Судья – Петрова Л.С.
Дело № 33-4400
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Выдриной Ю.Г. и Бургановой Н.А., при секретаре Тотьмяниной Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17 апреля 2017г. дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 16 февраля 2017 г., которым на Правительство Пермского края возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить Евдокимову В.С. на территории г.Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Толстиковой М.А., пояснения прокурора Прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., истца Евдокимова В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кочевского района Пермского края в интересах Евдокимова В.С. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. Исковые требования мотивированы тем, что Евдокимов В.С. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит на жилищном учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая не его незаконность. Судом необоснованно возложена обязанность предоставить жилое помещение на территории г. Перми, поскольку это противоречит требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст. 327.1. ГПК РФ, не нашла оснований к его отмене.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Евдокимов В.С.,** г.р., относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей: мать Е. умерла в 2005г, сведения об отце записаны со слов.
Постановлением главы Кочевского муниципального района №** от 25.11.2005г в отношении Евдокимова В.С. установлена опека.
Постановлением главы Кочевского муниципального района №** от 01.09.2008г Евдокимов В.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением ТУ Минсоцразвития Пермского края по КПО от 30.05.2013 № ** Евдокимов В.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в соответствующий список лиц данной категории, нуждающихся в жилом помещении. Данных о наличии у него жилых помещений на праве собственности либо на ином праве не представлено.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 ( в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска. При этом суд правомерно исходил из того, что Евдокимов В.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании образовательного учреждения по достижении 18 лет, будучи поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеет право на предоставление для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 ЖК РФ также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) проживание лица в Пермском крае; 2) отсутствие у лица на праве собственности либо по договору социального найма жилого помещения; 3) в случае, если лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма – отсутствие возможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
При этом в соответствии с абзацем 2 ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18-летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права судебная коллегия находит несостоятельными, отмену решения указанные доводы не влекут.
По правилам ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом в соответствии со статьями 1 и 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.12.2013)"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин свободен в выборе места жительства.
Из материалов дела следует, что Евдокимов В.С. последние несколько лет проживает к г.Перми, имеет постоянное место работы. Из анализа законодательства, регулирующего отношения по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не следует, что жилое помещение может быть предоставлено в любом населенном пункте субъекта Российской Федерации (в частности, Пермского края). Следовательно, возложение судом обязанности предоставить жилое помещение в границах г.Перми закону не противоречит. В то же время предоставление жилого помещения в любом населенном пункте Пермского края может привести к нарушению права лица на выбор места жительства, разрушению социальных и иных связей, которые имеются в настоящее время у Евдокимова В.С. в месте жительства, что является недопустимым.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кочевского районного суда Пермского края от 16 февраля 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: