Дело 2-2971(2014)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2014 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми
в составе: председательствующего судьи Кондратюк О.В.,
при секретаре Ичетовкиной О.Г.,
с участием представителя истца Туровец А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щерба З.М. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок,
у с т а н о в и л:
Щерба З.М. обратилась в суд и иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми № от 14.07.2014 года в предоставлении в аренду Щерба З.М. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Просит обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Щерба З.М. путем предоставления истице в аренду земельного участка, площадью 1.242 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного <адрес>) для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона. В обоснование заявленных требований истица указала, что Щерба З.М. имеет вторую группу инвалидности, что подтверждается справкой серия ВТЭ-№, инвалидность установлена истице бессрочно. 03.04.2014 года истица обратился в ДЗО администрации г. Перми с заявлением предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый номер 59:01:4219248:360. Ответом от 14.07.2014 г. № ДЗО администрации г. Перми отказал в предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома, в соответствии ст. 17 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не урегулирован, и предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах. Истец считает доводы ДЗО администрации г. Перми не обоснованными. Тот факт, что в настоящее время не урегулирован порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование. Реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона. Истица нуждается в улучшении жилищных условий.
Истица Щерба З.М. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддержала.
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные исковому заявлению. Указал, что необходимость указать в решение конкретный земельный участок по адресу: <адрес> обусловлена отсутствием разработанного порядка предоставления инвалидам земельных участков на уровне органа местного самоуправления и как следствие отсутствие земельных участков резервированных для этих целей. Решение суда без указания конкретного земельного участка не будет способствовать полному разрешению дела и послужит причиной для повторного обращения в суд, с целью изменения порядка исполнения решения суда. Указал, что требования Щерба З.М. обоснованы и подлежат удовлетворению, а доводы ответчиков не основаны на нормах действующего законодательства. Просит признать незаконным отказ ДЗО администрации г. Перми от 14.07.2014 года № в предоставлении в аренду Щерба З.М. земельного участка по адресу: <адрес> площадью 1242 кв.м., кадастровый номер №, для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. Просит обязать ДЗО Администрации города Перми предоставить Щерба З.М. земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1242 кв.м., кадастровый номер 59:01:4219248:360, в первоочередном порядке, в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства, без проведения аукциона, конкурсов, торгов на основании ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Представители Департамента земельных отношений в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просят провести судебное заседание в отсутствие представителей, исковые требования не признают, направили письменные возражения по иску. Указали, что истицей не представлено доказательств постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем положения ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применены быть не могут.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Суд находит отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми не обоснованными, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма урегулирования данного вопроса, отсутствия правил предоставления инвалидам земельных участков.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствие с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Как следует из материалов дела истица ФИО1 является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д.11).
Представитель истца Щерба З.М. – Харченко Е.А., действующая на основании доверенности, обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду Щерба З.М. земельного участка площадью 1.242 кв.м. по <адрес> (кадастровый номер №) для индивидуального жилищного строительства.
Письмом начальника Департамента земельных отношений администрации <адрес> от 14.07.2014г. № И-21-01-09-12166 в удовлетворении данной просьбы было отказано по тем основаниям, что в настоящее время в Пермском крае не разработан (отсутствует) порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий (л.д.12).
Тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование и не препятствует им в реализации указанного права. Таким образом, оспариваемое решение является незаконным и должно быть признано таковым решением суда.
В силу ст. ст. 11, 29, ЗК РФ обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов» по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного и дачного хозяйства.
Таким образом, бездействие органов местного самоуправления по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать права граждан, имеющих право на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Р.Ф. от 17.09.2008 года (ред. от 05.12.2008 года, извлечение) Верховный суд РФ разъясняет: «Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой приобретаемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда, как правило, на первоочередное получение чего - либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т. д.), а так же обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Следовательно, при предоставлении инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельного участка в аренду для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся».
Для решения вопроса о возможности предоставлении спорного земельного участка истице Щерба З.М. в соответствии ст. 17 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», требуется установить факт нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м, общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом установлено, что истица Щерба З.М. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес> Указанная квартира принадлежит Истцу на праве собственности и имеет общую площадь 42,2 кв.м, согласно сведениям из ЕГРП (л.д. 18,19). Совместно с истицей Щерба З.М. по указанному адресу постоянно зарегистрированы и проживают следующие лица: ФИО2 (внучка)- с 12.02.1999г., ФИО3 (правнучка)- с 01.07.2011г., ФИО4 (супруг внучки)- с 06.07.2004г. /л.д. 17/. Справкой о зарегистрированных лицах от 24.09.2014 г. подтверждается, что все зарегистрированные лица являются родственниками и проживания в указанном помещении более 10 лет. На каждого из членов семьи приходится по 10,55 кв.м. общей площади указанного жилого помещения, что меньше установленной учетной нормы. Иного жилого помещения у истицы Щерба З.М., членов семьи истицы ФИО2, ФИО3, ФИО4 не имеется, что подтверждается уведомлениями из ЕГРП от 23.05.2014 года. (л.д. 13,14,15,18,31). Общая площадь квартиры подтверждается договором безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 30.06.1994г. и сведениями из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. № 181 порядок предоставления земельных участков разработан не был. По этой причине не регламентировано, что вместе с заявлением в орган местного самоуправления должны быть представлены документы, подтверждающие нуждаемость заявителя и членов его семьи. В своем ответе от 14.07.2014 года № И-21-01-09-12166 Департамент земельных отношений администрации г. Перми дополнительные документы не запрашивал.
В материалы дела также представлены справки из ЕГРП на всех членов семьи истицы Щербак З.М. за период 5 лет (указано в графе вид запрошенной информации «за период с 19.05.2009 г. по 19.05.2014 г.) об отсутствии на праве собственности за ними иных жилых помещений и земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Аналогичные сведения за период до 1998 г. подтверждает справка из ЦТИ Пермского края. Кроме этого, 14.05.2001г. истице Щерба З.М. Комитетом Соцзащиты населения Администрации Свердловского района г.Перми была выдана справка о том, что ее семья (Щерба З.М. и внучка Малышева /Леостаева/ А.В.) является <данные изъяты> (л.д. 73).
Таким образом, обеспеченность истицы Щерба З.М. жилой площадью составляет менее 12 кв.м. Оценивая имеющиеся доказательства, согласно которым истица Щерба З.М. является диагноз, проживает в квартире общей площадью 42,2 кв.м, в которой помимо нее проживают еще 3 человека, при этом на каждого из них приходится по 10,55 кв.м общей площади, истец иного жилья не имеет, суд приходит к выводу о том, что собранными по делу доказательствами нуждаемость Щерба З.М. в улучшении жилищных условий установлена. Истица Щерба З.М. хоть и не состоит на учете, но является нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу ч.1 ст. 51 ЖК РФ, в связи с чем истица имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Своим отказом Департамент земельных отношений администрации г. Перми нарушил права Щерба З.М, связанные с возможным предоставлением ей земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома, то есть фактически имеет место спор о правах на земельный участок. Одним из способов защиты в суде является признание права. За истицей Щербой З.М. необходимо признать право на получение земельного участка в аренду в порядке ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Учитывая изложенное, отказ Департамента земельных отношений в предоставлении Щерба З.М. земельного участка является незаконным.
Истица Щерба З.М. просит обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставить ей в аренду земельный участок расположенный по адресу: <адрес> площадью 1242 кв.м., кадастровый № для строительства индивидуального жилого дома.
Суд не находит оснований для возложения на Департамент обязанности по предоставлению истице Щерба З.М. указанного им земельного участка.
Установленное ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не может быть истолковано как обязанность органа местного самоуправления предоставлять указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Хотя первоочередное предоставление земельных участков лицам, указанным в ст.17 ФЗ №181-ФЗ и производится без проведения торгов, что и является содержанием данной гарантии, однако такое предоставление земельных участков производится на общих основаниях. Указанным Федеральным законом не предусмотрено право выбора инвалидом конкретного земельного участка по его собственному выбору.
П.1 ст.30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, без предварительного согласования места размещения объекта, однако изложенное так же не означает, что такие земельные участки должны предоставляться гражданам по их произвольному выбору.
В соответствии со ст.11 ЗК РФ регулирование земельных отношений входит в полномочия органов местного самоуправления.
В указанной норме, в частности указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Таким образом, в рассматриваемой правовой ситуации, с учетом того, что истица Щерба З.М. является диагноз, нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, в соответствии с положениями ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидом в Российской Федерации» имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Департамента земельных отношений имеется обязанность по предоставлению земельного участка инвалиду. При этом законом не предусмотрено право истца, являющегося инвалидом, требовать предоставления ему конкретного земельного участка.
При таких обстоятельствах, на Департамент земельных отношений администрации г.Перми следует возложить обязанность по предоставлению истице Щерба З.М. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В удовлетворении требований о предоставлении земельного участка расположенный по адресу: <адрес> площадью 1242 кв.м., кадастровый № истице Щерба З.М. следует отказать.
Других требований заявлено не было.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми № И-21-01-09-12166 от 14.07.2014г. в предоставлении Щерба З.М. земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставить Щерба З.М. земельный участок в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В удовлетворении остальной части иска Щерба З.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
С У Д Ь Я : подпись
КОПИЯ ВЕРНА
С У Д Ь Я :