Судебный акт #1 () по делу № 3а-237/2018 ~ М-229/2018 от 12.11.2018

Дело № 3а-237/2018

Дело № 3а-237/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 декабря 2018 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» от 27 января 2012 года № 2/5 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

решением Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» от 27 января 2012 года № 2/5 утвержден Генеральный план муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.

Данное решение 2 февраля 2012 года опубликовано в печатном издании «Муниципальный вестник Заволжья» № 16/1.

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» от 27 января 2012 года № 2/5 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области» в части включения в границы рабочего поселка Мулловка муниципального образования «Мулловское городское поселение» Ульяновской области участков, расположенных на землях лесного фонда: в кварталах 1-6 СПК «Мулловский»; в части выделов 2, 5, 14, 16-19, 25, 30-32, 38, 41 квартала 55; выделов 47, 51,10 квартала 62; выделов 21, 22, 1, 24 квартала 67; выделов 1, 18, 28-31, 34 квартала 71 Мулловского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области.

В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области». Согласно Генеральному плану в границы рабочего поселка Мулловка муниципального образования «Мулловское городское поселение Мелекесского района» Ульяновской области включены перечисленные лесные участки.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства.

В судебном заседании представитель административного истца     Якунина Е.А. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам, дав аналогичные пояснения.

Представитель Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» и администрации поселения муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекессского района Ульяновской области Шпаров А.В. административный иск не признал, пояснив, что администрация муниципального образования «Мулловское городское поселение» и Совет депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» не были уведомлены о наличии лесничеств и лесопарков, а также об их границах, соответственно не могли знать на какое расстояние в генеральном плане можно отодвигать границы поселения. Действительно, при принятии в 2012 году Генерального плана Совет депутатов не согласовал схему расположения земельных участков при изменении границ поселения с Рослесхозом, однако проект Генерального плана 22 июля 2010 года был согласован с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Обращает внимание на то, что в кварталах 55, 62, кварталах 1-6 СПК «Мулловский» находятся 3 кладбища, которые организовались во время гражданской войны, иных мест захоронения не имеется. Кроме того, могут быть нарушены права граждан, так как в квартале 71 фактически стоят жилые дома.

Представитель администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области Сандрюков С.А. в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В возражениях указал, что административное исковое заявление считает не подлежащим удовлетворению. Проект Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекессского района Ульяновской согласно письму от 22 июля 2010 года был согласован с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, когда Федеральное агентство лесного хозяйства  было в его введении.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в письменном отзыве просит рассмотреть дело в свое отсуствие, решение оставил на усмотрение суда.

Представители Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явились, письменных возражений в суд не направили.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в соответствии с его Уставом, принятым решением Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» от 23 декабря 2013 года № 9134, является Совет депутатов поселения, к полномочиям которого в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 30 Устава относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Обращаясь к доводам административного истца о не соблюдении порядка принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года    № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Как следует из частей 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе муниципального образования заключений на проект генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считается согласованным с таким органом.

Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки и утверждения Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в редакции от 16 января 2010 года, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минрегион России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

Получение заключения об отказе в согласовании проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, является основанием для создания согласительной комиссии, в ходе работы которой принимается решение о согласовании проекта генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения исключены из проекта документа территориального планирования. В противном случае согласительная комиссия отказывает в согласовании проекта документа территориального планирования, что является основанием для отклонения и направления на доработку такого проекта (части 9-12 статьи 25 ГрК РФ, пункты 16-23 Положения о согласовании).

В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого правового акта, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.

Таким образом, законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Кроме того, обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в части согласования данного вопроса со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.

При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области представляться на утверждение Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» и утверждаться им не мог.

За Российской Федерацией 22 января 2004 года зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда общей площадью 59120 га, расположенный в Ульяновской области, Мелекесский лесхоз.

По результатам выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границей рабочего поселка Мулловка муниципального образования «Мулловское городское поселение» Ульяновской области установлено включение земель лесного фонда, расположенных на землях Мелекесского лесничества, в границы данного населенного пункта. Это обстоятельство не оспаривается и административным ответчиком.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания таких обстоятельств, как соблюдение полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдения его формы и вида, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие и соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Доказательств согласования проекта с Рослесхозом - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, не представлено, поэтому суд приходит к выводу о том, что установленный законом порядок согласования проекта Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не соблюден.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что проект Генерального плана согласовывался 22 июля 2010 года с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, поскольку Рослесхоз входил в состав данного Министерства.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий (подпункт 5.2.7 пункта 5).

Таким образом, в силу действовавшего также и на момент подготовки оспариваемого акта законодательства, проект Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, которым установлены границы населенного пункта - рабочего поселка Мулловка муниципального образования «Мулловское городское поселение» Ульяновской области, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого поселения, мог быть утвержден Советом депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Ссылка представителя административного ответчика на наличие в выделах кладбищ и нарушение прав конкретных граждан, имеющих на спорных территориях жилые дома, также не может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана поселения. Указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии, которая создается в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, составу и порядку работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».

Кроме того, в целях защиты прав граждан и организаций, в отношении которых оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на его основании были реализованы их права, суд признает оспариваемый правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 27 ░░░░░░ 2012 ░░░░ № 2/5 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░: ░ ░░░░░░░░░ 1-6 ░░░ «░░░░░░░░░░»; ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 2, 5, 14, 16-19, 25, 30-32, 38, 41 ░░░░░░░░ 55; ░░░░░░░ 47, 51,10 ░░░░░░░░ 62; ░░░░░░░ 21, 22, 1, 24 ░░░░░░░░ 67; ░░░░░░░ 1, 18, 28-31, 34 ░░░░░░░░ 71 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░                                                                                                 ░.░.░░░░░

 

 

3а-237/2018 ~ М-229/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Совет депутатов муниципального образования "Мулловское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области
Другие
Администрация Мелекесского района Ульяновской области
Администрация поселения муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области
Министерство сельского, лесного хазяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Управление Росреестра по Ульяновской области
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области
Якунина Е.А.
Суд
Ульяновский областной суд
Судья
Зуева Н. В.
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
12.11.2018Регистрация административного искового заявления
13.11.2018Передача материалов судье
14.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.11.2018Предварительное судебное заседание
13.12.2018Судебное заседание
20.12.2018Судебное заседание
26.12.2018Судебное заседание
28.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее