Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Балтийск 19 января 2016 года
Судья Балтийского городского суда Калининградской области Смыкова Г.А.,
при секретаре Карповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большакова Н.А. к Администрации МО городское поселение «Город Балтийск» о признании незаконным отказ в приватизации и признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Большаков Н.А. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ администрации МО городское поселение «Город Балтийск» за исх. «…» от 18 сентября 2015 года в приватизации земельного участка с кадастровым номером «…» площадью 674 кв.м, находящегося в СНТ «…», как несоответствующий закону и нарушающий его права и интересы, а также признать за ним право собственности на указанный земельный участок в порядке приватизации.
В обоснование своих требований истец указал, что постановлением главы администрации города Балтийска Калининградской области «…» от 17.01.1994 года для коллективного садоводства и огородничества СНТ «…» был предоставлен земельный участок площадью 5,9 га в районе очистных сооружений к морю. Он является членом СНТ «…» с момента образования садового общества и пользуется земельным участком № 51 с кадастровым номером «…», площадью 674 кв.м. Истец полагает, что в силу норм п. 2 ст. 15, п.2 ст. 81 Земельного кодекса РФ, п.п.1, 4, 6 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», п. 3.4 ст. 3 Устава СНТ «…» имеет право на предоставление органом местного самоуправления садового земельного участка в собственность бесплатно, так как наличествуют все обязательнее условия: членство в СНТ, вхождение участка в состав земельного участка, образующего территорию СНТ, нахождение земельного участка во владении и пользовании гражданина в соответствии с проектом организации и застройки территории СНТ. Между тем, на его обращение к ответчику с просьбой о приватизации спорного земельного участка получил отказ со ссылкой на распоряжение главы БГО от 30.04.2008 г. № 138-р о временном приостановлении приватизации земельных участков в данном районе, в связи с которым МО Балтийский Муниципальный район приостановил предоставление в собственность земельных участков, расположенных в 300 метровой санитарно-защитной зоне очистных сооружений.
Указывает, что решением «…» суда от 16 февраля 2015 года распоряжение главы БГО от 30.04.2008 года № 138-р признано незаконным.
Отказ в приватизации его земельного участка Большаков Н.А. считает незаконным, поскольку ст. 27 Земельного кодекса РФ установлен ограниченный перечень земельных участков, изъятый из оборота и ограниченных в обороте, приватизация которых запрещена. В данном перечне отсутствуют земельные участки, предоставленные для размещения очистных сооружений и их санитарно-защитных зон.
Кроме того, органом местного самоуправления не принято никаких мер по уменьшению санитарно-защитной зоны очистных сооружений, границы зоны на местности не определены, в установленном законом порядке обременения в отношении его земельного участка не зарегистрированы, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
В иске Большаков Н.А. ссылается на решение «…» суда от 16.02.2015 года, которым было признано право собственности на соседний земельный участок № 23, расположенный в СНТ «…» с кадастровым номером «…» площадью 661 кв.м.
В судебном заседании Большаков Н.А. настаивал на заявленных исковых требованиях, указав, что кроме его земельного участка в 300 метровую санитарно- защитную зону очистных сооружений входят и другие земельные участки, находящиеся в СНТ «…». Тем не менее, большинство земельных участков владельцами приватизировано, при этом ссылался на постановление главы администрации городского поселения «Город Балтийск» от 18.08.2015 года «…», которым была разрешена приватизация соседнего участка № 46 с кадастровым номером «…» площадью 713 кв.м., что, по мнению истца, свидетельствует об индивидуальном и выборочном подходе к правам граждан на приватизацию земельных участков.
Представитель Администрации МО городское поселение «Город Балтийск» Балунова И.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, указав на отсутствие оснований для приватизации земельных участков, расположенных в 300 метровой санитарной зоне очистных сооружений.
МУП «Балтводоканал», привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, своего представителя в суд не направил, сославшись на болезнь юриста, с иском не согласился.
Проверив доводы искового заявления, выслушав объяснения участников судебного разбирательства и изучив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст. 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст. 36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.3 ст. 36). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Согласно ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным, не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно части 2.7 указанной статьи 3 до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации города Балтийска Калининградской области № «…» от 17.01.1994 года для коллективного садоводства и огородничества СНТ «…» был предоставлен земельный участок площадью 5,9 га в районе очистных сооружений, к морю.
Из кадастрового плана территории по состоянию на 15 декабря 2015 года следует, что земельные участки СНТ «…» образуют кадастровый квартал площадью 6,02 га, с номером кадастрового квартала «…», с разрешенным использованием для садоводства и огородничества.
Исходя из пункта 2.1 Устава СНТ «…» членом товарищества может быть любой гражданин России, достигший возраста 18 лет, изъявивший желание принять участие в осуществлении целей и задач товарищества и имеющий земельный участок в границах этого товарищества.
Пунктом 2.2. Устава предусмотрено, что физические лица, получившие участок согласно договору купли- продажи, по наследству или другим сделкам принимаются в члены действующего товарищества общим собранием садоводов на основании решения правления, после чего в течение одного месяца, каждому члену выдаются членские книжки.
Судом установлено, что Большаков Н.А. в 1995 году был включен в списки пользователей земельных участков и принят в члены данного товарищества с предоставлением в пользование земельного участка № 51 площадью 0,0674 га. на основании протокола общего собрания. Данный земельный участок имеет кадастровый номер «…».
Как следует из представленных материалов, описания местоположения границ земельного участка, садовый участок № 51, площадью 0,0674 га., имеющий кадастровый номер «…», расположен в пределах земельного участка, отведенного под СНТ «Гавань Балтийска, границы которого установлены в соответствии с кадастровым планом территории.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Большаков Н.А., воспользовавшись своим правом, предоставленным действующим законодательством, обоснованно обратился в Администрацию с заявлением о приватизации спорного земельного участка и оснований к отказу ему в приватизации этого участка не имелось. Доводы ответчика о том, что спорный земельный участок расположен в 300 метровой санитарно - защитной зоне, что препятствует его приватизации, суд отвергает по следующим основаниям.
В силу ст. 218 ГК РФ граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности ( п.2 ст. 15 ЗК РФ).
Согласно приведенной части 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в собственность не могут быть переданы земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте на основании норм земельного законодательства.
Земли СНТ «…» к таким землям не относятся, поэтому то обстоятельство, что земельный участок истца находится в зоне очистных сооружений, на его права, как члена СНТ «…» по приобретению в собственность занимаемого им земельного участка не влияет, и основанием к отказу в удовлетворении заявленного иска являться не может.
В п.1 ст. 43 ЗК РФ закреплено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Как следует из абзаца второго пункта 3 статьи 87 ЗК РФ земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Анализируя вышеуказанные нормы суд приходит к выводу, что оборот земель в санитарно-защитной зоне может быть ограничен не во всяком случае, а лишь исходя из режима хозяйственной деятельности объектов, для которых устанавливается санитарно-защитная зона. Одновременно из приведенных норм права не усматривается прямого абсолютного запрета на оборот земель в границах такой зоны и в частности приватизации земельных участков, расположенных в садово-огороднических товариществах.
Кроме того, из смысла положений, регулирующих ограничение оборотоспособности земли следует, что указанные территории (участки земли, зоны и т.д.) должны быть четко обозначены на местности, т.е. определены их границы, протяженность и т.д. При этом в соответствии с требованиями ст. 131 ГК РФ любое ограничение права (собственности, других вещных прав) на недвижимое имущество в обязательном порядке подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Закрепляя указанное требование, законодатель исходит из необходимости четкой фиксации наличия обременений в отношении указанных объектов гражданских прав.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно статьям 10, 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов.
Положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривают создание санитарно-защитной зоны вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях охраны атмосферного воздуха и условий жизнедеятельности окружающей среды.
Аналогичное требование предусмотрено пунктом 2 ст. 88 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, настоящие требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что установление санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств производится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в состав проекта.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени после реконструкции очистных сооружений, они так и не введены в действие, границы санитарно-защитной зоны на местности не определены, в установленном законом порядке обременения в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, не зарегистрированы, что подтверждается кадастровым планом земельного участка. Также ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что испрашиваемый земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации.
Суд учитывает, что земельный участок с кадастровым номером «…» находится в зоне С-2 (зона садово-огородных участков). Между тем, постановлением главы Балтийского городского округа № 991 от 24.07.2008 года были внесены изменения в постановление главы Балтийского городского округа от 19.10.1999 года № 389 «О запрете строительства и постоянного проживания в санитарно-защитной зоне городских очистных сооружений» и фактически было запрещено в санитарно-защитной зоне строительство садовых домиков, однако никаких запретов на приватизацию земельных участков не устанавливалось.
Кроме того, суд учитывает, что решением «…» суда от 16 февраля 2015 года, вступившим в законную силу, распоряжение Главы БГО № 138р от 20.04.2008 года, которым было приостановлено предоставление в собственность земельных участков, расположенных в 300 метровой санитарно-защитной зоне очистных сооружений, признано незаконным, что имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Проанализировав приведённые в решении нормы материального права и оценив совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что у администрации МО ГП «Город Балтийск» не имелось оснований для отказа Большакову Н.А. в предоставлении в собственность на безвозмездной основе земельного участка с кадастровым номером «…» площадью 674 кв.м, отведенного для садоводства и огородничества, в связи с чем, отказ ответчика от 18 сентября 2015 года (исх. «…») о передаче спорного земельного участка в собственность истцу, следует признать незаконным.
С учётом установленных обстоятельств дела, признавая исследованные в судебном заседании доказательства достаточными и оценивая их в совокупности, суд приходит к окончательному выводу о том, что иск Большакова Н.А. подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ 18 ░░░░░░░░ 2015 ░. (░░░. «…») ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «…», ░░░░░░░░ 674 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.