Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9312/2010 ~ М-9099/2010 от 08.12.2010

Дело № 2-9312/6-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 декабря 2010 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Снигур Е.А.,

при секретаре Ильинской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению , , об оспаривании решений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия и обязании совершить действия,

у с т а н о в и л:

Заявители обратились в Петрозаводский городской суд по тем основаниям, что решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия от 25.08.2010 г. за по заявлению от 02.08.2010 г. ; решением от 25.08.2010 года за по заявлению от 02.08.2010 г. ; решением от 05.08.2010 года за по заявлению от 14.07.2010 г. ; решением от 05.08.2010 года за по заявлению от 14.07.2010 г. было отказано в постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости – земельных участков площадью ориентировочно 1000 кв. м в районе <адрес> в г. Петрозаводске для индивидуального жилищного строительства, которые были предоставлены им распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия. В соответствии с указанными распоряжениями заявители должны обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельных участков на государственный кадастровый учет в течение одного года. Кадастровые работы в отношении земельных участков выполнены ООО «Межевое Бюро».

В решениях об отказе в проведении государственного кадастрового учета указано, что необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ч.1 ст. 27 указанного закона имеется закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Фактически отказ в проведении кадастрового учета был произведен по причине наличия представления Следственного управления при МВД по Республике Карелия, о чем были даны пояснения руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия. То обстоятельство, что заявления и необходимые документы для кадастрового учета по форме либо содержанию соответствуют требованиям закона, подтверждено особым мнением заместителя директора ФГУ «Государственная земельная палата» по РК ФИО5

Заявители считают отказ в проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости незаконным, нарушающим их права на осуществление государственного кадастрового учета, поскольку заявления и представленные для кадастрового учета документы по форме либо содержанию соответствовали требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Заявители в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, их представитель по доверенности Ермаков М.А. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлениях, поддержал по основаниям, в них указанным, настаивал на том, что заявления о кадастровом учете и необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию соответствуют требованиям законодательства.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия Дегтева Г.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что представленные заявителями заявления и необходимые документы не отвечают требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», представленные заявителями межевые планы не позволяли осуществить кадастровый учет земельных участков, поэтому решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета соответствовали требованиям ст. 27 указанного Федерального закона, а потому являются законными и обоснованными, на этом основании просила в удовлетворении заявлений отказать.

Представитель ООО «Межевое Бюро» Перерва И.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на том, что заявления о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию соответствуют требованиям законодательства, те недочеты, которые имеются могут быть исправлены в рабочем порядке и не мешают постановке земельных участков на кадастровый учет.

Привлеченные в качестве заинтересованного лица Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд и Администрация Петрозаводского городского округа в судебном заседании не присутствовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия просило рассмотреть дело без участия своего представителя, представили отзыв на заявление, в котором удовлетворение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Королева О.О. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещалась судом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев подлинники учетных дел, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителей по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На территории Республики Карелия полномочия органа государственного кадастрового учета, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществляет Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия.

Статьей 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлен закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета. При этом согласно разъяснениям Росреестра основания для отказа, предусмотренные ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, такие основания должны быть установлены исключительно законном (письмо Росреестра от 29.01.2010 г. -ВК, от 21.10.2009 г. -ВК, от 02.10.2009 г. -ВК, письмо Роснедвижимости от 30.05.2008 г. ).

Как установлено в судебном заседании распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия , ФИО9, , были предоставлены из земель населенных пунктов в аренду земельные участки, расположенные в г. Петрозаводске в районе <адрес>, ориентировочной площадью 1000 кв. м для индивидуального жилищного строительства. Заявители, согласно распоряжениям в течение одного года были обязаны обеспечить выполнение в отношении земельных участков кадастровые работы и осуществить их государственный кадастровый учет. В связи с чем, в установленный срок в соответствии со ст. 20, 21, 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» заявители обратились в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республики Карелия с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, представив необходимые документы. Кадастровые работы в отношении земельных участков выполняло ООО «Межевое Бюро».

Решениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республики Карелия заявителям было отказано в проведении государственного кадастрового учета на том основании, что необходимые для кадастрового учета документы по своему содержанию не соответствуют требованиям п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Мотивы различных решений, как указывают заявители, по которым отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, совпадают.

На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимости имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 указанного Федерального закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Следовательно, решение об отказе в проведении кадастрового учета принимается в том случае, когда форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

В качестве основания отказа в проведении государственного кадастрового учета в решениях ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия указано, что согласно п. 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ № 412 от 24.11.2008 г., одним из документов, используемых при подготовке межевого плана в случаях, установленных федеральными законами, является документация по планировке территории (проекты межевания территории). Пунктом 37 Требований установлено, что в таблицу реквизита «1» раздела «Исходные данные» построчно вносятся сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, используемых при подготовке межевого плана. В нарушение указанных требований, по мнению ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК, в представленных заявителями межевых планах реквизиты используемого при подготовке межевого плана документа по планировке территории отсутствуют.

Отказ в проведении государственного кадастрового учета по указанным основаниям, по мнению суда, является незаконным по следующим основаниям.

Статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации не установлены требования, предписывающие обязательность наличия документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, а также положения, в соответствии с которыми невозможно образовать земельный участок без такой документации, либо требования к гражданам о подготовке такой документации.

Требованиями о подготовке межевого плана также не предусмотрено отражение в разделе «исходные данные» межевого плана сведений о градостроительной документации, на основании которой определяется местоположение границ земельного участка. При этом, когда не выполнена планировка территории, в пределах которой расположен земельный участок, возможна постановка земельного участка на кадастровый учет (разъяснения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30.04.2008 г.). Как установлено в ходе судебного разбирательства, на дату издания распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия утвержденные в установленном порядке правила землепользования и застройки, составной частью которых является градостроительный регламент, на территории Петрозаводского городского округа отсутствовали, следовательно, сведения о реквизитах таких документов и не могли содержаться в представленных межевых планах. Таким образом, отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия в проведении государственного кадастрового учета по указанным основаниям является необоснованным.

Одним из оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета явилось также отсутствие в разделе «Схема расположения земельных участков и их частей» отображения земель общего пользования в соответствии с п. 76 Требований.

Суд считает отказ по данному основанию неправомерным, поскольку, указанное требование не является обязательным и не может быть причиной отказа в государственном кадастровом учете.

В соответствии с п. 5 ст. 38 Закона, п. 75 Требований в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Пунктом 76 Требований определено, что в случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на схеме отображаются земельные участки или земли общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, дорог общего пользования, парков, скверов и т.п.).

Таким образом, из буквального содержания указанных положений закона, а также п. 76 Требований следует, что отображение земельных участков или земель общего пользования необходимо только в случае наличия таковых.

Также основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явилось не представление заверенной кадастровым инженером копии документа о разрешенном использовании земельного участка в соответствии с положениями п.58 Требований.

Вместе с тем, пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков возможно как из других земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ указано, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки были предоставлены заявителям на основании распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, поэтому образование данных земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного участка.

Следующим основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явилось также отсутствие копий документов, на основании которых внесены сведения об обеспечении образуемого земельного участка доступом к земельным участкам общего пользования в графу «3» раздела «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» межевого плана, что требуется в соответствии с п. 63 Требований.

Суд считает отказ по данному основанию незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 63 Требований условием применения вышеуказанного правила является обстоятельство образования части земельного участка с обеспечением доступа к землям (земельным участкам) общего пользования.

Исходя из содержания распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия, образование земельных участков, предоставленных заявителям, не связано с обеспечением доступа к землям (земельным участкам) общего пользования.

Из представленных межевых планов следует, что образуемые земельные участки, имеют непосредственный доступ к землям общего пользования.

В силу п. 65 Требования копии документов, на основании которых вносятся сведения об обеспечении образуемого земельного участка доступом к земельным участкам общего пользования, не требуется.

Кроме того, в решениях указано, что в разделе «Схема геодезических построений» отсутствует копия картографического произведения, что не соответствует п. 74 Требований, и по указанному основанию заявителям отказано в проведении государственного кадастрового учета. Однако, как усматривается из представленных межевых планов, в разделе «Схема геодезических построений» указанные копии картографических произведений имеются.

Суд считает, что указание ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК на отсутствие на титульном листе даты подготовки окончательной версии межевого плана (п. 17 Требований), отсутствие наименования и реквизитов документов, включенных в состав приложения к межевому плану (п. 36 Требований), отсутствие сведений о среднеквадратичной погрешности и т.д., не влияли на возможность осуществления кадастрового учета.

Согласно абз. 6 п. 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Суд считает, что доводы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия, изложенные в решениях об отказе в проведении государственного кадастрового учета, а также приведенные в ходе судебного разбирательства, не указывают на невозможность осуществления государственного кадастрового учета по представленным документам. Распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия о предоставлении заявителям земельные участки в установленном законом порядке не признаны незаконными, распоряжения приняты Министерством в пределах его компетенции, представленные межевые планы позволяют определить индивидуальные характеристики земельных участков.

На этом основании суд считает, что оспариваемые заявителями решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия нельзя признать соответствующими закону.

Учитывая вышеизложенное, на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия должна быть возложена обязанность по проведению государственного кадастрового учета в соответствии с заявлениями граждан.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия в пользу подлежит возмещению расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 197, 197, 257, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление , , об оспаривании решений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия и обязании совершить действия удовлетворить.

Признать незаконными решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия об отказе , , в проведении государственного кадастрового учета.

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии требованиями закона по заявлениям:

от 02.08.2010 года; от 02.08.2010 года,

от 14.07.2010 года,

от 14.07.2010 года.

Взыскать с ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия в пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Снигур

Мотивированное решение составлено 11.01.2011.

2-9312/2010 ~ М-9099/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Межевое бюро"
Чаниев Руслан Абазович
Крылова Ирина Павловна
Королев Владимир Викторович
Другие
Королева Ольга Олеговна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
Министерство природных ресурсов по РК
Администрация Петрозаводского городского округа
ФГУ "Земельная кадастровая палата по РК"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Снигур Е.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
08.12.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2010Передача материалов судье
10.12.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.12.2010Предварительное судебное заседание
30.12.2010Судебное заседание
17.01.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2011Дело оформлено
07.04.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее