Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1385/2021 ~ М-517/2021 от 05.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2021 года Центральный районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Дурмановой Е.М.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1385/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с ФИО1 недоимку по земельному налогу и пени в сумме 4 179 рублей 26 копеек из которой:

недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за период 2018 г., налог в размере 838 рублей, пеня в размере 12,31 рубль, за период 2017 г., налог в размере 1225 рублей, пени в размере 17,90 рублей, за период 2016 г., налог в размере 1225 рублей, пени в размере 24,03 рубля;

недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за период 2018 г., налог в размере 187 рублей, пеня в размере 2,75 рубль, за период 2017 г., налог в размере 187 рублей, пени в размере 2,74 рублей, за период 2016 г., налог в размере 187 рублей, пени в размере 3,67 рубля;

недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за период 2018 г., налог в размере 263 рубля, пеня в размере 3,86 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является налогоплательщиком в связи с наличием объектов налогообложения. В установленные законом сроки налоговый орган направил ответчику налоговое уведомление, однако в установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи, с чем налоговым органом начислены пени. Позднее в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога, которое оставлено ответчиком также без исполнения.

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Просил восстановить срок для обращения в суд с иском, поскольку срок пропущен по уважительной причине, на удовлетворении исковых требований настаивал, по доводам и основаниям, изложенным письменно. При подготовке дела к судебному разбирательству пояснил, что они с заявлением о выдачи судебного приказа обращались только ДД.ММ.ГГГГ, после указанной даты в их адрес он не возвращался, определение о возврате заявления о выдачи судебного приказа о взыскании с ФИО1 обязательных платежей от мировой судьи в адрес налоговой инспекции не поступал.

Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причине неявки не известила, ходатайств об отложении или о рассмотрении дела в ее отсутствие судье не поступало.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).

Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ).

Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (п. 4 ст. 31 НК РФ, Приказ ФНС РФ № ММВ-7-11/324@ от 23.05.2011г. «Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи").

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный день просрочки.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы

    Судом установлено, и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес>, что подтверждается материалами дела.

Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Согласно ст. ст. 363, 397, 409 НК Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК Российской Федерации).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

ФИО1 были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ В последующем требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые оставлены ответчиком также без исполнения.

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Из представленных налоговых уведомлений и требования об уплате налога, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания земельного налога налоговым органом была соблюдена.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, с исковым заявлением в суд с даты принятия определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с ФИО1 превысила 3 000 рублей ДД.ММ.ГГГГ, срок для добровольной оплаты по требованию установлен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок подачи заявления о вынесении судебного приказа до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 3 288 рублей, пени в размере 54,24 рубля, по земельному налогу с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 561 рубль, пени в размере 9,16 рублей, по земельному налогу с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 263 рубля, пени в размере 3,86 рублей.

Вышеуказанный судебный приказ по заявлению должника отменен ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административный истец обратился к мировому судье с заявление о выдачи судебного приказа уже с нарушенным сроком.

Административный истец обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска, ссылаясь на тот факт, что они обратились к мировому судье с заявлением о выдачи судебного приказа только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленные законом сроки, о том, что мировым судьей было возвращено заявление в связи с выявленными недостатками административному истцу не было известно. Они обращались единожды, именно ДД.ММ.ГГГГ. Повторно заявление о выдачи судебного приказа в отношении ФИО4 налоговый орган не направлял.

Суд, считает необходимым удовлетворить ходатайство административного истца по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу и пени в общей сумме 4 179 рублей 26 копеек, что подтверждается списком почтовой корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ , штампом входящей корреспонденции.

Определением мирового судьи судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области ФИО5 вынесено определение о возвращении вышеуказанного заявления в связи с тем, что в представленном заявлении не указан период, за который налоговая инспекция просит взыскать недоимки по налогам, что лишает возможности суд проверить обоснованность заявленных требований налогового органа.

Согласно представленному мировым судьей судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области ФИО5 сопроводительному письму копия определения суда, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности и приложенные к нему документы направлены в Межрайонную ИФНС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, трек номер не представлен, сведений о получении представителем заявителя документов нарочно материалы дела не содержат.

В то время как, в ходе внутренней служебной проверки МРИФНС России 15 по <адрес> было установлено, что определение о возвращении заявления о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в Межрайонную ИФНС по <адрес> не поступало. Заявление о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 направлялось мировому судье судебного участка Центрального судебного района <адрес> однократно, согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что материалы дела доказательств получения определения мирового судьи от судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержат, суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок для обращения в суд по взысканию обязательных платежей пропущен по уважительной причине, поэтому подлежит его восстановлению.

С учетом того, что административным ответчиком не представлены в суд доказательства об отсутствии у нее задолженности по недоимке по земельному налогу за 2016, 2017 и 2018 налоговый период в сумме 4 112 рублей (838+1225+1225+187+187+187+263), суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

В связи с неуплатой налога в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного налога начисляются пени. Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Административный истец просит взыскать пени по земельному налогу за период с 2016 по 2018 налоговый период в сумме 67 рублей 26 копеек (12,31+17,90+24,03+2,75+2,74+3,67+3,86).

Поскольку ответчик своевременно недоимку по земельному налогу не оплатила, а также не представила в суд доказательства об отсутствии у нее задолженности по указанным выше пеням, требование о взыскании с ответчика пени подлежит также удовлетворению.

В связи с тем, что истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя, в размере 400 рублей подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 14,175-178 КАС РФ

р е ш и л:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по <адрес> недоимку по земельному налогу и пени за период 2016, 2017, 2018 гг. в общей сумме 4 179 рублей 26 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.М. Дурманова

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 года

Судья Е.М. Дурманова

2а-1385/2021 ~ М-517/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области
Ответчики
Былинина В.В.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Дурманова Е.М.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
10.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2021Регистрация административного искового заявления
05.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Подготовка дела (собеседование)
01.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее