Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-584/2021 ~ М-283/2021 от 24.03.2021

Гражданское дело № 2- 584/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Енисейск                                                                                             22 декабря 2021 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Яковенко Т.И.

при секретаре Ольховской К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпузович Любови Георгиевны к администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности постановки на учет с целью получения социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Карпузович Л.Г. обратилась в суд с иском к администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности постановки ее на учет, с целью получения социальной выплаты для приобретения жилья из второй очереди в список первой очереди предоставления жилищной субсидии.

Требования мотивировала тем, что совместно с членами своей семьи, 30.03.2007 года она была постановлена на учет с целью получения социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Законом Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края», на основании Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравнённых к ним местностей». По состоянию на 01.01.2020 г. согласно сведениям о гражданах, включенных в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по очереди «Пенсионеры», ее очерёдность составляет - 2895. Решением Енисейского районного суда Красноярского края от 29.03.2011 г. установлен факт нахождения ее в ссылке на поселении в п. Зырянка Енисейского района Красноярского края с 1951 года по 26.08.1954 года вместе с репрессированным по политическим мотивам Коптевым А.Г., заменившем ей отца, и реабилитированным прокуратурой Красноярского края 28.01.2005 года. В соответствии со ст. 1.1 Федерального закона от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» она была реабилитирована прокуратурой Красноярского края. Ссылаясь на указанный Федеральный закон, предусматривающий по ее мнению, право лиц, попавших под политические репрессии, на первоочередное получение жилья, полагала, что совместно с членами своей семьи должна быть перемещена из второй очереди в список первой очереди предоставления жилищной субсидии с целью приобретения жилья.

Истец Карпузович Л.Г. и ее представитель Нагорная Н.А., извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, в ранее представленном заявлении Карпузович Л.Г. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика – администрации Енисейского района Поротникова Е.М. в суд также не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном в суд отзыве на иск требования полагала необоснованными, ссылаясь на то, что Карпузович Л.Г. не является инвалидом 1 или 2 группы, а потому не может быть переведена в категорию граждан первой очереди для предоставления жилищных субсидий - «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего севера и приравнённых к ним местности)», установленной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравнённых к ним местностей».

Третьи лица - Министерство строительства Красноярского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, администрация Высокогорского сельсовета Енисейского района, МКУ «Центр имущественных отношения Енисейского района», извещенные о рассмотрении дела, в суд своих представителей не направили. В представленных возражениях на иск, представители Министерства строительства Красноярского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просили об отказе в иске, ссылаясь на необоснованность заявленных исковых требований, а также просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, Карпузович Л.Г., совместно с членами своей семьи (супругом и сыном) с 30.03.2007 года состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравнённых к ним местностей» по очереди (категории) «пенсионеры», с датой постановки на учет 30.03.2007 г., под номером 2607.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий.

В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Данным Федеральным законом установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

- инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

- инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено данным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее также - Правила), которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Формирование списков граждан-участников подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктами 24 - 26 Правил. В отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, список формируется по дате подачи заявления гражданами в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).

Согласно пункту 20 Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ, определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым: зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для: приобретения жилья определяется е момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17!

Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).

При этом под изменением условий, в связи с которыми возможен переход в другую категорию очередности, имеется в виду отнесение гражданина к другой категории граждан, которые поименованы в статье 2 Федерального закона № 125-ФЗ, в силу изменившегося правового положения гражданина.

Таким образом, в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями, в связи с чем, возможен переход в другую категорию очередности.

То есть, очередность получения государственной поддержки определяется социальным положением граждан и датой простановки на учет, преимущественное право имеют наиболее социально незащищенные категории граждан и состоящие на учете с более ранней даты. Предоставление жилищной субсидии гражданину осуществляется в пределах лимита бюджетных средств, выделяемых на реализацию Федерального закона только после предоставления социальной выплаты всем предыдущим категориям граждан и гражданам с более ранней датой постановки на учет.

В силу п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При обращении в суд, Карпузович Л.Г. обосновывала свои требования тем, что является реабилитированным в установленном законом порядке лицом, имеющим право на первоочередное получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

    Между тем, приведенные истом доводы основаны на неверном толковании норм закона.

    Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» предусмотрены последствия реабилитации жертв политических репрессий.

    Согласно статье 12 Закона Российской Федерации № 1761-1 реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.

При этом, исходя из статьи 13 Закона Российской Федерации № 1761-1, признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 16 указанного закона в действующей редакции).

Таким образом, названный Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.

Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Названный Закон определяет круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также ее общие правовые последствия, которые включают, в частности, восстановление в гражданстве Российской Федерации, в специальные званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, предоставление единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, возвращение (возмещение стоимости) утраченного в связи с репрессиями имущества.

Наряду с этим, статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе право на первоочередное получение жилья, а проживающим в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.

Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.

При этом, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ перечень этих льгот из статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, статья 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" была изложена в новой редакции и в настоящее время в ней не содержится указание на порядок предоставления жилья реабилитированным лицам, а также не предусмотрены льготы для лиц, вставших на учет для получения жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

В перечень лиц, которым жилищные субсидии в рамках указанного закона предоставляется в первую очередь или в иной очередности, лица, признанные реабилитированными, также не входят.

Поскольку в данном случае, условия, на основании которых Карпузович Л.Г. была поставлена на учет для получения жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, не изменились, к категории лиц, перечисленных статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, имеющих первоочередное право на получение жилищных субсидий, истец не относится, при этом указанный федеральный закон не предусматривает такой категории получателей жилищных субсидий, как реабилитированные лица, основания для удовлетворения искового заявления Карпузович Л.Г. отсутствуют. Внеочередное включение истца в список (списки) лиц, имеющих первоочередное право на получение жилищных субсидий, повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, включенных в такой список в установленном законом порядке, что в силу положений п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, недопустимо.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Карпузович Любови Георгиевны к администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности постановки на учет с целью получения социальной выплаты для приобретения жилья, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:                                            Т.И. Яковенко

Мотивированное решение составлено 30 декабря 2021 года

2-584/2021 ~ М-283/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карпузович Любовь Георгиевна
Ответчики
Администрация Енисейского района
Другие
МКУ "Центр имущественных отношений Енисейского раойна"
Министерство строительства Красноярского края
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Администрация Высокогорского сельсовета Енисейского района
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Яковенко Т.И.
Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
24.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2021Передача материалов судье
25.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.05.2021Предварительное судебное заседание
25.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
01.11.2021Судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2022Дело оформлено
01.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее