Дело № 2а - 8815/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 сентября 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием административных истцов Веселовой О.А., Глебовой В.В., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Воробьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веселовой О. А., Глебовой В. В., Пантюхова А. В. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения о согласовании места проведения публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Веселова О. А., Глебова В. В., Пантюхов А. В. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что 07 сентября 2017 года они (организаторы пикета), которые требуют от правительства Амурской области разработать меры по достройке домов в 4 и 8 квартале ООО «СК «Городок», обратились в администрацию г. Благовещенска с уведомлением (вх.№ 6588 от 08.09.2017 г. 12-15 час.) о проведении публичного мероприятия (пикета) 13-15, 18-22, 25-26 сентября 2017 года с 16 час. до 19 час. и 16-17, 23 сентября 2017 года с 12 час. до 17 час., место проведения - площадь имени В.И. Ленина. В проведении пикета в указанном месте администрацией города им было отказано (исх. № 05-08/7041 от 09.09.2017 г.), и предложено провести пикет в сквере воинов-интернационалистов. На заявление от 13.09.2017 г. с разъяснением о возможности переместиться из сквера воинов-интернационалистов на площадь имени В.И. Ленина для проведения пикет в случае, если организация, проводившая ранее, не выйдет на пикет, вновь было отказано (исх.№02-08/7116 от 13.09.2017 г., 15.09.2017 г. № 05-08/7176). Полагают отказ в проведении пикета на площади имени В.И. Ленина незаконным, поскольку на протяжении более 2-х лет им ни разу не было разрешено провести пикет в указанном месте. При этом ни разу в течение 2-х лет во время проведения пикета в другом месте, площадь им. В.И. Ленина не была занята. Законодательством не запрещено проведение публичных мероприятий на площади им. Ленина, как и не запрещено проведение в одном месте несколько публичных мероприятий. Подача ранее другим организатором уведомления о проведении публичного мероприятия в том же месте и в то же время, не является основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия. Предложенное администрацией г. Благовещенска место проведения пикета находится не в центре г. Благовещенска, посещаемость этого места фактически отсутствует, что является причиной невозможности для организаторов пикета донести социально значимую информацию о нарушенных правах до граждан города. Просят суд признать незаконным решение администрации г. Благовещенска о согласовании места проведения публичного мероприятия - пикета 13-15, 18-22, 25-26 сентября 2017 года с 16 час. до 19 час. и 16-17, 23 сентября 2017 года с 12 час. до 17 час. на площади имени В.И. Ленина, исх.№ 05-08/7041 от 08 сентября 2017 года.
Административный истец Пантюхов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
В судебном заседании административные истцы Веселова О.А., Глебова В.В. на заявленных административных исковых требованиях настаивали, пояснили те же обстоятельства, что изложены в административном исковом заявлении, дополнительно указав, что ответ администрации г. Благовещенска исх.№ 05-08/7041 от 08 сентября 2017 года им был получен 11 сентября 2017 года, далее они обращались в администрацию с тем, чтобы им разрешили перемещение пикета. Поскольку в этом им было отказано (ответ от 15.09.2017 г.), именно с указанного времени, полагают, они узнали о нарушенном праве.
Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что ответ администрации исх.№ 05-08/7041 от 08 сентября 2017 года не является запретом на проведение публичного мероприятия, а содержит лишь предложение провести его в сквере воинов-интернационалистов в связи с тем, в указанное место (площадь. Им. В.И. Ленина) и время публичного мероприятия занято организацией ранее подавшей уведомление - от 07.09.2017 г. вх.адм.№6539, 08.09.2017 г. вх.№6573. Предложенное место соответствует постановлению правительства Амурской области от 11 марта 2013 года № 82. Проведение двух разных мероприятий одновременно в одних и тех же местах, касаемо совершенно разных, несвязанных друг с другом сфер жизнедеятельности, независимо от количества участников, заведомо препятствует достижению целей, поставленных каждым из организаторов мероприятия, а одновременное высказывание в одном месте не касающихся друг с другом мнений и требований может ввести в заблуждение лиц, участвующих в мероприятиях, а также иных лиц, которые пожелают к ним примкнуть, относительно целей проведения мероприятий, и этим создаются угроза нарушения прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия. Относительно последующих обращений административных истцов в администрацию города, то они не являются уведомлением о проведении публичного мероприятия. Установленный ч.4 ст.219 КАС РФ срок на обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административными истцами пропущен. Относительно проведения публичных мероприятий 25 и 26 сентября 2017 года, то административными истцами был нарушен срок на обращение с соответствующим уведомлением, в связи с чем, администрация г. Благовещенска в этой части уведомление не рассматривала. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Из материалов дела следует, что 08.09.2017 года в 12 часов 15 минут Глебовой В.В., Пантюховым А.В. в администрацию г. Благовещенска было подано уведомление о намерении 13-15, 18-22, 25-26 сентября с 16 час. до 19 час. и 16, 17, 23 сентября 2017 года с 12 час. до 17 час. провести публичное мероприятие, информирующие граждан о проблеме дольщиков, с указанием мест возможного проведения: основное место - площадь имени Ленина, целью которого является - «требование разработать меры по достройке многоквартирного дома в микрорайоне Европейский, Литер 8, с. Чигири и многоквартирный дом в квартале 4, г. Благовещенск». Предполагаемое количество участников публичного мероприятия в форме митинга – до 800 человек.
08.09.2017 года на данное уведомление Глебовой В.В., Пантюхову А.В. заместителем мэра г. Благовещенска дан ответ за № 05-08/7041, в котором сообщалось, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в уведомлении на проведение публичного мероприятия 25 и 26 сентября 2017 года нарушены сроки подачи уведомления. В связи с чем, администрация города Благовещенска не рассматривает их в установленном порядке. Поскольку указанное место и время проведения публичного мероприятия занято организацией, ранее подавшей уведомление, в связи с большой заявленной численностью участников пикетирования, предложено провести пикетирование 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 22 сентября 2017 года с 16.00 до 18.00 часов и 16, 17, 22, 23 сентября 2017 года с 12.00 до 17.00 часов в сквере воинов-интернационалистов.
В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В целях обеспечения реализации указанного права граждан Российской Федерацией принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Как следует из материалов дела уведомление о проведении публичного мероприятия пикета - 25 и 26 сентября 2017 года Глебовой В.В., Пантюховым А.В. подано в нарушении, установленного ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ срока (08.09.2017 г.), а потому администрацией г. Благовещенска правомерно не рассматривалось.
В соответствии с п. 1 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.
В силу положений части 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
По смыслу вышеприведенной нормы, закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия.
Положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ также устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В то же время необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. При этом требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия. В этих целях предусмотрено согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти, которое по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 484-О-П от 02.09.2004 года).
Как следует из материалов дела, 08.09.2017 года заместителем мэра г. Благовещенска был дан ответ за № 05-08/7041, в котором Глебовой В.В., Пантюхову А.В. сообщалось, что поскольку в указанное ими место и время проведения публичного мероприятия занято организацией, ранее подавшей уведомление, в связи с большой заявленной численностью участников пикетирования, предложено провести пикетирование 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 22 сентября 2017 года с 16.00 до 18,00 часов и 16, 17, 22, 23 сентября 2017 года с 12,00 до 17,00 часов в сквере воинов-интернационалистов.
Обстоятельства согласования места проведения публичного мероприятия на ранее поступившие уведомления с 13.09.2017 по 17.09.2017 года с 10.00 до 20.00 ч., с 18.09.2017 по 23.09.2017 года с 10.00 до 20.00 на площади им. В.И. Ленина подтверждаются уведомлением, поступившим в администрацию города от Шунковой Е.Н. 07.09.2017 года, вх. № 6539, письмом администрации города от 08.09.2017 № 05-08/7039, уведомлением, поступившим в администрацию города от Апанасенко Е.А. 08.09.2017 года в 09 час. 11 мин., вх. № 6573, письмом администрации города от 08.09.2017 года 05-08/7040, списком поступившей корреспонденции.
Согласно ч. 1.2. статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Указанное законоположение, исходя из аналогии закона, применимо и к отношениям по проведению публичных мероприятий в иных, не запрещенных местах.
Постановлением правительства Амурской области от 11.03.2013 N 82 утвержден Перечень специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории Амурской области, в г. Благовещенске к ним относятся: территория, прилегающая к зданию производственного кооператива «Центральный универсальный магазин» (ул. 50 лет Октября, 20) со стороны улицы Амурской, территория сквера воинов - интернационалистов, расположенного в 161 квартале, территория, прилегающая к зданию культурно-развлекательного комплекса «Харбин» (ул. Институтская, территория, прилегающая к зданию МУК «Дом культуры села Плодопитомник» (ул. Центральная, территория, прилегающая к зданию дома культуры села Белогорье (ул. Релочная, 22), территория, прилегающая к зданию администрации села Садовое (ул. Садовая, 2).
Суд соглашается с доводами представителя администрации г. Благовещенска о том, что проведение двух разных мероприятий одновременно в одних и тех же местах, касаемо совершенно разных, не связанных друг с другом сфер жизнедеятельности, независимо от количества участников, заведомо препятствует достижению целей, поставленных каждым из организаторов мероприятий, а одновременное высказывание в одном месте не касающихся друг друга мнений и требований может ввести в заблуждение лиц, участвующих в мероприятиях, а также иных лиц, которые пожелают к ним примкнуть, относительно целей проведения мероприятий. Этим создается угроза нарушения прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия на свободу слова и участие в публичных мероприятиях, гарантированные статьями 29, 31 Конституции Российской Федерации и нарушается принцип законности проведения публичного мероприятия, предусмотренный статьей 3 Федерального закона от дата N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В связи с указанным, оспариваемое решение администрации г. Благовещенска, выраженное в письме № 05-08/7041 от 08 сентября 2017 года, принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом соблюдения баланса интересов организаторов заявленных мероприятий, обеспечения безопасности граждан и общественного порядка. В рассматриваемом случае публичное мероприятие не могло состояться в заявленном месте (на площади им. В.И. Ленина) по объективным причинам; какой-либо вины административного ответчика в том, что публичное мероприятие не могло быть проведено в заявленных местах, не усматривается.
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Предметом настоящего спора является решение администрации города Благовещенска от 08.09.2017 года № 05-08/7041.
Как следует из пояснений административных истцов, данных в ходе судебного разбирательства, решение администрации города Благовещенска от 08.09.2017 года № 05-08/7041 ими было получено 11 сентября 2017 года (понедельник).
Следовательно, именно с указанного времени (11 сентября 2017 года) административным истцам стало известно о нарушении (по мнению истцов) их прав, свобод и законных интересов. В связи с чем, установленный ч.4 ст.219 КАС РФ срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением истек 21 сентября 2017 года.
Однако Веселова О.А., Глебова В.В. и Пантюхов А.В. обратились в суд с указанным административным исковым заявлением только 22 сентября 2017 года, т.е. с пропуском установленного законом срока.
В судебном заседании административные истцы указали, что ими была предпринята попытка урегулирования спора, велась переписка с администрацией города Благовещенска о разрешении им переместиться на площади им. Ленина в случае, если организация, подавшая заявку ранее, не займет выбранное время.
Между тем, то обстоятельство, что между административными истцами и администрацией города Благовещенска велась переписка до 15 сентября 2017 года, не препятствовало административным истцам обжаловать решение администрации города Благовещенска в суд.
Более того, по смыслу ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обращения административных истцов 13 сентября 2017 года и 14 сентября 2017 года не является уведомлением о проведении публичного мероприятия.
Каких-либо объективных причин, препятствующих Веселовой О.А., Глебовой В.В., Пантюхову А.В. своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации города Благовещенска, из материалов дела не усматривается, и административными истцами таких обстоятельств в судебном заседании не приводится.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления Веселовой О. А., Глебовой В. В., Пантюхова А. В. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения о согласовании места проведения публичного мероприятия - пикета 13-15, 18-22, 25-26 сентября 2017 года с 16 час. до 19 час. и 16-17, 23 сентября 2017 года с 12 час. до 17 час. на площади имени В.И. Ленина, исх.№05-08/7041 от 08 сентября 2017 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Диких
Решение в окончательной форме принято 25 сентября 2017 года.
Председательствующий Е.С. Диких