РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года г.Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Трух Е.В., при секретаре Дворянкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-226/19 по иску Панфиловой Л.Н. к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о взыскании денежных средств, процентов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Панфилова Л.Д. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что она зарегистрирована и проживает по адресу: адрес, является ***, поэтому ей полагаются выплаты компенсации ЖКУ. Однако, предоставив все документы ответчику, выплаты она получает не в полном объеме, кроме того ей не произведена выплата за январь, февраль, март 2018г., указав, что всю сумму выплатят в апреле 2018г. В марте ей выплатили 16 руб., в апреле ей выплатили 1077,53 руб., и эта сумма неправильно рассчитана. В мае ей выплатили 370,70 руб., в июне 1165,64 руб., в июле 800 руб. Кроме того, ответчик указывает, что она не произвела оплату за ЖКУ в январе за холодное водоотведение, за теплоснабжение, общедомовые нужды, однако ею приложены все квитанции об оплате коммунальных услуг. Размер компенсации за ЖКУ должен составлять не менее 50 % от оплаты за жилое помещение и холодную воду, горячую воду, электроэнергию и теплоэнергию. Считает, что нарушены её права, и она лишена денежной компенсации, в связи с чем, просит обязать Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по адрес произвести перерасчет компенсации за ЖКУ, исходя из 50 % размера квартплаты и платы за холодную воду, горячую воду, электроэнергию и теплоэнергию за период с января 2018г. по август 2018г., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В процессе рассмотрения дела исковые требования Панфиловой Л.Н. неоднократно изменялись, в последнем уточненном исковом заявлении Панфилова Л.Н., просила суд обязать Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» произвести перерасчет компенсации за ЖКУ, исходя из 50 % размера квартплаты и платы за холодную воду, горячую воду, электроэнергию и теплоэнергию за период с января 2018 г. по август 2018 г. с учетом повышения тарифов: за январь, февраль, март по 2049,38 руб.; за апрель месяц разницу 971,85 руб.; за май 1668,68 руб.; за июнь 883,74 руб., за июль 1343,81 руб., за август 1004,88 руб., за сентябрь 1020,08 руб., за октябрь 1168,38 руб., за ноябрь 407,33 руб., за декабрь 465,22 руб., и взыскать с ответчика материальный ущерб в размере вышеперечисленных сумм - 14981,26 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 492,16 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей
В судебном заседании Панфилова Л.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, на вопрос суда каким образом по ее мнению рассчитывается компенсация, пояснила, что ровно 50 процентов от фактически осуществленных платежей. На вопрос суда, что имеет ввиду истец, заявляя требования о перерасчете и взыскании с ответчика денежных средств, истец пояснила, что её требования направлены именно на взыскание с ответчика недовыплаченных ей денежных средств, которые она самостоятельно рассчитала. Истец подтвердила, что оплата жилищно-коммунальных услуг производится ею не до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, а позже, после получения пенсии, которую она получает в 20-х числах каждого месяца.
Представители ответчика ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенности, исковые требования не признали.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ГКУ СО «Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения» ФИО7 с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Панфилова Л.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от дата и выпиской из ЕГРН от дата.
Панфилова Л.Н. является инвалидом *** что подтверждается справкой №... от дата
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Статьёй 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
29.06.2015 принят Федеральный закон №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №176-ФЗ), которым внесен ряд изменений в федеральные законы (Закон «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов» и другие). С июля 2015 года льготным категориям граждан гарантируется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, был принят Закон Самарской области от 26.12.2016 № 143-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области" (далее - Закон № 143-ГД), и с 01.01.2017 изменен механизм предоставления выплаты: при расчете компенсации ЖКУ стали учитываться занимаемая площадь, состав семьи, наличие приборов учета, установленные нормативы потребления коммунальных услуг, установленные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, наличие задолженности.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам в РФ предоставляются меры социальной поддержки.
В силу п. 6 ст. 1 Закона № 143–ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» Гражданам, указанным в пунктах 9 и 23 части 2 настоящей статьи, компенсация предоставляется в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Самарской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Как указано выше, истец Панфилова Л.Н. проживает в квартире, принадлежащей ей по договору купли-продажи на основании права собственности, в связи с чем, право на получение компенсации за содержание жилого помещения у неё отсутствует, так как компенсация за данный вид услуги предоставляется только гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
По сведениям ответчика, изложенным в письменном отзыве, поставщиками жилищно-коммунальных услуг по адресу проживания истца, заключившими соглашения об информационном обмене с Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области, являются МП г.о. Самара «ЕИРЦ Кировского района» (теплоснабжение и общедомовые расходы), ОАО «Самарагаз» (газоснабжение), ЗАО «Самарагорэнергосбыт» (электроснабжение), ООО «СКС» (ХВС и водоотведение).
Из представленных ответчиком и третьим лицом документов следует, что компенсация платы за коммунальные услуги предоставляется Панфиловой Л.Н. в размере 50 процентов, но не более нормативов потребления коммунальных услуг по услугам «холодное водоснабжение», «водоотведение», «газоснабжение», «теплоснабжение», «электроснабжение», «общедомовые расходы» на основании сведения о начисленных и оплаченных платежах, поступающих от поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за телевизионную антенну и домофон не входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с чем, расходы истца на оплату телеантенны и домофона компенсации не подлежат.
В соответствии с п. 3 ст. 160 ЖК РФ компенсация выплачивается при условии отсутствия задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 3 Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением адрес от дата №... «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в адрес» (далее - Порядок), согласно которому компенсация ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Те же условия для получения компенсации по статье капитальный ремонт предусмотрены Порядком компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории самарской области, отдельным категориям граждан, утвержденными также постановлением Правительства Самарской области от 12.01.2017 №7 (далее - Порядок 2).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что ответственность за достоверность сведений о начисленных суммах и фактически понесенных гражданином расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг несут поставщики ЖКУ, подписавшие соглашения и предоставившие указанную информацию.
Согласно пункту 17 указанного Порядка в случае если назначение компенсации ЖКУ было осуществлено в автоматизированном режиме и ее размер рассчитан неверно, граждане имеют право на обращение в уполномоченные учреждения с заявлением о перерасчете компенсации ЖКУ. Перерасчет компенсации ЖКУ осуществляется региональным центром после получения от уполномоченных учреждений и поставщиков ЖКУ необходимых сведений.
Установлено и не оспаривалось никем из участников процесса, что с заявлением ни к ответчику ни в подведомственные ему учреждения о перерасчете с приложением доказательств оплаты истец не обращалась.
Те же условия для получения компенсации по статье капитальный ремонт предусмотрены Порядком компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории самарской области, отдельным категориям граждан, утвержденными также постановлением Правительства Самарской области от 12.01.2017 №7.
Расчет компенсации и их выплата Панфиловой Л.Н. производится на основании сведений о начисленных и оплаченных платежах, поступающих от поставщиков жилищно-коммунальных услуг (ЗАО «Самараэнергосбыт», ООО «СКС», МПг.о. Самара «ЕИРЦ» Кировский район, ОАО «Самарагаз») в автоматизированном режиме, что подтверждается представленными скриншотами из программ и копиями сберегательной книжки истца.
Из представленной в дело квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг, выданной на имя Панфиловой Л.Н. следует, что у истца имеется задолженность по взносам на капительный ремонт в размере 5243,35 руб.
Материалами дела подтверждено, что Панфиловой Л.Н. по сведениям, поступившим от поставщиков жилищно-коммунальных услуг, произведен расчет компенсации в пределах установленных нормативов.
Кроме того, суд принимает во внимание, что действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания денежных средств, недополученных по мнению получателя указанной компенсации, как следует из вышеизложенного возможно только произведение перерасчета.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований Панфиловой Л.Н. у суда не имеется, поскольку требования истца на нормах действующего законодательства не основаны, а расчеты произведены неверно по причине неправильного толкования действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении основного требования о взыскании денежных средств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении производных требований о взыскании процентов и компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Панфиловой Л.Н. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Е.В. Трух
Копия верна. Судья
Секретарь