Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1578/2023 ~ М-6192/2022 от 26.12.2022

63RS0039-01-2022-007743-96

2а-1578/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 апреля 2023 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1578/2023 по административному иску МИФНС России № 23 по Самарской области к Любавину Е.В. о взыскании обязательных платежей,

установил:

МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Любавина Е.В. обязательных платежей, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, обязанность по уплате налога в проверяемый налоговый период не исполнил, судебный приказ о взыскании недоимки отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с Любавина Е.В. задолженность в общем размере 2675,72 руб., в том числе:

налог на имущество физических лиц: пени за 2014 год в размере 265,61 руб., пени за 2016 год в размере 80,53 руб.,

транспортный налог с физических лиц: налог за 2014 год в размере 759 руб., налог за 2016 год в размере 538 руб., налог за 2017 год в размере 317 руб., пени за 2014 год – 602,88 руб., пени за 2016 год – 70,92 руб., пени за 2017 год – 41,78 руб.

Представитель МИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Любавин Е.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен, причину неявки суду не сообщил, отзыв по делу не представил.

В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела следует, что на основании сведений о зарегистрированных за ответчиком объектах налогообложения налоговым органом начислялся транспортный налог и налог на имущество физических лиц с направлением в адрес налогоплательщика следующих налоговых уведомлений:

№ 292331 от 06.04.2015 о суммах транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год,

№ 124009310 от 04.09.2016 о суммах транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год,

№ 31162157 от 21.09.2017 о суммах транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год,

№ 55704957 от 13.09.2018 о суммах транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год.

В связи неуплатой транспортного налога за 2016 и 2017 гг. налоговым органом выставлено требование № 25411 от 07.02.2019 об уплате в срок до 02.04.2019 недоимки по транспортному налогу в общем размере 855 руб. и пени 14,27 руб. (л.д. 11).

Также налоговым органом выставлено требование № 33760 от 02.07.2020 об уплате в срок до 18.08.2020 транспортного налога за 2014 год в размере 759 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2014-2017 гг., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 гг. (л.д. 13).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (пункт 1).

Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (пункт 6).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

С учетом этого плательщиком налога на имущество физических лиц является физическое лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости указано как обладающее правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в проверяемые налоговые периоды (2014-2016 гг.) административный ответчик не являлся собственником объекта недвижимости – квартиры с КН по адресу: <адрес>, на который начислялся налог на имущество физических лиц, следовательно, требование налогового органа о взыскании пени от недоимки за данные периоды не подлежат удовлетворению.

Требование о взыскании транспортного налога за 2014, 2016 и пени от данной недоимки не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 70 НК РФ (в применимой редакции, действовавшей в период выставления налоговых уведомлений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.

Срок уплаты транспортного налога за 2014 год согласно налоговому уведомлению № 292331 от 06.04.2015 установлен до 01.10.2015.

Требование об уплате транспортного налога за 2014 год выставлено только 02.07.2020 (требование № 33760), то есть за пределами установленного ст. 70 НК РФ трехмесячного срока

Срок уплаты транспортного налога за 2016 год согласно налоговому уведомлению № 31162157 от 21.09.2017 установлен до 01.12.2017.

Требование об уплате транспортного налога за 2016 год выставлено только 07.02.2019 (требование № 25411), то есть за пределами установленного ст. 70 НК РФ трехмесячного срока.

Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.

В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Данный вывод содержится в определении Конституционного суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 822-О, который нашел отражение в Письме ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12690@, направленном для использования в работе в налоговые органы.

Таким образом, направление налогоплательщику требования об уплате налога не прерывает течение срока, в который налоговый орган вправе обратиться в суд за его принудительным взысканием.

Срок на добровольное исполнение требования об уплате налога, в соответствии с п.4 ст.69 НК РФ, составляет 8 рабочих дней со дня его получения. При этом направленное по почте заказным письмом требование считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Следовательно, при определении даты истечения срока на обращение в суд следует просуммировать совокупные сроки: срок направления требования об уплате налога, срок, по истечении которого оно считается полученным налогоплательщиком, срок для добровольного исполнения этого требования и установленный ст.48 НК РФ срок на обращение в суд.

Положениями ст. 48 НК РФ (в применимой редакции, действовавшей в период выставления требований об уплате налогов) определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Учитывая, что срок уплаты транспортного налога за 2014 год согласно налоговому уведомлению № 292331 от 06.04.2015 установлен до 01.10.2015, требование об уплате налога должно было быть выставлено в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, то есть не позднее 02.01.2016, получено налогоплательщиком в течение 6 дней с момента направления требования (08.01.2016) и исполнено в течение 8 рабочих дней, то есть до 20.01.2016, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога, не превышающего 3000 рублей, надлежало обратиться в течение трех лет шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть до 20.07.2019.

Срок уплаты транспортного налога за 2016 год согласно налоговому уведомлению № 31162157 от 21.09.2017 установлен до 01.12.2017, следовательно, требование об уплате налога должно было быть выставлено в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, то есть не позднее 02.03.2018, получено налогоплательщиком в течение 6 дней с момента направления требования (09.03.2018) и исполнено в течение 8 рабочих дней, то есть до 21.03.2018, а значит, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога, не превышающего 3000 рублей, надлежало обратиться в течение трех лет шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть до 21.09.2021.

Согласно реестру направления заявлений на выдачу судебных приказов МИФНС России № 23 по Самарской области заявление о выдаче судебного приказа о взыскании спорной недоимки поступило мировому судье судебного участка № 28 Ленинского судебного района г.Самары 17.06.2022, то есть с пропуском указанных сроков.

27.09.2022 мировым судьей судебного участка № 28 Ленинского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ № 2а-3742/2022 о взыскании с Любавина Е.В. задолженности в общем размере 2675,72 руб.

Определением от 21.10.2022 данный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.

Административное исковое заявление согласно почтовому конверту направлено в суд 23.12.2022.

Пропуск срока направления требования, как одной из составляющих совокупного срока для принудительного взыскания, учитывается при обращении в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 10 апреля 2003 года N 5-П, от 14 июля 2005 года N 9-П; определение от 21 апреля 2005 года N 191-О).

В пункте 3 Определения N 381-О-П от 8 февраля 2007 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Несоблюдение налоговой инспекцией совокупных сроков, установленных для принудительного взыскания налогов, является основанием для отказа во взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016 и пени от данной недоимки.

Требование № 25411 от 07.02.2019 об уплате транспортного налога за 2017 год выставлено своевременно, срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, истекавший 02.10.2022 (02.04.2019 + 3 г. 6 м.), не пропущен, как и срок подачи административного иска. Доказательств уплаты недоимки по транспортному налогу за 2017 год и начисленных пеней не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска МИФНС России № 23 по Самарской области в части взыскания с административного ответчика налог за 2017 год в размере 317 руб. и пени за 2017 год в размере 41,78 руб. за период с 04.12.2018 по 01.07.2020.

Поскольку на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области удовлетворить частично.

Взыскать с Любавина Е.В. (ИНН ), зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 317 руб., пени за 2017 год в размере 41,78 руб. за период с 04.12.2018 по 01.07.2020, а всего – 358,78 рублей.

Взыскать с Любавина Е.В. (ИНН ) в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 400 рублей.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 02.05.2023.

2а-1578/2023 ~ М-6192/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Любавин Е.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация административного искового заявления
27.12.2022Передача материалов судье
28.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее