РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 8 февраля 2017 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И. Сабирзановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана поселка Кармалка – части муниципального образования «город Заинск» Заинского муниципального района, утвержденного решением Совета города Заинска Заинского муниципального района от 10 апреля 2014 года № 165, в части включения в границы поселка Кармалка участков, расположенных на землях лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан от 10 апреля 2014 года № 165 утвержден Генеральный план поселка Кармалка – части муниципального образования «город Заинск».
Данное решение и Генеральный план опубликованы в газете «Новый зай» № 28 от 16 апреля 2014 года, а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://zainsk.tatarstan.ru.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Генерального плана поселка Кармалка – части муниципального образования «город Заинск» в части включения в границы поселка Кармалка участков, расположенных на землях лесного фонда в части выделов 12, 13, 15, 16, 18, выделе 21 квартала 70, части выделов 1, 19 квартала 77 Заинского участкового лесничества Заинского лесничества Республики Татарстан.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам земельного, лесного, градостроительного законодательства и положениям Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», поскольку находящиеся в федеральной собственности лесные участки Генеральным планом включены в границы населенного пункта – поселок Кармалка с нарушением предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Таким образом, оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
В судебном заседании представитель административного истца А.А. Климаков административное исковое заявление поддержал.
Представитель Совета города Заинска В.В. Кудряшов административный иск не признал.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Р.Р. Камалова административное исковое заявление поддержала.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд, с учетом положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан».
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «город Заинск» является Совет города Заинска.
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ Совет города Заинска был вправе принять нормативный акт об утверждении генерального плана поселения или входящих в него населенных пунктов.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом города Заинска в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.
Обращаясь к доводам административного истца о несоблюдении процедуры принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1).
Нарушение установленного этим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Вместе с тем, согласно части 8 статьи 24, пункту 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (далее - Положение), действовавшего в период подготовки Генерального плана поселка Кармалка, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации, что следует из пункта 1 Положения об указанном министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40.
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения, Министерство регионального развития Российской Федерации было наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, в редакции, действовавшей на момент подготовки проекта оспариваемого Генерального плана, данное Федеральное агентство осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий; рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункты 5.4.2 и 5.4.3).
Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 20 и 23 Положения, отсутствие согласования Федеральным агентством лесного хозяйства проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Генерального плана поселка Кармалка не согласовывался с Федеральным агентством лесного хозяйства в установленном порядке.
Административным ответчиком не представлены суду доказательства направления органами местного самоуправления города Заинска в Министерство регионального развития Российской Федерации проекта данного документа территориального планирования в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 5 Положения.
При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана поселка Кармалка представляться на утверждение Совету города Заинска и утверждаться им не мог.
По результатам выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границей поселка Кармалка установлено включение земель лесного фонда в границы данного населенного пункта. Это обстоятельство также подтверждается схемой расположения границ, имеющимися в деле выписками из государственного лесного реестра, информацией, содержащейся в картах-схемах и не отрицается административным ответчиком.
Не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении административного иска доводы административного ответчика о согласовании проекта генерального плана исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, в том числе Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан, поскольку согласование документов территориального планирования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, законодательством не предусмотрено.
Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя Совета города Заинска о том, что спорные лесные участки были включены в границы поселка Кармалка – части муниципального образования, на основании нормативных правовых актов, изданных до утверждения оспариваемого Генерального плана, так как проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежит Генеральный план, утвержденный решением Совета города Заинска от 10 апреля 2014 года № 165, а не иные нормативные правовые акты.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план поселка Кармалка – части муниципального образования «город Заинск» Заинского муниципального района, утвержденного решением Совета города Заинска Заинского муниципального района от 10 апреля 2014 года № 165, в части включения в границы поселка Кармалка участков, расположенных на землях лесного фонда в части выделов 12, 13, 15, 16, 18, выделе 21 квартала 70, части выделов 1, 19 квартала 77 Заинского участкового лесничества Заинского лесничества Республики Татарстан.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете «Новый зай».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. КаминскийСправка: решение принято судом в окончательной форме 13 февраля 2017 года.
Судья Э.С. Каминский