копия
Дело № 2-2395
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи: Спицыной О.Н.
При секретаре: Гвоздевой А.В.
С участием прокурора: ФИО8
истца ФИО5;
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово
03 июля 2015 года
гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 о признании утратившим право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО3, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 о признании утратившим право пользования жилым помещением.
Просит признать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ утратившими право пользования жилым помещением - жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>
Заявленные исковые требования мотивировал тем, что он, ФИО2 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.
В указанном жилом доме зарегистрированы: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Ответчик ФИО3 является его племянником. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО3 попросил пустить его, сожительницу ФИО1 и сына ФИО4 для временного проживания и зарегистрировать их в доме, объяснив это тем, что ребенка необходимо зарегистрировать постоянно к родителям, чтобы поставить ребенка на учет в больницу и оформить в детский сад. Истец согласился, впустил ответчиков в спорный дом и зарегистрировал их в данном жилом помещении.
С ответчиками они никогда совместно не проживали, не вели совместное хозяйство, каких-либо соглашений не заключали, членами его семьи согласно ст. 31 ЖК РФ ответчики не являются.
Примерно в 2011 году ответчики забрали все свои вещи и выехали из дома в неизвестное для истца место жительства.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В настоящее время истец принял решение о продаже дома и земельного участка, однако покупатели отказываются приобретать их из-за наличия регистрации ответчиков.
Таким образом, регистрация ответчиков в спорном жилом помещении препятствует ему как собственнику в полном объеме в соответствии с законом осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащим мне имуществом.
Истец обратился в паспортный стол с просьбой снять ответчиков с регистрационного учета, однако ему пояснили, что согласно п. 128 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 288, снятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, дал показания аналогичные исковому заявлению. На удовлетворении требований настаивает, поскольку регистрация ответчиков ущемляет его права как собственника объекта недвижимости. Ответчики членами его семьи не являются. Несовершеннолетний ребенок ответчика ФИО3 проживает в детском доме, в связи с лишением ответчика ФИО9 родительских прав и нахождением ответчика ФИО3 в местах лишения свободы. Совместного хозяйства с ними не ведет, каких-либо соглашений не заключал.
В соответствии с ч.5 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, защищают в процессе их законные представители – родители.
Согласно ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Ответчик ФИО3, являющийся законным представителем несовершеннолетнего ответчика ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится в местах лишения свободы.
Несовершеннолетний ответчик ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживал в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.и ДД.ММ.ГГГГ. был переведен в МКОУ «Детский дом-школа №95» «Дом детства» (л.д.23) и имеет регистрацию по месту пребывания в <адрес> Д/Д (л.д.19). Возражений по иску не поступало.
Ответчик ФИО3, отбывает наказание в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области. Извещался судом в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ. Заявлял ходатайство о проведении видеоконференц-связи по данному гражданскому делу, которое было отклонено судом, поскольку в соответствии со статьей 77.1 УИК РФ, регламентирующей порядок привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве, не предусмотрено обязательное участие осужденных при рассмотрении гражданских дел. Представил письменные возражения, считает, требования истца нарушают его права и его несовершеннолетнего сына, гарантированные Конституцией РФ. Считает, что он имеет такие же права на спорную жилплощадь как и его сын прописанный в данном доме и их права защищены Конституцией РФ (л.д.37-40).
Ответчик ФИО1, извещенная в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, в суд не явилась. О причине неявки не сообщила, об отложении не просила. Заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие не поступало. В связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов гражданского судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Третьи лица - УФМС России по Кемеровской области, орган опеки и попечительства МКУ «Управление образования Беловского городского округа», орган опеки и попечительства Администрации Краснобродского городского округа, привлеченные судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика определением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-32, 35-36), в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили.
МКУ «Управление образования Беловского городского округа» сообщили, что не располагают сведениями о семье ответчика, так как с 2006 года пгт.Краснобродский приобрел статус городского округа и не относится в городу Белово (л.д.45).
Суд, заслушав истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора ФИО8, полагавшей заявленные требования обоснованными, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Согласно ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (ст. 30 ЖК РФ).
Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством собственник жилого помещения может использовать принадлежащую ему квартиру для собственного проживания и проживания членов его семьи, а также может предоставить ее во владение и пользование иным лицам по предусмотренным законом и договором основаниям.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» сам по себе факт регистрации не является определяющим обстоятельством признания членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными нормами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно п. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
Из приведенных норм права следует, что место жительства ребенка определяется родителями и их местом жительства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным.
В судебном заседании из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>. Основанием возникновения права является выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Территориальным управлением <адрес> городского округа <адрес> (л.д.5-6, 27).
В соответствии с нотариально удостоверенным договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированного в БТИ <адрес>, ФИО2 купил целый жилой дом по адресу <адрес>, №<адрес> расположенный на земельном участке 500 кв.м. (л.д.50).
Как показал в судебном заседании истец, в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме зарегистрированы ФИО3, ФИО1 и ФИО4. С ответчиками он никогда совместно не проживал, не вел совместное хозяйство, каких-либо соглашений не заключали, членами его семьи ответчики не являются, в жилом доме не проживают примерно с 2011 года.
Согласно данных домовой книги <адрес> (л.д.7-8) по данному адресу значатся зарегистрированными с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р..
Из представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выписки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д.68).
Из документов, представленных МКОУ «Детский <адрес>» <адрес>, посредством электронной почты (л.д.13-26) следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является воспитанником муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус оставшегося без попечения родителей.
Решением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишена родительских прав в отношении сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В иске о лишении родительских прав ФИО3 отказано.
Постановлением Администрации Краснобродского городского округа №67-п от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним ФИО4 закреплено право пользования квартирой по адресу: <адрес>.
Свидетели ФИО10, ФИО11, опрошенные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-57) и предупрежденные судом об уголовной ответственности, суду пояснили, что по адресу <адрес> никто не проживает уже длительное время, приблизительно с ДД.ММ.ГГГГ года. Ранее там проживали ФИО3, который в настоящее время находится в местах лишения свободы, ребенка забрали в детский дом, а Белякова ФИО6 ведет аморальный образ жизни, употребляет спиртные напитки. Истец восстанавливает дом, сажает огород.
Суд находит показания свидетелей соответствующими требованиям ст.ст.59-60 ГПК РФ и принимает их в качестве доказательств по делу.
Таким образом, судом установлено, что ответчики значатся зарегистрированным в жилом доме, принадлежащем истцу на праве собственности. Доказательств наличия каких-либо соглашений между истцом и ответчиками, предусматривающих право пользования спорным жилым помещением, суду не представлено. Членами семьи истца, ответчики не являются. Доказательств опровергающих данное обстоятельство суду не представлено.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу вышеприведенных норм закона право пользования жилым помещением у несовершеннолетних производно от наличия такого права у любого из их родителей.
Ответчик ФИО3 является отцом ответчика ФИО4 и они не являются членами семьи истца. Кроме того, за несовершеннолетним ФИО4 закреплено имущество принадлежащее ответчику ФИО3 на праве собственности.
Настоящие спорные правоотношения являются жилищными, а не семейными, в связи, с чем суд считает, что интересы несовершеннолетнего ребенка в данном случае не нарушаются.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.
Ответчиком ФИО3 не представлено доказательств подтверждающих возражения относительно заявленных истцом требований. Сам по себе факт регистрации не является определяющим обстоятельством признания членом семьи собственника жилого помещения.
Анализируя изложенное, суд считает, что у ответчиков отсутствует право пользования спорным жилым помещением, так как фактически ответчики в жилом доме не проживают, не являются совместно проживающими с истцом членами его семьи. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Доказательств обратному в порядке ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено. Изложенные обстоятельства существенным образом ограничивают права владения, пользования и распоряжения жилым помещением, принадлежащим истцу на праве собственности.
Согласно п. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в связи, с чем сама по себе регистрация не порождает никаких прав и обязанностей в отношении спорного жилого помещения.
В соответствии со ст. 7 Закон РФ от 25.06.1993г. № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. N713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда о признании утратившим право пользования жилым помещением.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства, проанализировав указанные выше положения законодательства, суд приходит к выводу, что ответчики должны быть признаны утратившими право пользования спорным жилым помещением.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда о признании утратившими право пользования жилым помещением является основанием для снятия ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учета по адресу: <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: (подпись) О.Н. Спицына
Копия верна
Судья: О.Н. Спицына