Решение по делу № 2-756/2019 (2а-8093/2018;) от 24.09.2018

                                Гражданское дело №2-756/2019

Р Е Ш Е Н И Е

                       именем Российской Федерации

06 мая 2019 года                                       г.Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Прошкиной М.П.,

при секретаре Сыроквашиной Д.С.,

с участием представителя истца Часовитина В.А.,

представителей ответчиков КГКУ «КруДор» Стручалиной Е.Ю.,

МТУ Росимущества Васильевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку в течение трех месяцев со дня вступления решения суда.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения рейда проверки планового (рейдового) осмотра (обследования) от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории, расположенной в районе д.<адрес>, в кадастровом квартале , вдоль дороги, расположенной от автодороги М-53 «Байкал» до д.Сорокино, выявлено наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов площадью 4120,84 кв.м. с координатами ".

Истцом установлено, что свалка находится в границах государственного лесного фонда, а также вдоль автомобильной дороги, правообладателем которой является КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», в связи с чем, по мнению истца именно данные лица, обязаны осуществить ликвидацию обнаруженной истцом несанкционированной свалки.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края, и КГБУ «Манское лесничество».

В судебном заседании представитель истца Часовитин В.А. настаивал на удовлетворении иска по основаниям, указанным в исковом заявлении, за счет указанных истцом ответчиков, считая их надлежащими.

В судебном заседании представители ответчиков КГКУ «КруДор» Стручалина Е.Ю.,    МТУ Росимущества Васильева К.А. просили отказать в удовлетворении иска, считая себя ненадлежащими ответчиками.

Соответчики Министерство лесного хозяйства Красноярского края, и КГБУ «Манское лесничество», третьи лица ГП «КрайДэо», администрация Манского района Красноярского края, Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, будучи надлежаще извещенными, в суд своих представителей не направили, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено без участия представителей данных лиц по основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска, в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

При этом в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:

а) лесозащитное районирование;

б) государственный лесопатологический мониторинг;

в) проведение лесопатологических обследований;

г) предупреждение распространения вредных организмов;

д) иные меры санитарной безопасности в лесах.

В силу положений п. 3.12 Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п (ред. от 05.03.2019) - осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Таким образом, министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет на территории Красноярского края названные в пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

Охрана земель представляет собой деятельность в том числе юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ч. 2 ст. 13 ЗК РФ)

В соответствии со ст. 60.12 Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участков (ч. 5)

Пункт 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, предусматривает, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления.

Судом установлено, что истец в ходе проведения рейда проверки планового (рейдового) осмотра (обследования) от ДД.ММ.ГГГГ года зафиксировал на территории, расположенной в районе <адрес>, в кадастровом квартале , вдоль дороги, расположенной от автодороги М-53 «Байкал» до д.Сорокино, наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов площадью 4120,84 кв.м., с координатами

Из сообщения Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несанкционированная свалка, по указанным в исковом заявлении координатам частично расположена на землях государственного лесного фонда в квартале 5 выделе 16 Шалинского участкового лесничества КГБУ «Манское лесничество».

Из схемы размещения свалки, представленной ответчиком КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», свалка, по указанным в исковом заявлении координатам, не находится в границах земельного участка автодорога <адрес> на участках 0-22,4 км., свалка находится за пределами данного земельного участка.

Доказательств нахождения свалки на территории земельного участка, находящегося в ведении КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю» истец суду не представил.

Таким образом, судом установлено, что указанная истцом в исковом заявлении несанкционированная свалка не находится на земельном участке, относящемся к автодороге, и частично находится на территории государственного лесного фонда Шалинского участкового лесничества КГБУ «Манское лесничество».

    Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, анализируя требования земельного и лесного законодательства, а также распределение полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, учитывая, что обнаруженная несанкционированная свалка частично расположена на землях лесного фонда, при этом имеются сведения о том, что данные земли лесного фонда находится на территории лесного фонда Шалинского участкового лесничества КГБУ «Манское лесничество», а организация мероприятий по ликвидации свалки должна проводиться в рамках мер санитарной безопасности в лесах, проведение которых на территории Красноярского края отнесено к полномочиям министерства лесного хозяйства Красноярского края, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска к заявленным истцом ответчикам, поскольку они являются ненадлежащими.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к КГКУ «Управление дорог по Красноярскому краю», МТУ «Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья:

2-756/2019 (2а-8093/2018;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Ответчики
КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю"
Администрация Манского района Красноярского края
КГБУ "Манское лесничество"
Другие
Администрация Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края
ГП "КрайДЭО"
Администрация Манского района Красноярского края
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Прошкина Марина Петровна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
24.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.09.2018Передача материалов судье
28.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2018Судебное заседание
04.12.2018Судебное заседание
27.02.2019Судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.09.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.11.2019Судебное заседание
11.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее