программой «Капитальный ремонт многоквартирных домов Петрозаводского округа». В проекте плана был указан многоквартирный дом № 25 по ул. Володарского. В соответствии с Региональной адресной программой «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Карелия, на 2010 год» (Постановление Правительства РК от 31.12.2009 г. № 313-П) и Региональной адресной программой «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Карелия, на 2010 год (второй транш)» (Постановление Правительства РК от 07.09.2010 г. № 179-П) многоквартирный <адрес> в <адрес> не вошел в перечень многоквартирных домов на проведение капитального ремонта. В соответствии с протоколом общего собрания (заочного) собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ договор управления многоквартирным домом с ООО «Этрон» расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные требования удовлетворению не подлежащими.
Согласно ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее ФЗ № 185-ФЗ) закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям, в частности на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, путем создания государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющего функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
В соответствии со ст.4 ФЗ № 185-ФЗ к функциям фонда отнесено принятие решения о предоставлении финансовой поддержки субъектам РФ, где одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда является наличие муниципальной и региональной адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (ст. 5, 15 Федерального закона).
На основании ФЗ № 185-ФЗ были разработаны Методические рекомендации по разработке Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах, утвержденные правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 10.02.2011 г. (протокол № 222) (далее Методические рекомендации).
Постановлением Правительства РК от 07.09.2010г. № 179-П была утверждена Региональная адресная программа «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории РК на 2010 год (второй транш)» (Постановление Правительства РК от 01.02.2011г. № 16-П «О реализации отдельных региональных адресных программ в 2011году»).
Решением Петрозаводского городского совета от 26.12.2007 № XXVI/XIV-178 в целях реализации вышеуказанного Федерального закона, в соответствии с Методическими рекомендациями, была утверждена муниципальная целевая программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов Петрозаводского городского округа».
Согласно п.2 ст. 15 ФЗ № 185-ФЗ региональная программа должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, которым планируется оказать финансовую поддержку из средств Фонда, и которые включены в муниципальные адресные программы. Одним из принципов включения многоквартирных домов в региональную программу, является конкурентность, на основе понятных и заранее объявленных критериев. Так критериями оценки могут быть: технические, организационные и финансовые критерии (п. 2.5.4. Методических рекомендаций).
Согласно Методическим рекомендациям порядок, критерии и основания включения многоквартирных домов в муниципальные адресные программы определяются органами местного самоуправления (п.2.5.3.), данное положение закреплено также Постановлением Правительства РК от 07.09.2010 г. № 179-П «Об утверждении Региональной адресной программы» «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории РК на 2010год (второй транш)» (далее региональная адресная программа).
Постановлением Администрации Петрозаводского городского от 25.06.2010 № 1940 в целях реализации муниципальной целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов Петрозаводского городского округа», в соответствии с Методическими рекомендациями был утвержден «Порядок отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта» (далее Порядок).
Утвержденный Порядок разработан в целях обеспечения единого подхода при включении многоквартирных домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов с учетом требований к региональной программе, установленных ст. 15 ФЗ № 185-ФЗ.
Так в соответствии с Порядком при ранжировании домов значительную роль имеют: ранее выполненный за счет средств собственников капитальный ремонт конструктивных элементов или внутридомовых сетей (п. 4 в таблице 1 «Основные критерии для включения многоквартирного дома в программу»). Данный критерий отражает п.2.5.4.(а) Методических рекомендаций, а также п. 7.1.1. региональной адресной программы, а также доля участия собственников в расходах на проведение капитального ремонта (п.1 в таблице 2 «Дополнительные критерии для включения многоквартирного дома в программу») определенный п. 2.5.4. (в) Методических рекомендаций.
Установление баллов по критериям отбора многоквартирных домов для включения в Перечень региональной адресной программы и ранжирование домов на его основе находится в компетенции органов местного самоуправления (п. 3.3.1 (е) Методических рекомендаций, п. 7.2.2., 7.2.3. региональной адресной программы).
Таким образом, действующее законодательство предоставляет органам местного самоуправление право осуществлять отбор многоквартирных домов для участия в региональной адресной программе с присвоением баллов, исходя из критериев, утвержденных на федеральном и региональном уровне.
При этом Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 08.06.2011 № 2093 «О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 25.06.2010г. №1940» пункт 3 в таблице 1 «Основные критерии для включения многоквартирного дома в программу», а также пункт 3 в таблице 2 «Дополнительные критерии для включения многоквартирного дома в программу» были исключены.
Кроме того, довод заявителя о том, что при отборе многоквартирных домов в региональную и муниципальную адресные программы не учитывается степень готовности многоквартирного дома к капитальному ремонту (наличие проектной документации, включая смету расходов), не может быть принят во внимание, т.к. согласно п. 7.1.(г) Порядка управляющая организация представляет в Администрацию Петрозаводского городского округа оформленные протоколом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о видах и объеме работ с указанием стоимости работ в соответствии со сметой расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Таким образом, непредоставление управляющей организацией данных документов влечет невозможность рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома в региональную адресную программу.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормы права соответствуют ФЗ № 185-ФЗ и Методическим рекомендациям по разработке Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах, утвержденным правлением государственной корпорации - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 10.02.2011 г. (протокол № 222).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Принимая во внимание, что оснований для признания незаконным в части решения Администрации Петрозаводского городского округа «О порядке отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта» не имеется и судом не установлено, решение Администрации Петрозаводского городского округа №-И от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении финансовой поддержки на проведение капитального ремонта <адрес>, вынесенное с учетом вышеуказанных критерий «Порядка отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта», является законным и обоснованным, заявленные требования об его отмене данного решения удовлетворению не подлежащими.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 254, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления о признании незаконным в части решения Администрации Петрозаводского городского округа «О порядке отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта» и решения Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в предоставлении финансовой поддержки на проведение капитального ремонта, принятое с учетом «Порядка отбора многоквартирных домов для включения в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: С.А.Лаврешина
Решение в окончательной форме принято: 29.08.11 г.