Решение по делу № 12-1024/2016 от 18.11.2016

Дело № 12-1024/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

23 декабря 2016 года                                г.Чебоксары

Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Николаев М.Н., рассмотрев жалобу Шмелевой Л.Н. на постановление врио зам. начальника отдела ОП № 3 УМВД России по г. Чебоксары по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шмелевой Л.Н.,

установил:

Постановлением врио зам. начальника отдела ОП № 3 УМВД России по г. Чебоксары Шмелева Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

В жалобе Шмелевой Л.Н. ставится вопрос об отмене постановления по делу, по тем основаниям, что в соответствии с примечаниями к ст. 19.15.1 ч.1 КоАП РФ ответственность не возникнет, если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

В судебное заседание Шмелева Л.Н. не явилась.

Представитель Управления МВД РФ по г. Чебоксары Тихонова Н.А. в удовлетворении жалобы просила отказать, постановление оставить без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Тихонову Н.А., проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства об административном правонарушении является всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Шмелева Л.Н. привлечена к административной ответственности за то, что, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, допустила проживание без регистрации дочери Шмелевой А.А., с тем самым нарушив ч. 3 ст. 3, ст. 6 Федерального закона от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и п.35 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 года «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ». Данный факт выявлен должностным лицом при оказании государственной услуги по регистрационному учету граждан

Ее действия квалифицированы по ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного ст. 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

В силу п.16 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Исходя из содержания пунктов 5, 6, 18, 28 Правил, а также приложения 3 к административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от , заявление о регистрации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации по месту жительства подается его законным представителем.

Таким образом, в семидневный срок со дня прибытия к месту жительства регистрации подлежат все граждане Российской Федерации вне зависимости от их возраста.

Нарушение требований Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8 Правил).

Пункт 35 Правил устанавливает, что в случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по установленной форме.

Согласно ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Из содержания приведенных норм следует, что часть 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ содержит два состава административных правонарушений, при этом самостоятельными субъектами правонарушения являются:

1)    граждане Российской Федерации;

2)    наниматели, собственники жилого помещения (физические лица);

3)    юридические лица.

Для каждого из приведенных субъектов административных правонарушений, предусмотренных частъю 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, установлены различные размеры административного штрафа, при этом основания для освобождения от административной ответственности в примечании к статье 19.15.1 КоАП РФ установлены лишь в отношении гражданина Российской Федерации и не могут быть применены к нанимателю, собственнику жилого помещения, которые являются самостоятельными субъектами административной ответственности.

Статьей 19.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Субъекты данных правонарушений разделены на граждан Российской Федерации и собственников (нанимателей) жилых помещений, при этом для каждого из указанного субъекта в примечании к статье 19.15.2 КоАП РФ, в отличие от примечания к ст. 19.15.1 КоАП РФ, предусмотрены самостоятельные основания для освобождения к административной ответственности.

Действующим законодательством установлен различный объем прав для гражданина Российской Федерации, прибывающего к месту жительства (прибывающая сторона), и нанимателя (собственника) жилого помещения, предоставляющего гражданину Российской Федерации жилое помещение для проживания (принимающая сторона).

Прибывающая для проживания в жилом помещение сторона находится в зависимом положении от принимающей стороны, которая самостоятельно принимает решение о вселении и возможности проживания в жилом помещении прибывающей стороны. При этом Правилами для каждой их сторон предусмотрены разные обязанности, направленные на обеспечение требований об обязательности регистрации в органах регистрационного учета каждого гражданина по месту жительства (пребывания).

Гражданин Российской Федерации (прибывающая сторона) лишен возможности зарегистрироваться в жилом помещении без согласия нанимателя (собственника) жилого помещения, о чем свидетельствует необходимость представления документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, а также наличие письменного согласия принимающей стороны о вселении в жилое помещение гражданина Российской Федерации в заявлениях о регистрации по месту жительства (пребыванию); формы которых установлены административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от

В случае, когда вселение в жилое помещение и проживание в нем прибывающей стороны происходит вопреки воле нанимателя (собственника), например по судебному решению, при этом прибывший гражданин Российской Федерации не исполняет обязанность по регистрации по месту жительства (пребывания), собственник (наниматель) имеет возможность исполнения возложенных на него статей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом путем уведомления соответствующих органов в порядке, предусмотренном пунктом 35 Правил.

Постановлением врио зам. начальника отдела ОП № 3 УМВД России по г. Чебоксары Шмелева Л.Н. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ как собственник жилого помещения, допустивший проживание в этом жилом помещении гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства свыше установленного законом срока.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Шмелевой Л.Н. подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от ; копией свидетельства о рождении Шмелевой А.А., заявлением о регистрации по месту жительства.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о виновности Шмелевой Л.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5.1 КоАП РФ.

С доводом жалобы об отсутствии в действиях Шмелевой Л.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ, суд не соглашается, поскольку он основан на неверном и расширительном толковании норм КоАП РФ.

Примечанием к статье 19.15.1 КоАП РФ установлено, что граждане Российской Федерации в определенных случаях освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей.

Согласно абзацу 6 указанного примечания граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.15.1 КоАП РФ, в случае, если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Указанный абзац примечания подлежит применению лишь в случае, когда субъектом административного правонарушения является гражданин Российской Федерации, проживающий по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации, при этом данный гражданин Российской Федерации проживает совместно с нанимателем (собственником) жилого помещения и находится с ним в конкретных родственных отношениях, а в силу ряда причин (например, наличие у собственника нескольких жилых помещений в собственности) сам наниматель (собственник) не зарегистрирован по месту пребывания или жительства в жилом помещении. Освобождает от административной ответственности субъекта гражданина Российской Федерации за проживание без регистрации, но не освобождает нанимателя (собственника) жилого помещения от административной ответственности за допущение проживания гражданина Российской Федерации по месту жительства без регистрации свыше установленных законом сроков. Применение абзацев 5 и 6 примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ зависит от наличии регистрации нанимателя (собственника) в жилом помещении, в котором проживает без регистрации его близкий родственник - гражданин Российской Федерации, или же факта совместного проживания нанимателя (собственника) в жилом помещении с гражданином Российской Федерации.

Если наниматель (собственник) имеет регистрацию в жилом помещении, то его близкий родственник - гражданин Российской Федерации, проживающий в данном жилом помещении без регистрации свыше установленных сроков, подлежит освобождению на основании абзаца 5 примечания, при этом совместное проживание нанимателя (собственника) с гражданином Российской Федерации не требуется. В случае, если имеется совместное проживание нанимателя (собственника) с гражданином Российской Федерации - близким родственником, при этом ни один из них не зарегистрировался по месту жительства (пребывания) в жилом помещении, то гражданин Российской Федерации подлежит освобождению от административной ответственности по части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ за проживание по месту пребывания или по месту жительства без регистрации на основании абзаца 6 примечания, однако, абзац 5 и 6 Примечания не освобождают нанимателя (собственника) от административной ответственности за допущение проживания в жилом помещении гражданина Российской Федерации - близкого родственника, без регистрации свыше установленных сроков.

Однако указанное примечание не распространяет свое действие на случаи, когда правонарушение совершено физическим лицом, которое является нанимателем (собственником) жилого помещения и имеет гражданство Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации и наниматель (собственник) жилого помещения, являющийся физическим лицом и имеющий гражданство Российской Федерации, для целей статьи 19.15.1 КоАП РФ и примечания к ней не являются тождественными понятиями, каждый из указанных лиц является самостоятельным субъектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.15.1 КоАП, поэтому наличие между указанными лицами близких родственных связей не влечет освобождение нанимателя (собственника) от административной ответственности, несмотря на наличие у него гражданства Российской Федерации.

Таким образом, обжалуемое заявителем постановление является законным и обоснованным, а потому оснований для его отмены или изменения не имеется. В связи с этим жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление врио зам. начальника отдела ОП № 3 УМВД России по г. Чебоксары по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шмелевой Л.Н. оставить без изменения, жалобу Шмелевой Л.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.Н. Николаев

    

12-1024/2016

Категория:
Административные
Другие
Шмелева Л.Н.
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары
Судья
Николаев Максим Николаевич
Статьи

19.15.01

Дело на странице суда
kalininsky.chv.sudrf.ru
18.11.2016Материалы переданы в производство судье
22.11.2016Истребованы материалы
25.11.2016Поступили истребованные материалы
23.12.2016Судебное заседание
23.12.2016Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее