дело № 2-1571/2019
16RS0037-01-2019-002056-57
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 октября 2019 года город Бугульма
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Бикмухаметовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания Нагорновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирлась Елены Николаевны и Степанова Александра Алексеевича к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об определении долей в праве общей собственности на жилое помещение и признании права собственности в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л:
Кирлась Е.Н. и Степанов А.А. обратились в суд с иском к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об определении долей в праве общей собственности на жилое помещение и признании права собственности в силу приобретательной давности.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 14 декабря 1996 года в общую совместную собственность ФИО1, Степановой Е.Н. и Степанова А.А. передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Наследников, принявших наследство, после его смерти не имеется.
В указанном жилом помещении с 21 мая 1993 года по настоящее время проживают истцы и несут бремя его содержания.
Истцы просят определить доли ФИО1, Кирлась Е.Н. и Степанова А.А. в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, по <данные изъяты> доли за каждым и признать за истцами в силу приобретательной давности право на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение за каждым.
В судебном заседании истцы Кирлась Е.Н. и Степанов А.А., а также их представитель Корсаков В.Н. исковые требования поддержали.
Представитель исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён.
Третье лицо Степанова Е.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Как закреплено в статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)
По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц
В силу пункта 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Согласно статье 3.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Из материалов дела видно, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 14 декабря 1996 года в совместную собственность ФИО1, Степановой Е.Н. и Степанова А.А. передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что по состоянию на 02 сентября 2019 года сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанное жилое помещение в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В соответствии с сообщением Бугульминского подразделения Альметьевского филиала акционерного общества «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» от 02 сентября 2019 года по состоянию на 01 января 2000 года право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано за ФИО1, Степановой Е.Н. и Степановым А.А. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 14 декабря 1996 года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
Судом установлено, что при жизни ФИО1 доли в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, между участниками договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 14 декабря 1996 года не были определены.
Поскольку в настоящее время один из участников общей собственности на жилое помещение умер, суд считает, что доли ФИО1, Степановой Е.Н. и Степанова А.А. подлежат определению в равных долях по <данные изъяты> доли за каждым.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Из материалов дела видно, что 15 марта 1985 года между ФИО1 и ФИО2 заключен брак, что подтверждается записью акта о заключении брака №.
Отделом записи актов гражданского состояния исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан предоставлена информация об отсутствии сведений о расторжении брака и рождении детей у ФИО1.
Из ответов нотариусов Бугульминского нотариального округа Республики Татарстан видно, что наследственного дела после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в единой информационной системе нотариата не имеется.
Как следует из ответа отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Бугульминскому району Республики Татарстан, ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учёта ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью. На день его смерти и по настоящее время по указанному адресу зарегистрированы Кирлась Е.Н. (с 21 мая 1993 года) и Степанов А.А. (с 21 мая 1993 года).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы просят признать за ними право собственности на долю ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в силу приобретательной давности.
Разрешая данное требование, суд исходит из того, что длительность добросовестного владения Кирлась Е.Н. и Степанова А.А. спорной квартирой, которая должна исчисляться со дня смерти ФИО1, на момент обращения в суд с данным иском превышает девятнадцать лет, что превышает установленный статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимый восемнадцатилетний срок (пятнадцать лет давностного владения и три года исковой давности по требованиям об истребовании имущества в соответствии со статьями 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учётом изложенного суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленного требования, признав за истцами в силу приобретательной давности право на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за каждым.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление Кирлась Елены Николаевны и Степанова Александра Алексеевича к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об определении долей в праве общей собственности на жилое помещение и признании права собственности в силу приобретательной давности удовлетворить.
Определить доли ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, Кирлась Елены Николаевны и Степанова Александра Алексеевича в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по <данные изъяты> доли за каждым.
Признать за Кирлась Еленой Николаевной право на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за Степановым Александром Алексеевичем право на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.
Судья Бикмухаметова З.Ш.
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2019 года.