Дело № 2-200/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Костроминой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова А. С. к Министерству социальной политики Калининградской области о признании незаконным приказа об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области и восстановлении в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Морозов А.С. обратился в суд, с указанными выше исковыми требованиями, указав, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец умер в № году, мать в № году. Постановлением администрации Пионерского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ над ним была установлена опека со стороны Морозова С.В. ДД.ММ.ГГГГ сменил фамилию и отчество, стал Морозовым А. С.. ДД.ММ.ГГГГ представителем истца адвокатом Петровичем С.И. в Министерство социальной политики Калининградской области было подано заявление о предоставлении истцу ему очереди жилого помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее установленных норм предоставления жилой площади. Согласно ответу Министерства социальной политики Калининградской области внеочередной порядок получения жилья не предусмотрен законодательством, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее, Морозов А.С. будет обеспечен жилым помещением. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он числился в списке под №. Приказом Министерства социальной политики Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списка. Основанием для исключения его из списка по пп. 2 п. 11 ст. 43-3 Закона Калининградской области от 03 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» явилось отчуждение им жилого помещения, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Калининградское шоссе, 15А-21. В связи с этим просит признать Приказ Министерства социальной политики Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области незаконным, обязать Министерство социальной политики Калининградской области восстановить его в данном списке.
Истец Морозов А.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя.
В судебном заседании представитель истца Морозова А.С. - Петрович С.И., действующий на основании доверенности, исковые требования Морозова А.С. поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представитель Министерства социальной политики Калининградской области – Глаговский В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Морозова А.С. не признал, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просил в удовлетворении исковых требований Морозову А.С. отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ представитель Морозова А.С. – Петрович С.И., действующий на основании доверенности, обратился в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о предоставлении Морозову А.С. вне очереди жилого помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области в виде отдельной благоустроенной квартиры общей площадью не менее установленных норм представленной жилой площади.
Однако письмом Министерства социальной политики Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Морозову А.С. было отказано в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку такое предоставление не предусмотрено действующим законодательством. При этом указано, что состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он числился в списке под №.
На основании приказа Министерства социальной политики Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Морозов А.С. был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. Указанное решение мотивировано намеренным ухудшением Морозовым А.С. своих жилищных условий.
Не согласившись с такой позицией ответчика, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом доводы последнего, суд находит заслуживающими внимания.
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет, что к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пунктам 7, 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на жилое помещение имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается в соответствии с законодательством Калининградской области невозможным.
В силу п.п. 4, 5 ст. 8 Закона Калининградской области порядок предоставления меры социальной поддержки, указанной в п. 3 настоящей статьи, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, установленном Правительством Калининградской области. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение являются расходными обязательствами Калининградской области и осуществляются за счет средств областного бюджета.
Согласно п. 1 ст. 43-3 Закона Калининградской области от 03 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилом фонде Калининградской области» в соответствии с законодательством право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным ст. 43-5 настоящего Закона.
Согласно п. 3 ст. 43-3 указанного выше Закона Калининградской области дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализи?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????????????????????????????????
В силу ч. 3 ст. 43-6 указанного выше Закона Калининградской области жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную и патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Калининградской области; по месту окончания пребывания в образовательном учреждении и ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания; по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских организациях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Калининградской области; по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной и патронатной семье; по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемые жилые помещения.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Сообразно целям законодательного регулирования законодатель распространил действие названного выше Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, предоставив им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, тем самым обеспечив единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, Хвалев А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его мать - <данные изъяты>. - лишена в отношении него родительских прав решением Светлогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отец - <данные изъяты>. - ДД.ММ.ГГГГ умер. Мать <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ умерла.
Постановлением администрации г. Пионерский № от ДД.ММ.ГГГГ за Хвалевым А.В. закреплена жилая площадь - <адрес> в <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРП собственником 1/4 доли указанного жилого помещения являлся <данные изъяты> сособственниками квартиры являлись <данные изъяты> (1/5 доли), <данные изъяты> (1/4 доли), <данные изъяты> (1/5 доли).
Постановлением администрации Пионерского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним установлена опека со стороны Морозова С.В.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, назначенной распоряжением главы Пионерского ГО от ДД.ММ.ГГГГ №р, <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ истец сменил фамилию на «Морозов» и отчество на «Сергеевич», что подтверждается соответствующим свидетельством о перемени имени.
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
При этом в ходе рассмотрения дела установлено, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным приказ Министерства социальной политики Калининградской области в части исключения <данные изъяты> из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. На Министерство социальной политики возложена обязанность восстановить <данные изъяты> в данном списке. На Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить Морозову Ю.С. (Хвалеву Ю.В.) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, за счет средств бюджета Калининградской области.
Судом было установлено, что в апреле 2014 года <данные изъяты>. подарила 1/5 долю в праве собственности на <адрес> в <адрес> <данные изъяты>
На основании постановления администрации Пионерского ГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О заключении договора мены <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>» с <данные изъяты> действующим с согласия попечителя <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор мены аварийного жилья, расположенного по адресу: <адрес>7, общей площадью 31,2 кв.м.
Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к договору мены от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> приобрели в общую долевую собственность <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, общей площадью 40,1 кв.м: <данные изъяты>.С. - 1/4 доли, <данные изъяты> (<данные изъяты>.В. - 3/10 доли и <данные изъяты> 1/5 доли.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> были предоставлены жилые помещения на основании договоров найма жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> продала принадлежащую ей ? долю в праве собственности на <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> подарила <данные изъяты> принадлежащую ей на праве собственности 1/10 доли в праве собственности на <адрес> по ул. <адрес>, сохранив за собой право собственности на 7/20 долей, а ДД.ММ.ГГГГ продала эти доли <данные изъяты>
Согласно данным поквартирной карточки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> были зарегистрированы <данные изъяты> и <данные изъяты>
На каждого проживающего в квартире лица приходилось по 13,3 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы общей площади жилого помещения» (15 кв.м и менее).
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> продал принадлежащие ему 3/10 доли в праве собственности на <адрес> по ул. <адрес> <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> продал принадлежащую ему доли в праве собственности на <адрес> по ул. <адрес> <данные изъяты>
Как следует из материалов дела, согласно поквартирной карточки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> зарегистрированы <данные изъяты> новый сособственник <данные изъяты> (3/4 доли), а также ее супруг - <данные изъяты> и несовершеннолетняя дочь - <данные изъяты>
Пунктом 3 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрен отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по основанию неистечения срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса РФ, которая гласит: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На день совершения сделки Морозов А.С. (ранее Хвалев А.В.) был включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
На лиц из категории детей сирот и оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилым помещением специализированного жилищного фонда, не возлагается обязанность по сдаче принадлежащей им доли в другом жилом помещении в муниципальный или государственный жилищный фонд. Сособственники жилого помещения даже при отсутствии в ней регистрации по месту жительства учитываются как имеющие право пользования ею.
Оснований считать, что, совершая действия по отчуждению доли квартиры, истец преследовал цель быть обеспеченным жильем и совершил намеренные действия, требующие участия со стороны органов государственной власти или местного самоуправления в обеспечении другим жильем не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Морозова А.С. о признании незаконным отказа Министерства социальной политики Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Морозова А. С. (Хвалева А. В.) из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в настоящее время истец не имеет в собственности жилого помещения и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания. Гарантированное право на предоставление жилья им также не реализовано.
С учетом обстоятельств, что о себе, как лице, имеющем право на жилое помещение, истец заявил до 23 лет, правовые основания для включения его ответчиком в список лиц, имеющих право быть обеспеченными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда имеются, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Морозова А. С. к Министерству социальной политики Калининградской области о признании незаконным приказа об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области и восстановлении в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области - удовлетворить.
Признать незаконным приказ Министерства социальной политики Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Морозова А. С. (Хвалева А. В.) из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обязать Министерство социальной политики Калининградской области восстановить Морозова А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2019 года.
Судья: Н.В. Паршукова