Дело № 2-1141/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2019 года Дмитровский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Черкашиной О.А.,
при секретаре Стародубцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирзабалаева ФИО8 к Воробьевой ФИО9 о регистрации перехода права собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Истец Мирзабалаев Ф.З. обратился в суд с иском к ответчику Воробьевой Г.А. о регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком Воробьевой Г.А. был заключен нотариально удостоверенный договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:4:03:2:69:7 площадью 1 014 кв.м. по адресу: <адрес>
Переход права собственности по данному договору от продавца к покупателю в установленном порядке не был зарегистрирован.
В настоящее время истец лишен возможности провести регистрацию перехода права собственности во внесудебном порядке по причине неизвестности местонахождения продавца.
В судебное заседание представитель истца Мирзабалаев Ф.З. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Сыроегина Е.А. явилась, требования поддерживает, настаивает на удовлетворении иска.
Просит произвести регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
Ответчик Воробьева Г.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67).
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).
О дате и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, в том числе, с учетом положений ст. 6 ГПК РФ, телеграммой.
Ходатайств об отложении рассмотрения настоящего дела от ответчиков не поступало.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса стороны самостоятельно распоряжаются своими материальными и процессуальными правами. В отношении участия в судебном заседании это означает возможность вести свои дела как лично, так и через своего представителя (ч. 1 ст. 48 ГПК РФ), представлять доказательства, давать письменные объяснения (ст. 135 ГК РФ), а равно отказаться от участия в деле.
Возможность принудительного участия стороны и ее представителя в деле нормами ГПК РФ не предусмотрена.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
О времени и месте судебного разбирательства ответчик извещались надлежащим образом, тем самым обязанность суда по извещению ответчиков выполнена.
Представители Администрации <данные изъяты>, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Мнение по иску не выражено.
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ переход к покупателю права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Пункт 1 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что несоблюдение, в случаях установленных законом требований о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность и такая сделка является ничтожной.
Однако, действующее гражданское законодательство РФ, регулирующее возникшие правоотношения, не устанавливает каких-либо особых положений для сделок, которые при отсутствии государственной регистрации считаются незаключенными, а с учетом того, что требование п. 3 ст. 165 ГК РФ носит общий характер и сторона, заинтересованная в государственной регистрации сделки, вправе предъявить в суд требование о ее регистрации и тогда, когда в соответствии с законом сделка при отсутствии регистрации считается незаключенной, то отсутствие регистрации договора купли-продажи не свидетельствуют о том, что указанный договор не был заключен сторонами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом Мирзабалаевым Ф.З. и ответчиком Воробьевой Г.А. был заключен нотариально удостоверенный договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. по адресу: <адрес> (л.д. 8-11).
Переход права собственности по данному договору от продавца к покупателю в установленном порядке не был зарегистрирован.
В настоящее время истец лишен возможности провести регистрацию перехода права собственности во внесудебном порядке по причине неизвестности местонахождения продавца, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно разъяснениям в п. 60 и п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которых отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Суд принимает во внимание, что из условий договоров купли-продажи земельного участка от 15 июля 2000 года следует, что расчет между сторонами по договору произведены полностью до его подписания (п. 2.3).
В этот же день подписан и передаточный акт, что свидетельствует о том, что фактически передача и прием указанного имущества сторонами осуществлены. Доказательств обратного не имеется.
С учетом указанного обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что договор с отчуждением недвижимого имущества был заключен в требуемой форме и сторонами исполнен.
Несмотря на то, что переход права собственности не был зарегистрирован, указанный договор становятся обязательными для сторон.
Данное имущество является предметом исполненного обязательства, возникшего из надлежащего договора, приобретатель является законным владельцем имущества, хотя право собственности до момента государственной регистрации сохраняется за лицом, которое произвело его отчуждение.
Согласно ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации, при наличии волеизъявления сторон на совершение сделки купли-продажи недвижимого имущества, и заключение договора по форме и содержанию, соответствуют действующему законодательству, само по себе не влечет признание сделки ничтожной. В каждом конкретном случае следует выяснять причины, по которым такая государственная регистрация не была осуществлена.
Нормы действующего гражданского законодательства РФ, регулирующие порядок заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, не устанавливают требование о государственной регистрации в качестве условия действительности договора.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Произвести регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ от Воробьевой ФИО10 к Мирзабалаеву ФИО11.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дмитровский городской суд <адрес> в течение месяца.
Федеральный судья Черкашина О.А.