Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Першиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2012 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» и управлению образования администрации МР «Усть-Куломский» о возложении обязанности по совершению определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнению предписания государственного органа,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе (далее – отдел Роспотребнадзора) на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» обратился в суд к ответчикам с указанным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой выездной проверки МДОУ выдано предписание № об устранении нарушений санитарного законодательства. В настоящее время сроки выполнения предписания истекли. Согласно ответам заведующего МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» некоторые из пунктов предписания, а именно: получение санитарно-эпидемиологического заключения для лицензирования медицинской деятельности; выделение помещения для медицинского кабинета, площадью не менее 12 кв.м., оборудование изолятора и процедурного кабинета; обеспечение соблюдения площади на одного ребенка в групповой средней группы; проведение ремонта полов в помещениях МДОУ (в корпусе № - в спальне, приемной, кабинете заведующей; в корпусе № - в спальне, групповой); установка в туалетной младшей дошкольной (средней) группы дополнительных умывальных раковин для детей, детских унитазов, оборудование подводки горячей воды к умывальной раковине для взрослых, установка в туалетной подготовительной группы дополнительных умывальных раковин для детей, детских унитазов; оборудование канализации в медицинском кабинете, буфетной корпуса №; оборудование подводкой холодной воды, механизированной подачей горячей воды медицинского кабинета, не выполнены.
В судебном заседании представитель территориального отдела Роспотребнадзора ФИО3 от части исковых требований заявила отказ, о чем представила письменное заявление. Остальные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик в лице заведующей МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» ФИО4 с уточненными исковыми требованиями согласна. Пояснила, что необходимые заявки для выделения денежных средств учредителю были направлены. Нарушения санитарного законодательства РФ будут устраняться по мере выделения бюджетных средств.
Представитель ответчика управления образования администрации МР «Усть-Куломский» и третьего лица на стороне ответчика администрации МР «Усть-Куломский» по доверенности ФИО5 признала, что указанные государственным органом нарушения санитарного законодательства имеются. Необходимая работа с целью устранения нарушений и выполнению предписаний проводится. Просит по пункту <данные изъяты> искового заявления установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В судебном заседании установлено, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, и выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ. МДОУ «Усть-Куломский детский сад №3» было предписано совершить ряд действий, направленных на устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение для лицензирования медицинской деятельности; выделить помещение для медицинского кабинета, площадью не менее 12 м, оборудовать изолятор и процедурный кабинет; обеспечить соблюдение площади на одного ребенка в групповой средней группы; провести ремонт полов в помещениях МДОУ (в корпусе № - в спальне, приемной, кабинете заведующей; в корпусе № - в спальне, групповой); установить в туалетной младшей дошкольной (средней) группы дополнительные умывальные раковины для детей, детские унитазы, оборудовать подводку горячей воды к умывальной раковине для взрослых, установить в туалетной подготовительной группы дополнительные умывальные раковины для детей, детские унитазы; оборудовать канализацию в медицинском кабинете, буфетной корпуса №; оборудовать подводкой холодной воды, механизированную подачу горячей воды медицинского кабинета.
Согласно ответу заведующей МДОУ на предписание от ДД.ММ.ГГГГ № в указанной части нарушения не устранены по причине отсутствия финансирования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ст. 28 Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности» соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган для получения лицензии, в т.ч. документ, содержащий сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).
Согласно статье 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи (заместители) наделены полномочиями давать юридическим лицам обязательные для исполнения предписания, в т.ч. о проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона, которые проводятся, с целью установления соответствия требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, и других объектов, используемых юридическими лицами для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
На основании таких экспертиз осуществляется выдача санитарно-эпидемиологического заключения, необходимого для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, которая согласно приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» выдается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главным государственным санитарным врачом (его заместителями и руководителями территориальных органов).
Таким образом, истец вправе требовать от ответчика проведения им в соответствии с осуществляемой медицинской деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок для целей установления соответствия (несоответствия) требованиям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» для осуществления медицинской деятельности, и результатов указанной деятельности.
Однако в судебном заседании установлено, что из штатного расписания МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» должность медицинской сестры исключена, медицинский работник сокращен. Само учреждение не заинтересовано в получении лицензии на осуществление медицинской деятельности, поскольку такие услуги им будет предоставлять МУ «Усть-Куломская ЦРБ» по договору. При таких обстоятельствах, представитель истца заявил отказ от данного требования, о чем судом вынесено отдельное определение.
На период проведения надзорным органом проверки МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» действовали СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
Согласно пунктам 4.20. и 4.21. указанных СанПиН для вновь строящихся и реконструируемых объектов дошкольных организаций независимо от его вместимости следует предусмотреть медицинский блок, соответствующий по составу помещений и их площади настоящим санитарным правилам (приложением 1, таблица 1 предусмотрено в МДОУ с численностью детей менее 80 человек, медицинский кабинет, площадью 12 кв.м, процедурный кабинет, площадью 8 кв.м, изолятор – 1 палата, площадью не менее 4 кв.м, туалет с местом для приготовления дезинфицирующих растворов, площадью 6 кв.м). В существующих дошкольных организациях (до проведения их реконструкции) допускается набор медицинских помещений в соответствии с проектами, по которым были построены.
Согласно техническому паспорту, в корпусе МДОУ, расположенном по адресу: <адрес>, предусмотрен медицинский кабинет, площадь 6 кв.м., а помещения изолятора и процедурного кабинета вообще не предусмотрены. Существующий набор медицинских помещений эксплуатируется в соответствии с проектом и техническим паспортом жилого помещения. Реконструкция зданий МДОУ не производится. Следовательно, в оборудовании медицинского блока в уже существующем и не реконструируемом здании МДОУ, в соответствии с требованиями п.4.20 СанПиН, нет необходимости. При таких обстоятельствах, представитель истца заявил отказ от данного требования, о чем судом вынесено отдельное определение.
В соответствии с пунктом 1.10 СанПиН количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 квадратных метров на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 квадратных метров на 1 ребенка.
Согласно техническому паспорту, площадь групповой средней группы составляет 36 кв.м. Соответственно количество детей в ней должно составлять 18 человек. Согласно же списку детей МДОУ на 2012-2013 годы, количество детей фактически составляет 20 человек, о чем и указанно в акте проверки надзорного органа. Поэтому исковые требования об обеспечении соблюдения площади на 1 ребенка в МДОУ является обоснованным.
Пунктом 5.5. СанПиН установлено, что полы помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов; плинтуса - плотно пригнанными к стенам и полу, предусматривающими влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже, следует делать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом на поверхности пола. В основных помещениях в качестве материалов для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Допускается покрытие полов синтетическими полимерными материалами, безвредными для здоровья детей и допускающими обработку влажным способом и дезинфекцию.
В соответствии с пунктами 6.18.2. и 6.18.3 СанПиН в туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 x 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.
Поскольку 2 умывальных раковины для детей в туалетной средней группы, к которой, исходя из возраста посещающих ее детей, применимы нормы, установленные для младшей группы, ответчику надлежит оборудовать еще две дополнительные детские раковины, а не 4, как того требовал первоначально истец. В судебном заседании представитель истца в указанной части исковое заявление уточнил.
Согласно пунктам 9.1 и 9.4 - 9.6. СанПиН здания дошкольных организаций оборудуют системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией. В неканализованных районах здания дошкольных организаций оборудуют внутренней канализацией, при условии устройства выгребов или локальных очистных сооружений.
Судом установлено, что здание указанного МДОУ канализовано, однако канализационная сеть не проходит через помещения буфетной и медицинского кабинета, которые ответчик рассчитывает эксплуатировать, данное требование истца подлежит удовлетворению в части оборудования внутренней канализацией дополнительно в помещениях буфетной и медицинского кабинета в здании МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3», расположенном по адресу: <адрес>.
Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают помещения пищеблока, буфетных, туалетов для детей и персонала, постирочных, бассейна, медицинского назначения. Умывальники, моечные ванны, душевые установки и водоразборные краны для хозяйственных нужд обеспечивают смесителями. При отсутствии централизованного водоснабжения (холодного и горячего) следует обеспечить механизированную подачу воды на пищеблок, помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых ячеек. Температура воды, подаваемой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 град. C и не выше 60 град. C.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).
Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано, в том числе, муниципальным образованием (муниципальное учреждение).
В силу положений Устава МДОУ «Усть-Куломский детский сад №3» является юридическим лицом – муниципальным бюджетным учреждением. Предметом деятельности учреждения является воспитание и обучение детей с 2 месяцев (при наличии условий) до 7 лет; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования; обеспечение физического и эмоционального благополучия каждого воспитанника. Его учредителем является администрация МР «Усть-Куломский». Собственником имущества учреждения является МО МР «Усть-Куломский». К полномочиям учредителя отнесены обеспечение содержания зданий и сооружений МДОУ. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах имеющихся финансовых средств, выделенных по нормативу.
МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» подведомственно управлению образования администрации МР «Усть-Куломский». Функции и полномочия учредителя в части формирования муниципального задания, перечисления субсидий и контроля за его выполнением, составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и контроля за его выполнением осуществляет управление образования.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с Положением об управлении образования администрации МР «Усть-Куломский», Управление является структурным подразделением АМР «Усть-Куломский», являясь при этом, самостоятельным юридическим лицом, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области образования на территории района. К основным функциям Управления отнесены размещение заказов (выступает муниципальным заказчиком) и заключение контрактов и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (размещение муниципального заказа в пределах выделенных бюджетных средств). Именно Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета МО МР «Усть-Куломский» в части средств, предусмотренных на содержание подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Управление обязано контролировать создание надлежащих санитарно-гигиенических условий в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, а также контролировать соблюдение требований охраны здоровья детей, принимать меры по устранению в них нарушений законодательства, в том числе в области санитарно-эпидемиологического. Выполнение требований предписания надзорного органа и устранение нарушений санитарного законодательства потребуют финансовых затрат из бюджета. Для устранения нарушений потребуется и заключение соответствующих договоров на выполнение работ.
Исследованные судом доказательства позволяют суду признать заявленные требования подлежащими удовлетворению. Факты нарушений санитарного законодательства в МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» и их не устранение на момент рассмотрения дела, нашли свое подтверждение. Таким образом, обязанность исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства РФ лежит на юридическом лице, которому такое предписание внесено, т.е. на МДОУ «Усть-Куломский детский сад №3». Обязанность же по соблюдению требований санитарного законодательства, по устранению допущенных нарушений, по обеспечению и созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении лежит как на МДОУ, так и управлении образования администрации МР «Усть-Куломский».
С учетом обстоятельств дела, запрашиваемый надзорным органом срок выполнения указанных мероприятий суд находит разумным и достаточным для их выполнения, в связи с чем, ответчику следует установить срок для исполнения решения суда, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ, до ДД.ММ.ГГГГ. Установление более длительного срока может негативно сказаться на санитарно-эпидемиологическом благополучии учреждений образования, поскольку за текущий год установлены неоднократные случаи группового заражения инфекционными заболеваниями, которые возникали, как правило, в тех учреждениях образования, в которых не было обеспечено бесперебойное холодное и горячее водоснабжение.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3» и управлению образования администрации МР «Усть-Куломский» о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнении предписания государственного органа, удовлетворить.
Обязать МДОУ «Усть-Куломский детский сад №3» исполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.
Обязать МДОУ «Усть-Куломский детский сад №3» и управление образования администрации МР «Усть-Куломский» устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- обеспечить соблюдение площади на 1 ребенка в групповой средней группы, из расчета не менее 2,0 кв.м. на одного ребенка;
- провести ремонт полов и устранить дефекты в помещениях МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3», расположенных по адресу <адрес> - в спальне, групповой, и расположенных по адресу: <адрес> - <данные изъяты>;
- в туалетной средней группы в умывальной зоне оборудовать дополнительно 2 (два) умывальника для детей, 4 детских унитаза; оборудовать подводку горячей воды к умывальной раковине для взрослых; в туалетной подготовительной группы в умывальной зоне установить раковины и унитазы для детей в количестве, обеспечивающем норму 1 (одна) раковина и 1 (один) унитаз на 5 (пять) детей;
- оборудовать в здании МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3», расположенном по адресу: <адрес> внутреннюю канализацию в медицинском кабинете и буфетной;
- оборудовать подводкой холодной воды и обеспечить механизированную подачу горячей воды в медицинский кабинет МДОУ «Усть-Куломский детский сад № 3».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.
Председательствующий