Дело № 2-8774/2016
Изготовлено 24 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2016 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Молчановой Е.В.,
при секретаре Суковой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения <адрес> об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее - Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи» (далее – ГОБУЗ МГКБСМП), Министерству здравоохранения <адрес> об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что Управлением Роспотребнадзора в ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования на основании приказа Управления №-Э от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБУЗ МГКБСМП родильный <адрес> установлено нарушение санитарного законодательства, а именно: в помещениях родильного стационара кратность и организация воздухообмена не соответствуют нормативным требованиям п. 6.10., (приложение3) СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; в послеоперационной палате (помещение класса чистоты А) - система вентиляции не является автономной (общие системы вентиляции с помещениями обсервационного отделения) п. 6.12. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; в палате № (бокс) система вентиляции не являются автономной (общая система притока с другими помещениями отделения) п. 6.19. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Вышеуказанные нарушения санитарного законодательства отражены и зафиксированы в акте санитарно-эпидемиологического расследования №-Э от ДД.ММ.ГГГГ и предписании Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-Э, со сроком исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении МБУЗ «МГКБСМП» к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Кроме того, нарушения санитарного законодательства отражены и зафиксированы в акте внеплановой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № МБУЗ «МГКБСМП» переименовано в ГОБУЗ «МГКБСМП» - пункт 1.1. приказа.
Таким образом, имеет место длительное нарушение санитарного законодательства ГОБУЗ «МГКБСМП».
Учредителем ГОБУЗ «МГКБСМП» является Министерство здравоохранения <адрес>, на которое пунктом 1.2. Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ПП, на Министерство возложены полномочия по осуществлению координации и контроля деятельности подведомственных ему организаций (приложение к Положению). Министерство является получателем бюджетных средств, связанных с исполнением возложенных на него функций полномочий, которое вправе обратиться в Министерство финансов <адрес> с заявкой о выделении необходимых денежных средств на данные мероприятия.
Просит Обязать ГОБУЗ «МГКБСМП» по адресу: г. Мурманск, <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
-в соответствии с требованиями п. 6.10. (приложение 3) СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ- 10 обеспечить в помещениях родильного стационара кратность и организацию воздухообмена в соответствии нормативными требованиями;
-в соответствии с требованиями п. 6.12. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в послеоперационной палате (помещение класса чистоты А) обеспечить автономную систему вентиляции;
-в соответствии с требованиями и. 6.19. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в палате № (бокс) обеспечить автономную систему вентиляции; обязать Министерство здравоохранения <адрес> обратиться в Министерство финансов <адрес> с заявкой о выделении необходимых денежных средств для выполнения ГОБУЗ «МГКБСМП» выявленных нарушений требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ - и. 6.10. (приложение 3), п. 6.12., и. 6.19
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ГОБУЗ МГКБСМП в судебном заседании не оспаривая выявленные Управлением Роспотребназора по <адрес> и заявленные к устранению нарушения, и необходимость их устранения, однако полагал срок, заявленным без учета времени необходимо для соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ и законодательства о контрактной системе, а также времени для выполнения работ. Просил установить срок устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – Министерство здравоохранения <адрес> в судебном заседании в части заявленных к министерству требований пояснил, что при формировании регионального бюджета на 2017 год в проект государственной программы <адрес> «Развитие здравоохранения» в подпрограмме «развитие инфраструктуры системы здравоохранения» предусмотрены средства областного бюджета в сумме 10 000 000 рублей на выполнение мероприятий по ремонту системы вентиляции в родильном доме ГОБУЗ «МГКБСМП». Просила в иске к Министерству отказать.
Представитель третьего лица – Министерство финансов <адрес> в судебном заседании пояснила, что в настоящее время подготовлен проект закона <адрес> «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ который внесен в Мурманскую областную Думу.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Статьей 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) предусмотрено, что государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила) устанавливаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно статье 2 Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8 Закона).
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; (ст. 11 Закона).
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 24 Закона)
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 39 Закона №).
В судебном заседании установлено, что ГОБУЗ МГКБСМП является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, основным видом деятельности которого является медицинская деятельность. Учредителем и собственником имущества учреждения является <адрес> в лице Министерства здравоохранения <адрес>.
В ходе проведения Управлением Роспотребнадзора по <адрес> на основании приказа Управления №-Э от ДД.ММ.ГГГГ санитарно-эпидемиологического расследования в отношении МБУЗ МГКБСМП родильный <адрес> установлено нарушение санитарного законодательства, а именно: в помещениях родильного стационара кратность и организация воздухообмена не соответствуют нормативным требованиям п. 6.10., (приложение3) СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; в послеоперационной палате (помещение класса чистоты А) - система вентиляции не является автономной (общие системы вентиляции с помещениями обсервационного отделения) п. 6.12. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; в палате № (бокс) система вентиляции не являются автономной (общая система притока с другими помещениями отделения) п. 6.19. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.
Вышеуказанные нарушения санитарного законодательства отражены и зафиксированы в акте санитарно-эпидемиологического расследования №-Э от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. -17) и подтверждаются экспертным заключением по гигиенической оценке физических факторов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-21).
По результатам расследования в адрес МБУЗ МГКБСМП Управлением выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-Э об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-34).
Постановлением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № МБУЗ «МГКБСМП» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ (л.д. 84-92).
Приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «МГКБСМП» переименовано в ГОБУЗ «МГКБСПМ» (л.д. 57).
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому предписано обеспечить работу вентиляционных систем помещений родильного <адрес> МБУЗ «МГКБСМП» в соответствии с требованиями раздела 6 главы I СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не исполнено.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика судебном заседании.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований и правил, направленных на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, связанных в основном с охраной здоровья граждан и охраной окружающей среды, непосредственным образом создают угрозу возникновения заболеваний.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований к ответчику ГОБЗ «МГКБСМП» и удовлетворяет их.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая сроки устранения нарушений, суд принимает во внимание доводы представителя ответчика ГОБУЗ «МГКБСМП» о необходимости соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О Комитете государственных закупок <адрес>», времени, необходимого для выполнения работ по реконструкции вентиляционной системы и капитального ремонта, и определяет срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования к Министерству здравоохранения <адрес> суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ПП, Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему организаций (приложение к Положению).
В соответствии с пунктом 2.ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, Минздрав МО осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Главный распорядитель бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований, внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа <адрес> «Развитие здравоохранения».
Согласно статьей 179 Бюджетного кодекса РФ Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Материалами дела подтверждается, что проект <адрес> «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» внесен в Мурманскую областную Думу.
При формировании регионального бюджета на ДД.ММ.ГГГГ в государственную программу <адрес> «Развитие здравоохранение» включены мероприятия по ремонту вентиляционных систем помещений родильного <адрес> ГОБУЗ «МГКБСМП» в целях устранения нарушений санитарного законодательства в соответствии с пунктом 3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №-Э.
Ремонт в родильном доме планируется с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Министерство здравоохранения <адрес>, как распорядитель средств областного бюджета, выполнил действия, направленные на устранение нарушений, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований к Министерству здравоохранения <адрес> не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 60, 67, 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> удовлетворить частично.
Обязать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи» по адресу: г.Мурманск, <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
в соответствии с требованиями п. 6.10. (приложение 3) СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ- 10 обеспечить в помещениях родильного стационара кратность и организацию воздухообмена в соответствии нормативными требованиями;
-в соответствии с требованиями п. 6.12. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в послеоперационной палате (помещение класса чистоты А) обеспечить автономную систему вентиляции;
-в соответствии с требованиями и. 6.19. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в палате № (бокс) обеспечить автономную систему вентиляции.
В части требований к Министерству здравоохранения <адрес> о понуждении обратиться в Министерство финансов <адрес> с заявкой о выделении необходимых денежных средств для выполнения ГОБУЗ «МГКБСМП» выявленных нарушений требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ - и. 6.10. (приложение 3), п. 6.12., и. 6.19 – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский суд.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Е.В.Молчанова