Дело № 2-1650/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2018 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) Космачевой О.В.
при секретаре Аксенцовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курносенко Натальи Геннадьевны к ТСЖ «Кремлевское подворье» о признании решения общего собрания собственников помещений дома недействительным, возложении обязанности по переносу мусорных контейнеров, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Собственник – <адрес> Курносенко Н.Г. обратилась в суд с иском (в редакции уточненных требований) к ТСЖ «Кремлевское подворье» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ об определении места размещения мусорных контейнеров, возложении обязанности по отнесению мусорных контейнеров в другое место на расстояние не менее 20 метров от жилого дома; взыскании денежной компенсации морального вреда (л.д. 23-25). В обоснование требований указала, что по вине ответчика, являющегося управляющей компанией многоквартирного жилого дома, в нарушение законодательства о санитарных нормах и правилах, установлены мусорные контейнеры на недопустимом расстоянии от окон квартиры.
В судебном заседании Курносенко Н.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлениях.
Представитель ТСЖ «Кремлевское подворье» Сафронов А.Н. в судебном заседании требования не признал в полном объёме по основаниям, указанным в представленном отзыве (л.д. 74-76). Указал, что перенос мусорных контейнеров с учетом плотности застройки технически не возможен; собственниками жилых помещений многоквартирного дома было принято решение об установке мусорных контейнеров именно в данном месте и с учетом, возможности по сокращению определенного законодателем расстояния для установки мусорных контейнеров, которое является законным и обоснованным.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.
Отходы производства и потребления, в том числе, радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 51 ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 вышеназванного Федерального закона)
Часть 1 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц. (ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ).
Одним из способов управления многоквартирным жилым домом, который могут выбрать собственники помещений в многоквартирном доме является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (ч.2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено, что Курносенко Н.Г. на основании договора на купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ являются собственником <адрес>; она зарегистрирована и проживает в ней совместно со своими несовершеннолетними дочерями ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28,29).
В 2011 году собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес> для управления многоквартирным домом принято решения о создании товарищества собственников жилья «Кремлевское подворье».
Согласно Уставу ТСЖ «Кремлевское подворье» последнее создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном жилом <адрес>, обеспечения эксплуатации этого комплекса (п.1.1); собственники жилья через товарищество реализуют права по распоряжению, пользованию, владению их совместной собственностью (п.3.1); товарищество обязано обеспечить выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном жилом доме (п. 9.1); органами управления товарищества являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества (12.1); высшим органом управления товарищества является общее собрание его членов (п.12.2). л.д. 84-99.
В соответствии с п. 2.1 Устава одной из целью и предметом созданного товарищества является обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния недвижимого имущества в жилищной сфере; обеспечение жилищно-коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также нанимателей жилых помещений и арендаторов жилых и нежилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Кремлевское подворье» с ООО «Экоресурс» заключен контракт на осуществление транспортировки вывоза отходов 3-5 классов опасности с территории (л.д. 52-53).
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 N 175, предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В судебном заседании Курносенко Н.Г. пояснила, что ответчиком мусорные контейнеры установлены с нарушением требований санитарного законодательства, а именно ближе 20 м от окон принадлежащей ей квартиры, в результате чего выделяющийся запах попадает в ее квартиру, она и дети вынуждены им дышать.
Факт допущенных ТСЖ «Кремлевское подворье» нарушений требований СанПиН 2.1.2.2645-10 при установке мусорных контейнеров установлен в ходе произведенных Управления Роспотребнадзора по Смоленской области измерений, а именно, согласно произведенным измерения расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома составило 13,2 м., и стороной ответчика не оспаривается.
По результатам выявленных нарушений Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области 11.05.2017 года ТСЖ «Кремлевское подворье» вынесено предостережение № 02-29 о недопустимости нарушения обязательных требований, ДД.ММ.ГГГГ – представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административному правонарушению, которым ТСЖ предписано принять меры по установке мусорных контейнеров в соответствии с действующим санитарным законодательством (л.д. 47, 57 обор.).
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Кремлевское подворье» за нарушение санитарно-эпидемиологических требований по данному факту привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10 00 руб. (л.д. 54-57).
В представленных возражениях ответчик ссылается на положения п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, предусматривающие в исключительных случаях с учетом сложившейся застройки размещение мусорной площадки на расстоянии до 8-10 метров, а также на результаты опроса собственников жилых помещений жилого дома по вопросу переноса установленных мусорных контейнеров, проведенного в период с 01 по 10 сентября 2016 года.
Пунктом п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года N 4690-88, предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Как следует из ответа первого заместителя главы администрации Ленинского района г. Смоленска, данного на обращение Курносенко Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование придомовой территории жилого <адрес> в ходе которого выявлено, что ограждение придомовой территории с фасада и торцов дома установлено на расстоянии менее 20 м по границам землеотвода, в связи с чем перенести в другое место контейнерную площадку не представляется возможным. (л.д. 41 об.).
Между тем, ответчиком доказательств согласования установленной на расстоянии 13,2 м от жилого дома мусорной контейнерной площадки в предписанном выше порядке, отсутствия возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, а также невозможности переноса и установки контейнерной площадки в ином месте с учетом сложившейся застройки суду по правилам ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Ответчиком в обоснование принятого решения по установке мусорных контейнеров в данном месте представлено в суд результаты письменного опроса собственников жилых помещений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам переноса установленных мусорных контейнеров (л.д. 7).
В силу ст.ст. 44-48 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии со ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса).
Так, согласно п.1 ст. 47.1 ЖК РФ в редакции, действовавшей на период проведения опроса) в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 44 ЖК РФ (в ред. ФЗ № 51-ФЗ от 06.07.2016 года) к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
По правилам ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Сторонами суду не представлено доказательств соблюдения установленной ЖК РФ процедуры проведения и документального закрепления решения общего собрания собственниками жилых помещений <адрес>. Более того, стороной ответчика не оспаривается, что проведенный опрос собственников жилых помещений жилого дома решением общего собрания не является, а имело место лишь выявления мнения собственников по вопросу переноса мусорного контейнера.
При таком положении, представленные ответчиком результаты опроса не могут рассматриваться как решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
Таким образом, исковые требования Курносенко Н.Г. о признании незаконным решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по вопросу места размещения мусорных контейнеров не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием оспариваемого решения и проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
При таком положении, с учетом имеющихся нарушений санитарного законодательства, допущенных ответчиком при размещении мусорных контейнеров, исковые требования Курносенко Н.Г. о возложении обязанности на ответчика по отнесению мусорных контейнеров в другое место подлежат удовлетворению.
С учетом характера проведения работ срок завершения таких работ суд по правилам ст. 206 ГПК РФ считает необходимым установить в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что обязанность по организации благоприятных и безопасных условий проживания граждан предусмотрена законом, в данном случае нормами ЖК РФ, и относится к целям деятельности ответчика, поскольку на отношения, возникающие из договора управления многоквартирным домом, распространяются положения Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», суд на основании ст.15 данного Закона, исходя из объема допущенных ТСЖ «Кремлевское подворье» нарушений прав истца, как потребителей соответствующих (работ) услуг, характера таких нарушений, требований разумности и справедливости, взыскивает в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб.
Уплата госпошлины в сумме 600 руб. возлагается на ответчика по правилам ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Курносенко Натальи Геннадьевны удовлетворить частично.
Обязать ТСЖ «Кремлевское подворье» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу перенести и установить мусорные контейнеры в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» на расстоянии не менее 20 метров от многоквартирного жилого <адрес>.
Взыскать с ТСЖ «Кремлевское подворье» в пользу Курносенко Натальи Геннадьевны в возмещение морального вреда 1000 руб. и 600 руб. в возврат госпошлины.
В остальной части иска Курносенко Н.Г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Председательствующий судья О.В. Космачева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.