Дело № 2-1772/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2013 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Легкового В.В.,
при секретаре Якуповой А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к Правительству Республики Башкортостан об обязании поставить на учет бесхозяйный скотомогильник;
У С Т А Н О В И Л:
В Уфимский районный суд Республики Башкортостан поступило исковое заявление прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к Правительству Республики Башкортостан об обязании поставить на учет бесхозяйный скотомогильник, расположенный на расстоянии <данные изъяты> км. юго-западнее <адрес> Уфимского района Республики Башкортостан.
В судебном заседании истец - помощник прокурора Уфимского района Республики Башкортостан Еникеев Л.Р. исковые требования поддержал в полном объеме и в обосновании привел обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просит удовлетворить иск.
Ответчик - Правительство Республики Башкортостан, извещенное о дне, времени, месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились. Представили суду возражения на иск согласно которым, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 15 данного федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 50 указанного Федерального закона для муниципальных образований предусмотрена возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Содержащееся в пункте 6.10 Правил предписание о возложении на местную администрацию ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование находящихся в ее ведении скотомогильников (биотермических ям) Верховным Судом Российской Федерации было признано соответствующим требованиям федерального закона (определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №КАС06-193).
Из указанных норм усматривается, что федеральное законодательство позволяет муниципальным образованиям иметь в собственности скотомогильники (биотермические ямы).
Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на скотомогильник, который не имеет собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, бесхозяйная вещь может быть обращена только в муниципальную собственность и только по решению суда по истечении года со дня постанови бесхозяйной недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которой она находится.
Таким образом, бесхозяйные скотомогильники согласно порядку, определенному гражданским законодательством, должны быть обращены в муниципальную собственность.
На основании изложенного Правительство Республики Башкортостан просит в удовлетворении исковых требований прокурора Уфимского района Республики Башкортостан отказать.
Представитель ГБУ Уфимская районная ветеринарная станция РБ Вареник А.Ю. привлеченный в качестве третьего лица в судебном заседании поясняет следующее:
- скотомогильник расположен в <данные изъяты> м от <адрес> и <данные изъяты> м от животноводческой фермы, эксплуатируется ООО АФ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года.
В нарушении Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ №), раздел 5 п. 5.1, ООО АФ «<данные изъяты>» выбором и отводом земельного участка не занимался.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов п.п. 5.3, 5.4., 5.6, 5.8, 5.9., 5.10 скотомогильник не соответствует вышеуказанным требованиям.
В соответствии с п. 6.10 вышеуказанных Правил ГБУ Уфимская районная ветеринарная станция РБ считает, что ответственным за устройство, санитарное состояние и оборудование эксплуатируемого скотомогильника является ООО АФ «<данные изъяты>».
Представитель ООО АФ «<данные изъяты>» Гадельшин А.А., действующий по доверенности с иском согласился.
Представитель ФГУ УПХ «<данные изъяты>» Мустафина А.А., действующая по доверенности с иском согласилась.
Представитель ОАО «<данные изъяты>» Лисова Л.О. с иском согласилась.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав стороны изучив и оценив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Уфимского района Республики Башкортостан по поручению прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в отношении бесхозяйных скотомогильников.
Установлено, что на расстоянии на расстоянии 2 км. юго-западнее <адрес> Республики Башкортостан. расположен скотомогильник общей площадью 20 кв.м., представляющий собой закопанную железную емкость.
Данный скотомогильник не имеет собственника, ни у кого на балансе не числится, то есть является бесхозяйным. Документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на указанный объект отсутствуют.
Статус вышеназванного скотомогильника как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения Уфимского района, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в собственность для обеспечения безопасности, с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.
Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу действующего законодательства, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального загона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности,
Согласно ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляется право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанный бесхозяйный недвижимый объект -скотомогильник, ненадлежащее состояние которого в силу того, что он никому не принадлежит, реально угрожает созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы.
Учитывая, что Правительством Республики Башкортостан не приняты меры по постановке на учет данного скотомогильника, на данный момент существует угроза обеспечения безопасности граждан, охраны их жизни и здоровья.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация. Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к Правительству Республики Башкортостан об обязании поставить на учет бесхозяйный скотомогильник обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд учитывает имеющуюся судебную практику Верховного Суда РБ по подобным искам прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. ░░░-░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░-░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: | ░░░░░░░░ ░.░. |
20.05.13