Гражданское дело №2-756/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 мая 2019 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прошкиной М.П.,
при секретаре Сыроквашиной Д.С.,
с участием представителя истца Часовитина В.А.,
представителей ответчиков КГКУ «КруДор» Стручалиной Е.Ю.,
МТУ Росимущества Васильевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку в течение трех месяцев со дня вступления решения суда.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения рейда проверки планового (рейдового) осмотра (обследования) от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории, расположенной в районе д.<адрес>, в кадастровом квартале №, вдоль дороги, расположенной от автодороги М-53 «Байкал» до д.Сорокино, выявлено наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов площадью 4120,84 кв.м. с координатами №".
Истцом установлено, что свалка находится в границах государственного лесного фонда, а также вдоль автомобильной дороги, правообладателем которой является КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», в связи с чем, по мнению истца именно данные лица, обязаны осуществить ликвидацию обнаруженной истцом несанкционированной свалки.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края, и КГБУ «Манское лесничество».
В судебном заседании представитель истца Часовитин В.А. настаивал на удовлетворении иска по основаниям, указанным в исковом заявлении, за счет указанных истцом ответчиков, считая их надлежащими.
В судебном заседании представители ответчиков КГКУ «КруДор» Стручалина Е.Ю., МТУ Росимущества Васильева К.А. просили отказать в удовлетворении иска, считая себя ненадлежащими ответчиками.
Соответчики Министерство лесного хозяйства Красноярского края, и КГБУ «Манское лесничество», третьи лица ГП «КрайДэо», администрация Манского района Красноярского края, Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, будучи надлежаще извещенными, в суд своих представителей не направили, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено без участия представителей данных лиц по основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
При этом в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
а) лесозащитное районирование;
б) государственный лесопатологический мониторинг;
в) проведение лесопатологических обследований;
г) предупреждение распространения вредных организмов;
д) иные меры санитарной безопасности в лесах.
В силу положений п. 3.12 Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п (ред. от 05.03.2019) - осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Таким образом, министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет на территории Красноярского края названные в пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.
Охрана земель представляет собой деятельность в том числе юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ч. 2 ст. 13 ЗК РФ)
В соответствии со ст. 60.12 Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участков (ч. 5)
Пункт 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, предусматривает, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления.
Судом установлено, что истец в ходе проведения рейда проверки планового (рейдового) осмотра (обследования) от ДД.ММ.ГГГГ года зафиксировал на территории, расположенной в районе <адрес>, в кадастровом квартале №, вдоль дороги, расположенной от автодороги М-53 «Байкал» до д.Сорокино, наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов площадью 4120,84 кв.м., с координатами №
Из сообщения Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что несанкционированная свалка, по указанным в исковом заявлении координатам частично расположена на землях государственного лесного фонда в квартале 5 выделе 16 Шалинского участкового лесничества КГБУ «Манское лесничество».
Из схемы размещения свалки, представленной ответчиком КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», свалка, по указанным в исковом заявлении координатам, не находится в границах земельного участка № автодорога <адрес> на участках 0-22,4 км., свалка находится за пределами данного земельного участка.
Доказательств нахождения свалки на территории земельного участка, находящегося в ведении КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю» истец суду не представил.
Таким образом, судом установлено, что указанная истцом в исковом заявлении несанкционированная свалка не находится на земельном участке, относящемся к автодороге, и частично находится на территории государственного лесного фонда Шалинского участкового лесничества КГБУ «Манское лесничество».
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, анализируя требования земельного и лесного законодательства, а также распределение полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, учитывая, что обнаруженная несанкционированная свалка частично расположена на землях лесного фонда, при этом имеются сведения о том, что данные земли лесного фонда находится на территории лесного фонда Шалинского участкового лесничества КГБУ «Манское лесничество», а организация мероприятий по ликвидации свалки должна проводиться в рамках мер санитарной безопасности в лесах, проведение которых на территории Красноярского края отнесено к полномочиям министерства лесного хозяйства Красноярского края, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска к заявленным истцом ответчикам, поскольку они являются ненадлежащими.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», МТУ «Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: