УИД 63RS0042-01-2021-001554-58
Решение
Именем Российской Федерации
29 июля 2021г Куйбышевский районный суд г.Самара в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н. при секретаре Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1046/21 по иску ГУ <адрес> «Центр занятости населения г.о.Самара» к ФИО1 о взыскании пособия по безработице,
у с т а н о в и л:
Государственное казенное учреждение <адрес> «Центр занятости населения городского округа Самара» обратилось в суд с иском к ФИО1. в котором, с учетом уточнений, просит взыскать с него неправомерно выплаченные пособия по безработице в размере 73397,24 руб.
В судебном заседании представитель истца - Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения городского округа Самара» ФИО4,действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала. Суду пояснила, что на Центр занятости возложена обязанность по оказанию государственных услуг, регистрации граждан в качестве безработных, по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Центром занятости в своей работе применяется программный комплекс «Катарис», на базе которого осуществляется предоставление государственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда на территории <адрес>. Данным программным комплексом ведется учет граждан, обратившихся в службу занятости населения <адрес> за получением государственных услуг. Также Центром используется информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий « Работа в России». В центр занятости <дата> обратился через портал «Работа в России» с заявлением о признании безработным ФИО1, <дата> г.р., уволенный с <дата> в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе Управление судебных приставов по <адрес>, с должности судебный пристав. Выплата пособия по безработице ФИО1 должна была начата с <дата>, однако в результате системного сбоя программного комплекса «Катарис», в данные приказы были неверно внесены сведения о назначенном размере пособия по безработице и начале его выплаты. Приказами Центра занятости от <дата> №, №, ФИО1 признан безработным, ему была назначена социальная выплата в виде пособия по безработице с <дата>. Приказами Центра занятности от <дата>, №П1704/2002, №, ФИО1 снят с регистрационного учета службы занятости и ему прекращена выплата пособия по безработице. Приказами от <дата> №Д629/2102, № устранены технические ошибки в ранее изданных приказах. В связи с неправильно установленной датой начала выплаты пособия по безработице за период с <дата> по <дата> ФИО1 из средств Федерального бюджета были неправомерно перечислены денежные средства в размере 73397,24 руб. В связи с чем, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик ФИО1в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Заслушав доводы представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату обращения ответчика в центр занятости населения) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. Согласно пункту 3 указанной статьи, безработными не могут быть признаны граждане перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона); выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.
Статьей 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
Размер стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости установлен статьей 29 Закона.
Согласно положениям статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Размер пособия по безработице установлен статьей 33 Закона.
В силу статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.
Судом установлено, что ФИО1, <дата> г.р., состоял на регистрационном учете в качестве безработного в ГКУСО Центр занятности населения г.о. Самара с выплатой пособия по безработице с <дата> по <дата>, в связи с увольнением <дата> из УФССП по <адрес> в связи с сокращением должности.
Приказом № от <дата>, ФИО1 признан безработным, ему назначена социальная выплата в виде пособия по безработице с <дата>, период выплаты установлен на 6 месяцев с <дата> по <дата>.
Приказом № от <дата> изменен приказ о назначении пособия по безработице с <дата>. Начисление пособия по безработице производить по <дата>. Пособие выплачивать: с <дата> по <дата> в размере 75% средней зарплаты гражданина ( 34478,03 руб.), доплата на детей 6000 руб., 18130,00 руб. в месяц, с <дата> по <дата> в размере 75% средней зарплаты гражданина ( 34478,03 руб.) 12130 руб. в месяц.
Приказами №, № от <дата>, ФИО1 снят с регистрационного учета службы занятости и ему прекращена выплата пособия по безработице с <дата>.
Приказами №, № от <дата> устранены технические ошибки в ранее изданных приказах, внесены исправления в приказ « Назначить пособие» ЦЗН ГО Самара № от <дата> ФИО1 с <дата> по <дата>.
За период признания безработным ФИО1 выплачено пособие.
Обосновывая свои доводы, истец указывает, что в результате системного сбоя программного комплекса «Катарис», в приказы были неверно внесены сведения о назначенном размере пособия по безработице и начале его выплаты.
Поскольку доказательств в подтверждении того, что выплаты по безработице за период с <дата> явились результатом недобросовестности со стороны ответчика или произошли в результате счетной ошибки истцом суду не представлено, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Между тем, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в части взыскания неосновательного обогащения за <дата>
Из материалов дела следует, что согласно приказа ГКУ «Центр занятости населения городского округа Самара» от <дата> снят с регистрационного учета ФИО1 с 08.09.2020г в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно представленному истцом расчету задолженности за <дата> истцом ответчику начислено и выплачено пособие по безработице в размере 9065 руб.
Согласно трудовой книжке ФИО1 <дата> ФИО1 принят в ООО «Прометей» на должность грузчика на склад.
Установлено, что при заполнении заявления в электронной форме <дата> о присвоении статуса безработного, выплате пособия ФИО1 был предупрежден, что в случае сокрытия факта своей занятости, выплаченное пособие по безработице будет удержано в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, на ответчика была возложена обязанность извещать уполномоченный орган о трудовой занятости, прекращении статуса безработного.
Установив, что ответчик сведений о трудоустройстве с <дата> истцу не предоставил, получал пособия по безработице, суд приходит к выводу о недобросовестности со стороны ФИО1 при получении пособия по безработице, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию пособие по безработице за сентябрь 2020г в размере 9065 руб.
В соответствии с требованиями ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования г.о. Самара государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ГУ <адрес> «Центр занятости населения г.о.Самара» удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу ГУ <адрес> «Центр занятости населения г.о.Самара» пособия по безработице за <дата> в размере 9065 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья п/п Т.Н.Ломакина
Копия верна
Судья
Секретарь
Подлинник решения хранится в материалах дела №