Дело № 10RS0011-01-2020-014037-93 (2а- 453 /2021 (2а-7165/2020))
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.01.2021 г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Фролову Александру Дмитриевичу о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее – административный истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Фролову Александру Дмитриевичу (далее – административный ответчик, налогоплательщик), как с лица, зарегистрированного в период с 18.11.2016 по 27.04.2017 в качестве индивидуального предпринимателя, о взыскании обязательных платежей, а именно:
задолженность по пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», в размере 83,33 руб., исчисленных на недоимку в размере 12105 руб. за период 26.04.2017-17.05.2017,
обязанность по уплате которой не была исполнена налогоплательщиком согласно выставленному требованию № 90422 со сроком исполнения до 29.06.2017;
недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее- ОПС) за 2017 год размере 7605 руб. и пени на нее, начисленных за период 13.05.2017-12.09.2017 в размере 282,98 руб.,
недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее- ОМС) за 2017 год размере 1491,75 руб.,
обязанность по уплате которых не была исполнена административным ответчиком согласно выставленному требованию № 106387 со сроком исполнения до 24.10.2017.
Помимо требований о взыскании вышеназванных обязательных платежей, административным истцом испрашивается о восстановлении срока на подачу административного иска, как пропущенного по уважительным причинам, к которым относятся интересы государства, необходимость предоставления плательщику достаточного срока для погашения имеющейся задолженности, соблюдение интересов плательщика при решении вопросов о назначении страховой пенсии.
Определением от 09.11.2020 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что с 18.11.2016 по 27.04.2017 административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (статус прекращен на основании заявления).
Налогоплательщик, осуществляя предпринимательскую деятельность и применяя упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» (далее- УСН), в силу ст. 45, 346.19, 346.21 НК РФ обязан был уплатить налог в бюджет по сроку 25.04.2017 (по факту уплата налога 24.05.2017).
В связи с неисполнением указанной обязанности налогоплательщику посредством личного кабинета налогоплательщика (в соответствии со ст. 11.2 НК РФ) было направлено требование от 17.05.2017 № 90422 с предложением уплатить в срок до 29.06.2017, в том числе, пени на недоимку по УСН в размере 83,33 руб.
Также в силу взаимосвязанных положений ст.ст. 23, 45, 419, 430, 432 НК РФ на административного ответчика возлагалась обязанность уплатить не позднее 31 декабря текущего календарного года страховые взносы на ОПС и ОМС, а в случае прекращения предпринимательской деятельности – не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.
Поскольку в установленный законодателем срок указанная обязанность не была исполнена, налогоплательщику заказным письмом по месту его регистрации было направлено требование, которое в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, от 12.09.2017 № 106387 с предложением уплатить в срок до 24.10.2017 недоимку по страховым взносам на ОПС за 2017 г в размере 7605 руб. и пени на нее в размере 282,98 руб., недоимку по страховым взносам на ОМС за 2017 г в размере 1491,75 руб.
Учитывая вышеизложенное, положения ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Инспекции надлежало обратиться в суд для взыскания недоимки и пени по обоим вышеназванным требованиям не позднее 24.04.2018, однако заявление о вынесении судебного приказа, в принятии которого было отказано в связи с пропуском срока, было предъявлено налоговым органом лишь 05.08.2020.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился 05.11.2020.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании испрашиваемой задолженности уважительность причин пропуска срока на его подачу, суд отмечает, что таковых Инспекцией не указано.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Не проявление таковой, в том числе, вследствие необходимости согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), загруженность налогового органа, а также иные внутренние организационные причины, зависящие только и исключительно от действий налогового органа, его сотрудников, а также лиц, находящихся в его подчинении (в том числе, вследствие служебных и процессуальных недочетов, допущенных при исполнении ими своих должностных обязанностей), повлекших несвоевременную подачу заявления, не могут являться основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
Указанные в административном иске причины не могут являться основанием для восстановления столь значительно пропущенного срока в свете абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, поскольку не являются уважительными.
Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд.
Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 2 ст. 6, ст. 8 КАС РФ, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, а равно ошибок, допущенных только и исключительно его сотрудниками, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.
Установленное судом является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока и, как следствие, в удовлетворении требований о взыскании обязательных платежей, учитывая отсутствие возможности начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и пени.
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции
Судья Е.В. Лазарева