Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре ФИО9,
с участием истца ФИО1 и его ФИО7 ФИО10, ФИО7 К.А., ФИО7 Минтсрой РД ФИО12,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов РФ, ФИО7 РД об обязании ФИО7 Республики Дагестан незамедлительно перечислить причитающуюся сумму по свидетельству № на субсидию гражданину ФИО1 лишившемуся жилья или части жилья его в результате стихийного бедствия на соответствующий счет в Сберегательном банке России, обязании Министерство Финансов РФ перечислить средства федерального бюджета для предоставления безвозмездной субсидии ФИО1 на счет органа исполнительной власти Республики Дагестан, взыскании с ФИО7 РД, Министерства финансов РФ, судебные расходы на оплату услуг ФИО7 в размере 50 000 рублей, замене истца: ФИО1 его правопреемником ФИО2 в части взыскания судебных расходов на оплату услуг ФИО7 и определить получателем средств на оплату услуг ФИО7 ФИО3,
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Министерству финансов РФ, ФИО7 РД об обязании ФИО7 Республики Дагестан незамедлительно перечислить причитающуюся сумму по свидетельству № на субсидию гражданину ФИО1 лишившемуся жилья или части жилья его в результате стихийного бедствия на соответствующий счет в Сберегательном банке России, обязании Министерство Финансов РФ перечислить средства федерального бюджета для предоставления безвозмездной субсидии ФИО1 на счет органа исполнительной власти Республики Дагестан, взыскании с ФИО7 РД, Министерства финансов РФ, судебные расходы на оплату услуг ФИО7 в размере 50 000 рублей, замене истца: ФИО1 его правопреемником ФИО2 в части взыскания судебных расходов на оплату услуг ФИО7 и определить получателем средств на оплату услуг ФИО7 ФИО3, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Составление мотивированного решения отложить на 5 дней.
Судья Д.А. Шуаев
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре ФИО9,
с участием истца ФИО1 и его ФИО7 ФИО10, ФИО7 К.А., ФИО7 Минтсрой РД ФИО12,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов РФ, ФИО7 РД об обязании ФИО7 Республики Дагестан незамедлительно перечислить причитающуюся сумму по свидетельству № на субсидию гражданину ФИО1 лишившемуся жилья или части жилья его в результате стихийного бедствия на соответствующий счет в Сберегательном банке России, обязании Министерство Финансов РФ перечислить средства федерального бюджета для предоставления безвозмездной субсидии ФИО1 на счет органа исполнительной власти Республики Дагестан, взыскании с ФИО7 РД, Министерства финансов РФ, судебные расходы на оплату услуг ФИО7 в размере 50 000 рублей, замене истца: ФИО1 его правопреемником ФИО2 в части взыскания судебных расходов на оплату услуг ФИО7 и определить получателем средств на оплату услуг ФИО7 ФИО3,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 с учетом уточнений в части взыскания судебных расходов с Минфина России обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением
Требования мотивированы тем, что в июне-июле 2002 года на территории ЮФО в <адрес> произошло стихийное бедствие в виде паводков, в результате чего пострадало около 2000 семей, которые остались без жилья. В их числе ФИО4, жилье которого пострадало от паводка в <адрес> Республики Дагестан.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации вынесено Постановление № «О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа», пунктом 10 которого было определено предоставить гражданам средства из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья в виде безвозмездных субсидий. Для получения субсидий граждане открывают в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации именные блокированные счета.
В соответствии с Порядком использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, утвержденного приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 проживающий в <адрес> назначена субсидия при приобретении жилья в размере 171 600 руб. В связи с чем, ему выдано Свидетельство за № о предоставлении субсидии гражданину, лишившемуся жилья или части его в результате стихийного бедствия от ФИО7 Республики Дагестан, в размере 171 600 рублей. Соответственно был открыт блокированный счет №, о чем был составлен договор со Сберегательным Банком РФ.
Согласно приказу Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГг. № Министерство финансов РФ осуществляет перечисление средств федерального бюджета для предоставления безвозмездной субсидии гражданам, пострадавшим в результате поводка на счет органа исполнительной власти, открытого в органе федерального казначейства на балансовом счете 40201. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет перечисление средств федерального бюджета для предоставления безвозмездной субсидии гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа передача средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных образований на указанные цели осуществляется на лицевой счет органа местного самоуправления, открытый в органе федерального казначейства на балансовом счете 40204. Орган исполнительной власти представляет в орган федерального казначейства платежные поручения для перечисления указанных средств на именной блокированный или лицевой счет гражданина, пострадавшего в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, и лишившегося жилья или части его. Счет в банке был открыт, однако указанные средства так и не были перечислены на счет ФИО1
Истец понес расходы на оплату услуг ФИО7. Общая сумма понесенных истцом судебных расходов составляет 50 000 рублей.
Согласно п. 1.3 Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, Доверитель-цедент передаёт, а Цессионарий принимает право требования Доверитель-цедента к к ответчикам по делу (далее по тексту-ДОЛЖНИК) в размере 50 000 (руб 00 копеек, возникшее из обязательства по возмещению судебных расходов, подтверждаемого следующими документами: настоящий договор, квитанция об оплате услуг ФИО7. Согласно п. 1.4 Соглашения № от 26.01.2021т, право требования к Должнику уступается в объёме, которое будет существовать после заключения настоящего договора на момент разрешения судом вопроса о судебных расходах, включая сумму основного долга, все подлежащие, вследствие просрочки исполнения Должником своих обязательств, начислению санкции, в том числе проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойки, а также иные требования, связанные с неисполнением Должником своего обязательства по оплате. В преамбуле Соглашения № от 26.0J.2021r Цессионарием указывается ФИО5. Следовательно, согласно Соглашения № от 26.01.2021г. указанная сумма в размере 50 000 рублей, должна быть взыскана на имя ФИО6 в порядке цессии.
В судебном заседании истец ФИО1 и его ФИО7 ФИО13 поддержали исковое заявление, просили его удовлетворить.
ФИО7 К., ФИО7 Минстрой РД ФИО12 исковое заявление не признали, просили отказать в его удовлетворении, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.
<адрес> РД, ГУ МЧС по РД, Министерство финансов России извещённые о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего ФИО7 не направили. От Министерства финансов России потупили возражения на иск, в которых министерство просит отказать в удовлетворении иска, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 24 Закона № 68-ФЗ финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Следовательно, выделение денежных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
При этом в силу статьей 24, 25 Закона № 68-ФЗ средства резервного фонда Правительства Российской Федерации являлись не основным, а дополнительным источником финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях ликвидации последствий указанного паводка было принято постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа» и распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р о выделении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета на восстановление, строительство и приобретение жилья взамен разрушенного в результате паводка и строительство объектов инженерной инфраструктуры для новых населенных пунктов.
Распределение средств, выделяемых в 2002 году из федерального бюджета органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья для граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года, и строительство объектов инженерной инфраструктуры для новых населенных пунктов было установлено распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Как указывается Минфином РФ в своих возражениях и не оспорено сторонами, средства федерального бюджета, предусмотренные на указанные цели, Минфином России были перечислены в субъекты Российской Федерации, включая Республику Дагестан, в полном объеме.
Таким образом, судом установлено, что Минфин России полностью выполнил свои обязательства, которые были определены Правительством Российской Федерации в целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в части обязания Министерство Финансов РФ перечислить средства федерального бюджета для предоставления безвозмездной субсидии ФИО1 на счет органа исполнительной власти Республики Дагестан.
Приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 13 Порядка выдача Свидетельств осуществляется органом исполнительной власти, утвердившим сводные списки семей, лишившихся жилья в результате паводка.
Размер стоимости восстановления частично разрушенного жилья устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из фактической степени повреждения жилья, определяемой федеральной системой технической инвентаризации (ФГУП "Ростехинвентаризация" Госстроя России). При этом предельный размер субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, определен Правительством Российской Федерации из расчета до 30 тыс. рублей на семью, в зависимости от степени повреждения жилья (распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р) (пункт 5 Порядка),
Размер субсидии устанавливается органом исполнительной власти, утверждающим списки семей граждан, лишившихся жилья или части его в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа, указывается соответственно в Свидетельстве и/или реестре получателей субсидий граждан, лишившихся жилья или части его в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа, и изъявивших желание использовать предоставляемую субсидию, и является неизменным (п. 6 Порядка).
Таким образом, основания и порядок изменения суммы субсидии и выдачи нового Свидетельства о предоставлении субсидии не предусмотрены Порядком.
Как установлено в судебном заседании, решением Цумадинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. установлен факт принадлежности ФИО1 свидетельства № о предоставлении субсидий гражданину лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия и членам его семьи, выданного ФИО7 РД ДД.ММ.ГГГГг. на имя ФИО8 (размер субсидий 171600 рублей).
Истцом суду представлено свидетельство № о предоставлении субсидий гражданину, лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия и членам его семьи. Как указывается в указанном свидетельстве оно выдано 09.02.2011г. Согласно указанному свидетельству оно выдано на приобретение жилья собственными силами.
В своих исковых требованиях истец просит в том числе обязать ФИО7 Республики Дагестан незамедлительно перечислить причитающуюся сумму по свидетельству № на субсидию гражданину ФИО1 лишившемуся жилья или части жилья его в результате стихийного бедствия на соответствующий счет в Сберегательном банке России.
Согласно пункту 15 Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа утвержденного Приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 130: гражданам - владельцам Свидетельств, изъявившим желание приобрести жилье, субсидия предоставляется при наличии договора купли-продажи, заключенного в простой письменной форме согласно приложению N 2 к Порядку.
В разделе 111 п. «А» Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа описан порядок финансирования в случае приобретения жилья по договору купли-продажи, из которого усматривается следующее:
- Гражданин - владелец Свидетельства представляет в орган исполнительной власти (уполномоченный орган) договор купли-продажи жилого помещения, который должен быть зарегистрирован в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок. В случае, если стоимость жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения превышает размер субсидии, указанный в Свидетельстве, в договоре должен быть определен порядок оплаты недостающей суммы.
Орган исполнительной власти (уполномоченный орган) в течение пяти рабочих дней со дня поступления договора купли-продажи жилого помещения осуществляет соответствующую проверку и при отсутствии замечаний передает в территориальный орган федерального казначейства копии договора купли-продажи и Свидетельства и платежный документ на зачисление на блокированный счет гражданина - владельца Свидетельства для последующего перечисления средств продавцу жилья по договору купли-продажи жилого помещения.
Далее описаны действия Банка по зачислению средств на именной блокированный счет гражданина - владельца Свидетельства и направлению в орган исполнительной власти (уполномоченный орган) выписки с именного блокированного счета с указанием даты проведения операции и суммы, а также подлинник Свидетельства.
Как усматривается из представленной суду копии решения Цумадинского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГг. об установлении принадлежности правоустанавливающего документа, суд пришел к выводу, что установление факта принадлежности свидетельства ФИО1 имеет юридическое значение, так как позволяет ему реализовать свое право на получение субсидий.
Вместе с тем, как усматривается из свидетельства № истец со дня вынесения решения Цумадинского районного суда РД, а именно с августа 2008г. само свидетельство получил лишь 09.02.2011г., то есть спустя длительное время, в суд за реализацией права по указанному свидетельству обратился лишь в 2021г., тоже спустя более 3 лет. Истцом во исполнение п. «А» раздела 111 Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа не представлены доказательства предоставления в пределах срока исковой давности зарегистрированного в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок договора купли-продажи жилого помещения на приобретение которого могли быть использованы субсидии.
Таким образом, истцом не представлены суду доказательства в подтверждение того, что им были предприняты меры для реализации Свидетельства выданного ему ФИО7 РД предусмотренные вышеуказанным порядком, что свидетельствует о необоснованности заявленных требований к ФИО7 РД, в связи с чем не подлежащих удовлетворению.
Министерством финансов России, Министерством строительства РД, ФИО7 РД заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как усматривается из материалов дела, после получения свидетельства № ФИО1 открыл 14.02.2011г. блокированный счет в Сбербанке. Со дня вынесения решения Цумадинского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГг. об установлении принадлежности правоустанавливающего документа, а также со дня получения свидетельства №.02.2011г. прошло три и более лет, однако истец обратился в суд лишь в 2021г., то есть по истечение срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Истец не представил доказательства осуществления действий по реализации своего права, основанного на свидетельстве № до обращения в суд с указанным иском в пределах срока исковой давности.
Доказательств о том, что срок обращения в суд, установленный ст. 196 ГК РФ пропущен им по уважительной причине, истец суду не представил.
Таким образом, суд, с учетом вышеуказанных обстоятельств, в том числе в связи с пропуском истцом срока исковой давности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований искового заявления ФИО1 об обязании ФИО7 Республики Дагестан незамедлительно перечислить причитающуюся сумму по свидетельству № и обязании Министерство Финансов РФ перечислить средства федерального бюджета для предоставления безвозмездной субсидии ФИО1 на счет органа исполнительной власти Республики Дагестан.
Ввиду того, что судом отказано истцу в иске по вышеуказанным требованиям, оснований для взыскания судебных расходов и замене истца его правопреемником не имеется, в связи с чем в указанной части суд полагает необходимым отказать в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Министерству финансов РФ, ФИО7 РД об обязании ФИО7 Республики Дагестан незамедлительно перечислить причитающуюся сумму по свидетельству № на субсидию гражданину ФИО1 лишившемуся жилья или части жилья его в результате стихийного бедствия на соответствующий счет в Сберегательном банке России, обязании Министерство Финансов РФ перечислить средства федерального бюджета для предоставления безвозмездной субсидии ФИО1 на счет органа исполнительной власти Республики Дагестан, взыскании с ФИО7 РД, Министерства финансов РФ, судебные расходы на оплату услуг ФИО7 в размере 50 000 рублей, замене истца: ФИО1 его правопреемником ФИО2 в части взыскания судебных расходов на оплату услуг ФИО7 и определить получателем средств на оплату услуг ФИО7 ФИО3, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Д.А. Шуаев