Дело № 2а-2585/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2016 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Н.Ю.,
при секретаре Ситуниной К.Г.,
с участием
представителя административного истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – Мишагиной Е.Ю.,
административного ответчика Шутова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области к Шутову А.Б. о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее – Управление) обратилось в суд с иском к Шутову А.Б. о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Заявленные требования обоснованы тем, что Шутов А.Б. являлся индивидуальным предпринимателем до ДД.ММ.ГГГГ и не уплатил своевременно в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В соответствии со ст. 5 и ст. 16 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ ответчик являлся плательщиком страховых взносов, расчет сумм страховых взносов производится плательщиками самостоятельно. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками должна производиться не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности. В результате осуществления контроля за уплатой страховых взносов у ответчика выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Неоплаченная сумма подлежит взысканию с начислением пени согласно ст. 25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Ответчику было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2014 год № 047S01160001368 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 106633,97 рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии – 98290,72 рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на страховую часть трудовой пенсии в сумме 8343,25 рублей. Однако оплата недоимки и пени произведена не была. В связи с наличием недоимки административный истец просит взыскать с административного ответчика указанные суммы.
В судебное заседание представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области по доверенности Мишагина Е.Ю. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно представитель истца уточнила, что ранее административным ответчиком была произведена оплата необходимых взносов за 2014 год исходя из суммы дохода, составляющей до 300000 рублей. После поступления из налогового органа информации о том, что сумма дохода административного ответчика составила 10129072 рубля, то есть превысила 300000 рублей, был произведен перерасчет, взыскиваемая сумма представляет собой сумму взносов, подлежащих оплате при наличии у плательщика дохода превышающего 300000 рублей, за минусом уплаченных взносов.
Административный ответчик Шутов А.Б. заявленные исковые требования не признал в полном объеме, указал, что истцом взыскивается недоимка по уплате страховых взносов исходя из того, что сумма дохода ответчика превысила 300000 рублей. Однако при расчете истцом не учтено наличие расходов связанных с предпринимательской деятельностью, исходя из которых общий доход составил 3116 рублей, то есть не превысил сумму 300000 рублей. В связи с тем, что взносы, исходя из суммы дохода в размере 300000 рублей, были оплачены, оснований для взыскания недоимки не имеется.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Шутов А.Б. был поставлен на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, в Отделении Пенсионного фонда России – ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-16).
В соответствии с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 года общая сумма дохода ответчика составила10129072 рублей, сумма налоговых вычетов – 10125956 рублей, налоговая база для начисления налога – 3116 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление пенсионного фонда РФ в городах Иванове, Кохме и Ивановском районе из МИФНС России № 6 по Ивановской области поступила информация о том, что доход Шутова А.Б. от предпринимательской деятельности в 2014 году составил 10129072 рублей (л.д. 23-24).
Согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, составленной по результатам камеральной проверки ДД.ММ.ГГГГ, недоимка по уплате взносов на страховую часть трудовой пенсии составила 98290,72 рублей (л.д. 20-21).
ДД.ММ.ГГГГ Шутову А.Б. выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в соответствии с которым административному ответчику следовало в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 98290,72 рублей, пени в сумме 8343,25 рублей. Данное требование было направлено в адрес Шутова А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим списком заказных писем № (л.д. 18-19, 25-26).
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года №167 - ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели.
Согласно абз. 3 ст. 2. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.3 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются индивидуальные предприниматели.
Порядок расчета размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, указанных в п.2 ч.1 ст. 5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлен ст. 14 данного закона. Согласно установленному порядку размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч.3 и п.1 ч. 4 ст. 14 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. Календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя - календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
В силу положений п.1 ч.8 ст. 14 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ.
Согласно пп.1 п.1 ст. 227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 года № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» установлено, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Оценивая представленные суду доказательства в виде налоговой декларации Шутова А.Б. за 2014 год суд приходит к выводу, что размер дохода административного ответчика, исходя из которого следует производить расчет размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, составляет 3116 рублей, то есть не превышает 300000 рублей. Из объяснений административного истца следует, что страховой взнос исходя из суммы дохода, не превышающего 300000 рублей, административным ответчиком уплачен. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований о взыскании с административного ответчика взноса на страховую часть трудовой пенсии исходя из расчета дохода в размере превышающем 300000 рублей, а также пени, начисленных в связи с неуплатой данной суммы, не имеется, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Тот факт, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации было принято 30.11.2016 года, а истцом заявлены требования о взыскании недоимки по страховым взносам за 2014 год, не может явиться основанием для не применения судом соответствующего постановления, поскольку в нем Конституционным Судом Российской Федерации разъяснен порядок применения соответствующих норм закона из-за различного толкования действующего законодательства правоприменителями.
Также при рассмотрении настоящего дела суд учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.9 ст. 14 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» налоговые органы должны направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. Согласно ч. 11 ст. 14 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии с ч.2 и ч.5 ст. 22 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В силу положений ч.1, ч.2, ч. 2.3, ч. 9 ст. 21 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае неисполнения плательщиком страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из представленных суду доказательств следует, что информация о размере дохода административного ответчика поступила из налогового органа в адрес административного истца ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, требование об уплате недоимки в соответствии со сроками установленными законом, должно было быть направлено в адрес административного ответчика не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из представленных доказательств, данное требование было направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть за рамками установленного срока. Соответственно, с учетом сроков установленных законом для направления и исполнения требования и сроков обращения в суд с требованием о взыскании недоимки, административное исковое заявление должно было быть подано в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако обращение в суд имело место лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по взносам в Пенсионный фонд РФ.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, которое обосновано тем, что ранее административный истец обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию недоимки, однако определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое поступило в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ, в принятии заявления было отказано. Однако при рассмотрении вопроса о восстановлении пропущенного срока суд приходит к выводу, что оснований для его удовлетворения не имеется, поскольку обращение с заявлением о выдаче судебного приказа также имело место с нарушением срока для обращения в суд. Пропуск установленного законом срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по взысканию взносов в Пенсионный фонд РФ, и. как следствие, пени на недоимку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 6, 14, 16, 21, 22, 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года №167 – ФЗ, ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области к Шутову А.Б. о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Н.Ю.Белоусова
Мотивированное решение суда составлено 19.12.2016 года