Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-46/2017 (2-2335/2016;) ~ М-2271/2016 от 08.09.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ессентуки 26 октября 2017 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,

при секретаре Гладченко Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ессентуки к Тихоновой И.П., Тихонову Д.В. об изъятии жилого помещения путем выкупа, определении выкупной стоимости жилого помещения, прекращении права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, признании права муниципальной собственности, по встречному иску Тихоновой И.П. к Администрации города Ессентуки о признании ничтожным договора о выкупе жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Ессентуки обратилась в суд с иском к Тихоновой И.П. об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: *** ***, площадью *** кв.м, кадастровый ***, принадлежащего на праве собственности Тихоновой И.П. (доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме в размере ***), для муниципальных нужд путем выкупа, определении выкупной стоимости равной рыночной стоимости жилого помещения, установленного отчетом *** Центра управления недвижимостью и экспертизы всех форм собственности ООО «Орион-М» от ***, прекращении права собственности Тихоновой И.П. на ***, площадью *** кв.м, расположенную по адресу: ***, кадастровый ***, признании Тихоновой И.П. утратившей право пользования указанным жилым помещением, признании за муниципальным образованием городским округом городом-курортом *** права собственности на указанную квартиру.

В обоснование заявленных требований истцом указано следующее.

Согласно выписке из ЕГРП от ***. *** квартира площадью *** кв.м, расположенная по адресу: ***, кадастровый ***, принадлежит Тихоновой И.П. на праве собственности (доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме в размере ***).

Постановлением Главы города Ессентуки от *** *** утверждено заключение межведомственной комиссии от *** по признанию жилых помещений непригодными для постоянного проживания, согласно которому жилой дом по *** *** признан аварийным.

Администрацией города Ессентуки в адрес Тихоновой И.П., являющейся собственником жилого помещения, было направлено требование о сносе или реконструкции аварийного многоквартирного дома признанного аварийным, непригодным для постоянного проживания (исх. *** от ***.).

Постановлением Администрации города Ессентуки от ***. *** принято решение об изъятии земельного участка площадью *** кв.м с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, для муниципальных нужд.

На основании п.2 указанного постановления принято решение об изъятии для муниципальных нужд в порядке и форме, установленных действующим законодательством, жилого помещения, расположенного по адресу: *** *** площадью *** кв.м, кадастровый (условный) ***, принадлежащего на праве собственности Тихоновой И.П.

Администрацией в адрес Тихоновой И.П. было направлено уведомление (исх. *** от ***.) о принятом решении об изъятии земельного участка площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** и жилого помещения - ***, площадью *** кв.м, кадастровый (условный) *** для муниципальных нужд.

*** Центром управления недвижимостью и экспертизы всех форм собственности СОО «Орион-М» составлен отчет *** об оценке рыночной стоимости квартиры с долей земельного участка под многоквартирным домом и убытков причиненных собственнику жилого помещения в связи с изъятием (доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном ***), расположенной по адресу: ***.

***. Администрацией в адрес Тихоновой И.П. направлено письмо (исх. *** от ***) с приложенным проектом соглашения об изъятии недвижимости, отчет об оценке рыночной стоимости квартиры с долей земельного участка под многоквартирным домом и убытков причиненных собственнику жилого помещения в связи с изъятием, кадастровый паспорт земельного участка, получено ***.

Соглашение об изъятии недвижимости Тихоновой И.П. до настоящего времени не подписано.

*** от представителя Администрации города Ессентуки поступило заявление, в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором он просит суд изъять жилое помещение, расположенное по адресу: ***, площадью *** кв.м, кадастровый ***, принадлежащее на праве собственности Тихоновой И.П. (доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме в размере ***), для муниципальных нужд путем выкупа, определить выкупную стоимость равной рыночной стоимости жилого помещения, установленного отчетом *** Центра управления недвижимостью и экспертизы всех форм собственности ООО «Орион-М» от ***, прекратить право собственности Тихоновой И.П. на ***, площадью *** кв.м, расположенную по адресу: ***, кадастровый ***, признать Тихонову И.П., Тихонова Д.В. утратившими право пользования указанным жилым помещением, признать за муниципальным образованием городским округом городом-курортом *** право собственности на указанную квартиру.

Тихонова И.П. обратилась в суд с встречным иском к Администрации города Ессентуки о признании ничтожным договора (соглашения) о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд от ***.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

В спорном договоре нет упоминания о том, что выкупаемый объект - *** является неотъемлемой частью многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, который в свою очередь является объектом культурного наследия - памятником архитектуры и градостроительства на основании постановления главы администрации СК *** от *** и находится под охраной государства.

Для сделок, связанных с переходом права собственности на данный вид имущества, применяются особые условия.

Данные условия установлены в главе 8 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно ст. 47.1 N 73-Ф3 от 25.06.2002 года, ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

На момент составления и направления ей договора о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд от *** на дом, расположенный по адресу: ***, имелось охранное обязательство, выданное Министерством культуры Ставропольского края ***, о чем администрация г. Ессентуки не могла не знать, поскольку значительная доля в праве на многоквартирный дом по ***, принадлежит именно администрации г. Ессентуки.

В соответствии с п. 1 ст. 47.6 N 73-Ф3 от 25.06.2002 года, в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

При этом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (п. 11 ст. 47.6).

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров нескольким юридическим лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц (п. 11 ст. 47.6).

Исходя из вышеуказанных положений Закона, на администрацию г. Ессентуки, как на собственника доли в многоквартирном доме распространяется требование, указанное в охранном обязательстве от ***.

Вместе с тем, администрации г. Ессентуки не предприняла никаких мер по сохранению объекта культурного наследия, и не дает никаких гарантий сохранности данного объекта при предъявлении требований о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.

В соответствии с требования ст. 48 N 73-Ф3 от 25.06.2002 года в договоре, предусматривающем переход права собственности на объект культурного наследия, должны быть оговорены обязанности нового собственника по сохранению данного объекта в соответствии с охранным обязательством.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст.48).

Распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Федерального закона (п. 5 ст. 48).

В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной (п. 7 ст. 48).

Лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Таким образом, не соблюдение требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» влечет признание сделки по переходу права собственности на объект культурного наследия - ничтожной.

Представитель истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) Администрации города Ессентуки по доверенности Ярушин В.И. в судебном заседании поддержал заявленные Администрацией города Ессентуки исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Против удовлетворения заявленных требований Тихоновой И.П. возражал. Пояснил, что основанием для обращения в суд с настоящим иском послужило то, что спорный дом признан аварийным, проживание в нем угрожает жизни и здоровью граждан. Поскольку дом является памятником архитектуры, возникла необходимость в изъятии земельного участка.

    Ответчик по первоначальному иску (третье лицо по встречному иску) Тихонов Д.В., действующий в своих интересах, а также по доверенности в интересах Тихоновой И.П., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Администрацией города Ессентуки исковых требований, встречные требования Тихоновой И.П. поддержал, просил их удовлетворить.

    Представитель ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Тихоновой И.П. по доверенности Яковлев В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Администрацией города Ессентуки исковых требований, заявленные Тихоновой И.П. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

    Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному) Тихонова И.П., представитель 3-го лица Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В материалах дела имеется отзыв представителя Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, вынести решение на усмотрение суда, в котором указано также следующее.

Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия является уполномоченным органом в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Ставропольского края, действует на основании Положения об управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от *** ***-п, а так же является правопреемником министерства культуры Ставропольского края по обязательствам, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, в части функций, переданных в соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от *** *** «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае».

На основании постановления главы администрации Ставропольского края от *** *** на государственном учете и охране, как объект культурного наследия регионального значения, состоит памятник градостроительства и архитектуры «Дом станичного атамана Н.В. Лисичкина, ***.», ***.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» снос объектов культурного наследия запрещен.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 811 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» для получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия:

заявление о выдаче задания (Приложение N 3 к Регламенту), подписанное уполномоченным лицом, подлинник в 1 экземпляре и копия в 1 экземпляре (в случае предоставления лично).

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в состав проектной (рабочей) документации должно быть в обязательном порядке включено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно требованиям приказа Министерства культуры Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 811 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» для получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия представляется следующий пакет документов:

1) заявление о выдаче задания (Приложение № 3 к Регламенту), подписанное уполномоченным лицом, подлинник в 1 экземпляре и копия в 1 экземпляре (в случае предоставления лично).

Исходя из норм действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия, признание объекта культурного наследия находящимся в аварийном состоянии может осуществляться силами организаций, имеющих лицензию, выданную Министерством культуры Российской Федерации, а также имеющих в штате аттестованных специалистов.

В соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно- проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» в состав научно- проектной документации входит, в том числе, раздел «Предварительные работы». При необходимости, в составе предварительных работ разрабатывается проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий, включающий пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы.

Техническое состояние памятника, в том числе его аварийное состояние, подтверждается на основании акта технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия) (далее - Акт).

При выявлении на этапе предварительных работ аварийного технического состояния объекта культурного наследия, Акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных мероприятий.

Таким образом, противоаварийные работы проводятся на памятнике на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ на объекте культурного наследия, разработанной в рамках раздела «Предварительные работы» научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

Подробно разъяснения о ремонтных и противоаварийных работах на объекте культурного наследия изложены в прилагаемом информационном письме Министерства культуры Российской Федерации от 27 мая 2014 г. №106-01-39/12-ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах».

На основании ст.47.6 Федерального закона в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр.

Охранным обязательством устанавливаются следующие требования: к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона; к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

Согласно ст. 48 Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В связи с вышеизложенным, собственник обязан оформить в управлении охранное обязательство на объект культурного наследия, обеспечить своевременное выполнение ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных их планом, входящим в состав охранного обязательства. Кроме того, собственник обязан обеспечить физическую сохранность объекта культурного наследия. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации снос памятников запрещен, за нарушение данной нормы предусмотрена административная, уголовная и иные формы ответственности.

Лица, на которых зарегистрировано/будет зарегистрировано право собственности на памятник обязаны выполнить вышеуказанные требования.

Прокурор города Ессентуки в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В целях разъяснения и дополнения заключения повторной судебной экспертизы, в соответствии со ст.187 ГПК РФ, в судебном заседании *** был допрошен эксперт Г.А., который пояснил, что он проводил по делу повторную судебную экспертизу, отвечал на пятый вопрос. Расчет компенсации за капитальный ремонт производился им за весь период эксплуатации дома, так как капитальный ремонт на протяжении всего периода в доме не проводился. В материалах дела отсутствовали какие-либо данные о том, что в доме проводился капитальный ремонт. Он производил расчет стоимости капитального ремонта помещений общего пользования за период *** лет, расчет приведен в таблице заключения. То обстоятельство, что у него отсутствовал доступ к исследуемому объекту, не может повлиять на его выводы, поскольку у него было достаточно документов для ответа на поставленный вопрос. В его распоряжении имелись материалы гражданского дела, инвентарное дело.

В целях разъяснения и дополнения заключения повторной судебной экспертизы, в соответствии со ст.187 ГПК РФ, в судебном заседании *** была допрошена эксперт Н.Н., которая пояснила, что она проводила по делу повторную судебную экспертизу. При проведении экспертизы она использовала сравнительный подход. Объект исследования и объекты аналоги находятся в одной территориальной зоне, вид разрешенного использования земельного участка- ИЖС. Территориальная зона определяется с видом разрешенного использования земельного участка. Кадастровая стоимость объектов недвижимости ею не учитывалась. Рыночная стоимость может превышать кадастровую стоимость, так как она часто меняется, не имеет постоянного значения, кадастровая стоимость определяется один раз в пять лет. Тихонов Д.В. отказался обеспечить доступ в исследуемую квартиру, о чем имеется письменное подтверждение. При проведении экспертизы она не руководствовалась методическими рекомендациями по оценке объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия, поскольку она не отвечала на вопрос, который касается объекта культурного наследия. Ценность объекта культурного наследия не влияет на рыночную стоимость. Квартира *** по адресу: ***, согласно инвентарному делу имеет площадь *** кв.м, доля в общем имуществе (***), в пересчете на квадратные метры с учетом доли *** получается *** кв.м, соответственно, квартира с учетом общего имущества составляет *** кв.м. Стоимость квартиры с учетом общего имущества составляет *** рублей. Данный ответ повлияет на остальные выводы экспертизы, в связи с чем, необходимо внести корректировки в выводы по пятому вопросу. Поскольку изменилась сумма, в экспертизе услуги риэлтора рассчитывались ***% от суммы, учитывался только земельный участок, но в связи с увеличением суммы на *** рублей, общая сумма компенсации составит *** *** рублей, соответственно, услуги риэлтора будут составлять не *** рублей, а *** рублей, с учетом округления не *** рублей, как указано в заключении, а *** рублей.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, экспертов, исследовав представленные доказательства, инвентарное дело ***, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Конституцией РФ право частной собственности охраняется законом. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч.1ст.15). Перечисления в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55).

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Как установлено в судебном заседании, согласно выписке из ЕГРП от ***. *** квартира площадью *** кв.м, расположенная по адресу: ***, кадастровый ***, принадлежит на праве собственности Тихоновой И.П. (доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме ***).

Дом, в котором ответчику принадлежит на праве собственности квартира, относится к объектам культурного наследия (памятник истории и культуры регионального значения «Дом станичного атамана Н.В. Лисичкина»), о чем имеется охранное обязательство.

Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***. Указанный земельный участок имеет разрешенное использование -под многоквартирный жилой дом, категории - земли населенных пунктов.

В силу требований ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в т.ч. обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Требованиями ст. 281 ГК РФ установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в т.ч. упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу требований ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

В силу требований п.1 ч.2 ст. 16 ФЗ «О фонде содействия жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ и ч.1 ст. 32 ЖК РФ в программу включаются многоквартирные дома: признанные в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; собственники помещений в которых в установленный органом местного самоуправления муниципального образования не осуществили их снос или реконструкцию как аварийных многоквартирных жилых домов.

Как установлено в рекомендациях Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» нормы, содержащиеся в ст. 32 ЖК РФ, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (ст.ст. 279 - 283 ГК РФ, ст.ст. 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);

в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (ст.ст. 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 ст. 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);

г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 ст. 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

При этом, исходя из положений ч. 4 ст. 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Постановлением Главы города Ессентуки от *** *** утверждено заключение межведомственной комиссии от *** по признанию жилых помещений непригодными для постоянного проживания, согласно которому жилой дом по *** *** признан аварийным.

В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.

Согласно п.7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

При этом, жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан.

То обстоятельство, что жилой дом по адресу: *** является объектом культурного наследия, находится в аварийном и непригодном для постоянного проживания состоянии, установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами.

Вместе с тем, статус жилого дома как объекта культурного наследия не влияет на процедуру признания дома аварийным. Порядок признания помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным распространяется, в том числе, и на объекты культурного наследия.

*** за исходящим номером *** в адрес ответчика Тихоновой И.П. было направлено требование администрации г.Ессентуки о реконструкции аварийного многоквартирного дома, признанного аварийным, непригодным для постоянного проживания с разъяснением о возможности получения разрешения на строительство, сносе или реконструкции аварийного жилья. В указанном требовании ответчику также разъяснено, что в случае не обращения в месячный срок с заявлением о получении указанного выше разрешения, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, соответственно будет подлежать изъятию и жилое помещение в указанном доме. Ответчику также предложено в срок до *** письменно уведомить администрацию о принятом решении.

Какие-либо действия по получению разрешения на строительство или реконструкцию аварийного жилья ответчиком Тихоновой И.П. в установленный срок предприняты не были. Письменное уведомление о принятом ею решении в адрес администрации ответчик не направляла, что не оспаривалось в судебном заседании.

Постановлением администрации г.Ессентуки *** от *** земельный участок под многоквартирным жилым домом *** по *** изъят для муниципальных нужд.

Указанное постановление в установленном законом порядке зарегистрировано в ФГБУ "ФКП Росреестра", запись о регистрации *** от ***.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп.

*** за исходящим номером *** комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки в адрес Тихоновой И.П. было направлено уведомление об изъятии земельного участка площадью *** кв.м, и жилого помещения - ***, площадью *** кв.м, расположенных по адресу : *** *** для муниципальных нужд.

Указанное уведомление получено ответчиком, что подтверждается копией уведомления о вручении заказной почтовой корреспонденции (т.1 л.д.16) и не оспаривалось в судебном заседании.

*** на основании заявления заказчика - администрации г.Ессентуки, ООО «Орион-М» проведена оценка рыночной стоимости квартиры с долей земельного участка под многоквартирным домом и убытков, причиненных собственнику жилого помещения в связи с изъятием, расположенной по адресу: ***. Рыночная стоимость квартиры, включая долю земельного участка и убытки, согласно оценке составляет - *** рублей.

Письмом от *** исх.*** Тихонова И.П. уведомлена о рыночной стоимости квартиры, установленной отчетом, ей направлен для подписания проект соглашения о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд и копия самого отчета. При этом, ответчик Тихонова И.П. предупреждена, что в случае отсутствия подписанного соглашения, комитет по муниципальной собственности обратится в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта.

Ответчик Тихонова И.П. соглашение не подписала.

Таким образом, судом установлено, что нарушений процедуры, предшествующей изъятию земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: ***, со стороны администрации г. Ессентуки не допущено.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных администрацией г.Ессентуки требований в части изъятия жилого помещения, расположенного по адресу: ***, принадлежащей на праве собственности Тихоновой И.П. для муниципальных нужд путем выкупа; прекращения права собственности Тихоновой И.П. на квартиру; признания Тихоновой И.П., Тихонова Д.В. утратившими право пользования жилым помещением; признания за Муниципальным образованием городским округом городом-курортом *** права собственности на ***, площадью *** кв.м., расположенную по адресу: ***, кадастровый ***.

Обсуждая исковые требования администрации об определении выкупной цены в соответствии с отчетом ООО «Орион-М» об оценке рыночной стоимости квартиры, суд приходит к следующему.

В обоснование заявленных требований в части определения размера выкупной цены спорного имущества, администрацией г.Ессентуки суду представлен отчет ООО «Орион-М» *** об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: ***, которая определена в размере - *** рублей. При этом, объектом оценки, принимаемым во внимание оценщиком, являлось следующее имущество: *** общей площадью - *** кв.м., доля земельного участка под многоквартирным жилым домом, а также убытки, причиненные собственнику жилого помещения в связи с изъятием.

Оценивая указанное письменное доказательство в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о невозможности принятия его за основу, поскольку Отчет составлен как указано ранее ***, между тем, с настоящим иском администрация г.Ессентуки обратилась в суд лишь ***, т.е. спустя год.

Между тем, в силу ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета.

Кроме того, при проведении указанного исследования, эксперт не был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исследование проводились не в рамках рассмотрения судом гражданского дела.

Что касается заключения судебной экспертизы *** от ***, выполненной Научно - образовательным центром Судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения СКФУ (Северо-Кавказский Федеральный университет) г.Ставрополя, то по мнению суда, указанное заключение не может быть принято за основу при определении выкупной цены спорного недвижимого имущества ввиду того, что допрошенный эксперт В.А. в судебном заседании пояснил суду, что при определении размера денежного возмещения спорных доли земельного участка и квартиры, принадлежащих ответчику, им не учитывалось аварийное состояние изымаемого объекта недвижимости.

Между тем, в распоряжение экспертов судом были предоставлены материалы гражданского дела, в которых имеется постановление главы администрации г.Ессентуки *** от *** о признании аварийными жилых помещений, в том числе: спорного жилого ***, а также постановление администрации г.Ессентуки *** от *** об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и помещений в нем, расположенных по *** ***, для муниципальных нужд.

Кроме того, заключение экспертов фактически не содержит ответа на поставленный судом вопрос о стоимости доли земельного участка, в экспертном заключении экспертом применен лишь один сравнительный метод оценки без обоснования мотивов избрания именно данного метода оценки.

Оценивая в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ заключение повторной судебной оценочной экспертизы *** от ***, выполненной экспертами ООО Краевое экспертное учреждение «Гарант Эксперт» г.Пятигорска, суд считает возможным положить указанное заключение в основу решения, поскольку данное заключение согласуется с другими доказательствами по делу, основания для сомнений в квалификации экспертов у суда отсутствуют, эксперты при выполнении исследования были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, при оценке спорных объектов недвижимости экспертами был применен коэффициент аварийности жилого помещения, т.е. экспертами были изучены материалы гражданского дела.

Допущенные в заключении технические описки в части неверного указания номера дома и квартиры, принадлежащей ответчику Тихоновой И.П., не влияют на относимость и допустимость данного письменного доказательства.

Объективных доказательств, опровергающих выводы экспертов, суду не представлено.

Допрошенные в судебном заседании эксперты Н.Н. и Г.А. подтвердили выводы, изложенные в заключении *** от ***.

В силу требований ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заключение повторной судебной экспертизы *** от ***, выполненной экспертами ООО Краевое экспертное учреждение «Гарант Эксперт» г.Пятигорска отвечает вышеуказанным требованиям закона.

Процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд не может быть завершена без полного возмещения собственнику земельного участка, землепользователю, землевладельцу, арендатору всех убытков, обусловленных изъятием земельного участка.

В силу требований ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с гражданским и земельным законодательством при выкупе земельного участка для государственных и муниципальных нужд в выкупную цену включаются все убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием участка, в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Вместе с тем, суд отмечает, что в силу требований ч.7 ст. 36 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество.

В силу ч.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п.1 ч.4 ст. ст. 37 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:

1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно п.2, 4 и 5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящее в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Для возникновения права на это имущество не требуется какого - либо оформления, регистрации и т.п. действий с этим имуществом, достаточно юридически корректного оформленного существования самого многоквартирного дома. Кроме того, земельные участки при многоквартирном доме являются объектами права - недвижимыми вещами. При этом, право собственности на земельный участок возникает, естественно, после того как возникает сам земельный участок. А создание (формирование) земельного участка связано с осуществлением ряда достаточно сложных актов, завершающихся внесением сведений об участке в государственный кадастр недвижимости.

При определении стоимости доли земельного участка экспертом также принимались во внимание аналоги, местонахождение которых, также определено в центре города Ессентуки, т.е. в месте изъятия объекта. Экспертом при оценке земельного участка принимались поправки на действующую дату предложения, на условия рынка, на доступность общественного транспорта, на площадь, подводящие коммуникации и т.д.

Экспертом, при определении рыночной стоимости земельного участка, применялся сравнительный подход, который опирается на рыночную информацию, отличается хорошей достоверностью получаемых результатов, так как подтвержден открытыми публичными ссылками на источник информации.

Таким образом, при определении рыночной стоимости оцениваемого объекта суд руководствуется заключением повторной судебной оценочной экспертизы *** от ***, выполненной экспертами ООО Краевое экспертное учреждение «Гарант Эксперт» г.Пятигорска, согласно выводам которой, рыночная стоимость земельного участка, кадастровый *** общей площадью *** кв.м на момент проведения экспертизы составляет *** рублей. В силу того, что не один из подходов (затратный, сравнительный, доходный) не применим для определения рыночной стоимости объекта имущества многоквартирного *** не представляется возможным. На момент проведения экспертизы доступ к объекту оценки Квартиры *** по *** не был обеспечен, о чем имеется письменное подтверждение. Не проводя визуальное обследование объекта оценки *** эксперта нет возможности определить рыночную стоимость доли Тихоновой И.П. (*** в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном ***, включая ее жилое помещение – ***. Рыночная стоимость принадлежащей Тихоновой И.П. *** доли земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, по адресу: *** на момент проведения экспертизы составляет *** рублей. Для квартиры *** площадью *** кв.м, по адресу: *** размер денежной компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме, принимается пропорционально *** доли и составляет *** рублей. Размер убытков, причиняемых Тихоновой И.П., как собственнику изъятием жилого помещения (убытков, которые он должен будет понести в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформление права собственности на другое жилое помещение) составляет *** рублей.

Кроме того, в судебном заседании экспертом Н.Н. произведен расчет рыночной стоимости доли Тихоновой И.П. (*** в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном ***, включая ее жилое помещение – ***, которая составляет *** рублей. Также эксперт пояснила, что в связи с увеличением суммы компенсации, размер убытков, причиняемых Тихоновой И.П., будет составлять не *** рублей, а *** рублей.

Оснований не доверять расчету эксперта у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, данное заключение экспертов, как указано ранее, а также расчеты эксперта, сделанные им в судебном заседании, принимаются судом за основу при определении сумм, подлежащих выплате ответчику Тихоновой И.П.

Указанная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом ВС РФ от 29 апреля 2014 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об определении выкупной стоимости жилого помещения *** в следующем размере: размер выплаты возмещения за изымаемые *** доли земельного участка для муниципальных нужд с кадастровым номером *** рублей; размер выплаты возмещения за *** кадастровый ***, расположенную в многоквартирном доме по адресу: *** - *** рублей; размер возмещения убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки: «а» которые собственники понесут в связи с изменением места проживания; «б» убытки, связанные с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения; «в» убытки, связанные с переездом; «г» убытки, связанные с поиском другого жилого помещения; «д» убытки на оформление права собственности другого жилого помещения - *** рублей.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить то, что действительно, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» снос объектов культурного наследия запрещен. Вместе с тем, решение о сносе объекта культурного наследия не принималось.

Выполняя возложенные обязанности, признав многоквартирный жилой дом аварийным и подлежащим реконструкции, функциональный орган местного самоуправления предоставил право собственникам жилых помещений в конкретный срок провести реконструкцию многоквартирного дома, а в случае отказа от реализации данного права оставил за собой полномочия на принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, действуя исключительно с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Учитывая, что жилой дом по адресу: *** является объектом культурного наследия регионального значения, работы по его реконструкции должны проводиться с учетом ограничений и особенностей, установленных ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)».

Суд считает заслуживающим внимание мнение Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия о том, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за поведением работ.

Вместе с тем, факт признания надлежащим органом аварийным и подлежащим сносу жилого дома, являющегося объектом культурного наследия, не являлось препятствием для реализации собственниками права на реконструкцию объекта, равно и как не препятствовало принятию решения органом местного самоуправления об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд.

В судебном заседании установлено, что собственники спорного жилого дома отказались от реализации права на реконструкцию жилого дома, признанного в установленном порядке аварийным, большинство собственников передали права на жилые помещения органу местного самоуправления. Учитывая явно незначительный размер доли в праве собственности Тихоновой И.П., с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных Администрацией города Ессентуки исковых требований.

Требования Тихоновой И.П. о признании ничтожным договора (соглашения) от *** года о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд не подлежат удовлетворению в связи с вышеуказанным, а также в связи с тем, что договор со стороны Тихоновой И.П. не подписан, следовательно, является не заключенным, а незаключенный договор не может быть признан недействительным (ничтожным).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации города Ессентуки к Тихоновой И.П., Тихонову Д.В. об изъятии жилого помещения путем выкупа, определении выкупной стоимости жилого помещения, прекращении права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, признании права муниципальной собственности – удовлетворить в части.

Изъять жилое помещение, расположенное по адресу: ***, *** - ***, площадью *** кв.м, кадастровый (условный) ***, принадлежащее на праве собственности Тихоновой И.П. для муниципальных нужд путем выкупа.

Прекратить право собственности Тихоновой И.П. на ***, площадью *** кв.м, расположенную по адресу: ***, кадастровый ***.

Признать Тихонову И.П., Тихонова Д.В. утратившими право пользования жилым помещением - квартирой ***, площадью *** кв.м, расположенной по адресу: ***, кадастровый ***.

Признать за Муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки Ставропольского края право собственности на ***, площадью *** кв.м, расположенную по адресу: ***, кадастровый ***.

Определить выкупную стоимость жилого помещения *** в следующем размере:

размер выплаты возмещения за изымаемые *** доли изымаемого земельного участка для муниципальных нужд с кадастровым номером ***, в размере ***) рублей;

размер выплаты возмещения за *** кадастровый ***, расположенную в многоквартирном доме по адресу: ***, в размере ***) рублей;

размер возмещения убытков, причиненных собственникам жилого помещения его изъятием, включая убытки: «а» которые собственники понесут в связи с изменением места проживания; «б» убытки, связанные с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения; «в» убытки, связанные с переездом; «г» убытки, связанные с поиском другого жилого помещения; «д» убытки на оформление права собственности другого жилого помещения, в размере ***) рублей.

В удовлетворении исковых требований Администрации г. Ессентуки к Тихоновой И.П. об определении выкупной стоимости равной рыночной стоимости жилого помещения, установленного отчетом *** Центра управления недвижимостью и экспертизы всех форм собственности ООО «Орион-М» от *** - отказать.

В удовлетворении исковых требований Тихоновой И.П. к Администрации города Ессентуки о признании ничтожным договора о выкупе жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд течение месяца со дня изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2017 года.

Судья -                      М.Э. Хетагурова

2-46/2017 (2-2335/2016;) ~ М-2271/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация г. Ессентуки
Ответчики
Тихонова Ирина Павловна
Тихонов Денис Витальевич
Другие
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия
представитель ответчика Яковлев Виталий Владимирович
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Хетагурова Мадина Эмбековна
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
08.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2016Передача материалов судье
19.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2016Подготовка дела (собеседование)
11.10.2016Подготовка дела (собеседование)
20.10.2016Подготовка дела (собеседование)
20.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2016Судебное заседание
21.11.2016Подготовка дела (собеседование)
30.11.2016Подготовка дела (собеседование)
30.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2016Судебное заседание
11.07.2017Производство по делу возобновлено
20.07.2017Судебное заседание
27.07.2017Подготовка дела (собеседование)
27.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2017Судебное заседание
08.08.2017Судебное заседание
19.10.2017Производство по делу возобновлено
25.10.2017Судебное заседание
26.10.2017Судебное заседание
31.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее